Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководствуйся в своей деятельности соответствием реальности, анализируй условия ситуации, думай о своих возможностях и решай, чего ты можешь достигнуть.






Еще немного о лотерее. Неудачники вели себя в ней по–разному. Одни все время «ставили на успех», другие заранее смирялись со своим проигрышем и, кажется, были даже довольны, когда их прогноз подтверждался. Третьи старались обмануть судьбу, то есть в тех случаях, когда надо было ждать выигрыша, они ожидали проигрыша и наоборот. Результат во всех трех случаях был практически предрешен. Они не замечали самого главного, что ситуация требует от них нового решения, выбора, и действовали как всегда.

А ты? Не проходишь ли ты мимо ситуаций, которые требуют от тебя того же?

Давай проверим это, выполнив третье задание.

Прежде всего составь перечень ситуаций за последнюю неделю, которые требовали от тебя решения, выбора, определения стратегии поведения. Сколько было таких ситуаций? Ни одной? Одна–две? Подумай, не живешь ли ты автоматически, не задумываясь о повседневной жизни? Может быть, ты упускаешь шанс повлиять на свою жизнь и свою судьбу?

Если тебе не удалось вспомнить такие ситуации, составь список событий своей жизни, когда тебе очень хотелось чего–то добиться, что–то получить, чего–то достичь. Готово? Посмотри, насколько далеко они отстоят от сегодняшнего дня. Чем дальше, тем больше шансов в пользу того, что твои теперешние неудачи определяются тем, что ты живешь в прошлом, теми решениями, выборами (или отсутствием их), которые были тогда.

А теперь вспомни и проанализируй свое поведение в ситуациях последней недели или событиях прошлой жизни, ориентируясь на приведенный выше рассказ о том, как вели себя «счастливчики» и «неудачники» в наших экспериментах. Для этого ответь на такие вопросы.

♦ Думал ли я, что надо сделать, чтобы достичь цели, принимал ли решение или действовал автоматически, как всегда?

♦ Стремился ли понять условия ситуации, что в ней ведет к успеху, а что – к неудаче?

♦ Анализировал ли свою деятельность по ходу ситуации?

♦ Изменял ли стратегию поведения, приспосабливая ее к изменившимся (в том числе и в результате моей деятельности) условиям?

♦ Старался ли заранее оценить шансы на успех и неудачу?

Итак, какое поведение тебе больше свойственно: победителя или неудачника? И если последнее, то не пора ли подумать о том, как изменить это?

Давай сделаем следующий шаг. Перейдем от самодиагностики к изменениям.

В течение завтрашнего дня рассматривай все, что с тобой происходит, так, как если бы все события требовали от тебя выбора, сознательного решения о наиболее удачной стратегии поведения. Вечером перед сном запиши и проанализируй свои впечатления. Даже если ты сразу забудешь об этом задании, а вспомнишь только поздним вечером, все равно запиши и продумай, предположи, почему так получилось.

Мы сделали лишь первую пробу. В дальнейшем таких заданий будет много, и если ты действительно решишься изменить свою жизнь, а в чем–то и самого себя, записи очень пригодятся.

Давайте снова посмотримся в «бумажное зеркало». Еще один популярный тест. Он разработан американскими психологами, но немного изменен для наших целей и условий. Опубликован он в той же книжке, о которой говорилось выше. [3]

Из предлагаемых ниже вариантов ответов выберите тот, который подходит вам больше всего.

1. Ваши сны:

а) драматичны, страшны;

б) туманны, неясны;

в) приятны;

г) эротичны.

2. О чем вы думаете утром, только что проснувшись:

а) какая будет погода;

б) о делах, которыми вы любите заниматься;

в) о делах, которыми вы не любите заниматься;

г) о друге, любимом человеке;

д) о человеке, который вам неприятен.

3. Как вы обычно завтракаете:

а) выделяете необходимое время, сервируете стол;

б) во время завтрака ворчите, что не выспались;

в) любите поговорить;

г) часто опаздываете и потому спешите.

4. Когда вы смотрите телевизор или находитесь в Интернете, на какие материалы вы обращаете внимание в первую очередь:

а) на политические и экономические новости;

б) на сообщения о происшествиях и преступлениях;

в) на материалы о спорте, о культуре;

г) совершенно другое.

5. Как вы реагируете, узнав о каком–то ЧП, преступлении, скандале:

а) вам безразлично;

б) беспокоитесь, чтобы такое же не случилось и с вами;

в) возмущаетесь, что правоохранительные органы не могут навести порядок;

г) понимаете, что в жизни может быть всякое.

6. Как вы ведете себя при первой встрече с незнакомым человеком:

а) сразу же доверяетесь ему;

б) ждете, когда он о чем–то спросит вас;

в) с интересом наблюдаете за ним;

г) следите за ним, но не делаете каких–либо выводов.

7. Что вы делаете, если замечаете, что кто–то разглядывает вас (в театре, кино, на улице…):

а) прежде всего вам кажется, что в вас есть что–то смешное;

б) начинаете думать, что у вас не в порядке одежда, прическа;

в) смотрите на себя в какую–нибудь витрину, зеркало;

г) вам это даже приятно;

д) не обращаете внимания, вам все равно.

8. Вы ищете какое–то место в чужом городе, зная только адрес:

а) предпочитаете взять такси;

б) будете расспрашивать прохожих;

в) предварительно выясните у знакомых, как лучше всего добраться;

г) попытаетесь найти сами;

д) все время будете бояться, что не сможете найти.

9. С какими мыслями вы начинаете учебный день, идете в школу:

а) надеетесь, что день будет успешным;

б) ждете, чтобы уроки скорее кончились;

в) в школе всегда приятно поболтать с приятелями;

г) надеетесь, что в этот день вас не подстерегают какие–то проблемы, неприятности.

10. Вы проигрываете в какую–нибудь игру:

а) это вас расстраивает, вы думаете: «Видимо, для меня это плохой день»;

б) будете играть и дальше, пока не начнете выигрывать;

в) считаете, что игра есть игра, – кто–то ведь должен проигрывать, так почему не вы;

г) пытаетесь придумать способ выиграть.

11. Когда вы сидите за столом и вам подают небольшую порцию чего–то особенно вкусного:

а) набрасываетесь на нее с аппетитом;

б) боитесь, как бы не поправиться;

в) съедаете все, но с угрызениями совести;

г) боитесь, что «даст сбой» ваш желудок.

12. Когда вы ссоритесь с кем–то, кто вам симпатичен, то:

а) боитесь, как бы не поругаться с ним окончательно;

б) относитесь к этому спокойно: во всем есть свой смысл;

в) считаете, что наверняка быстро помиритесь и все будет в порядке;

г) слишком гладкие отношения скучны.

13. Когда в ванной смотрите на свою фигуру, вы думаете:

а) «в общем, впечатление хорошее, хотя для совершенства нет пределов»;

б) «надо сбросить лишний вес: но для этого надо столько трудиться»;

в) «неплохо бы накачать мускулы, но это требует слишком много усилий»;

г) «фигура как фигура, как у всех, ничего особенного»;

д) сразу же решаете, что надо заняться гимнастикой.

14. Когда вы влюблены:

а) полностью отдаетесь увлечению, даже кратковременному;

б) ловите себя на мысли, приятно ли проявление ваших чувств партнеру;

в) вас все время что–то угнетает, вы постоянно настороже, встревожены, обеспокоены;

г) все время думаете об отсутствии взаимности;

д) ни о чем не беспокоитесь, чувствуете себя хорошо.

15. Вы прошли медицинский осмотр и пока ждете результатов:

а) боитесь, как бы у вас не нашли чего–то серьезного;

б) знаете, что врач вам все равно не скажет правду;

в) думаете, что раз у вас ничего нет, то чего же вам бояться;

г) думаете, что каждому лучше вовремя узнать всю правду.

16. Каждый день, общаясь с людьми, вы:

а) держитесь приветливо или прохладно – в зависимости от обстоятельств;

б) часто чувствуете себя неловко, не знаете, как себя вести с незнакомыми людьми;

в) внимательно следите за тем, как вас оценят, что скажут о вас, о вашем поведении другие;

г) нередко вам кажется, что вы лучше других;

д) зачастую вы думаете, что хуже других.

17. Вам предстоит длительное путешествие, как вы готовитесь к нему:

а) тщательно планируете;

б) не сомневаетесь, что наверняка произойдет какой–нибудь сбой, что–нибудь обязательно будет не так;

в) считаете, что все утрясется как–то само собой, поэтому к поездке особенно не готовитесь;

г) до самого отъезда находитесь в сильном возбуждении и только потом успокаиваетесь.

18. Какой из перечисленных цветов вы предпочитаете:

а) красный;

б) серый;

в) зеленый;

г) синий.

19. Когда вы принимаете решение, на что рассчитываете:

а) уповаете на везение, счастье, удачу;

б) только на самого себя;

в) вы в состоянии объективно оценить свои шансы;

г) обращаете внимание на предметы и предзнаменования (встречу с черной кошкой и т. п.);

д) считаете, что у каждого своя судьба.

20. У вас есть возможность выбора, что вы предпочтете:

а) получить небольшое наследство;

б) достичь устойчивых успехов в профессии;

в) создать что–то значительное в искусстве, науке;

г) встретить большую любовь;

д) заиметь хорошего, настоящего друга. Теперь по таблице подсчитайте очки.

Этот тест носит название «Оптимистли вы?». Вот какую оценку результатам дают его авторы.

♦ 24–35 очков. Вы неизлечимый, болезненный пессимист. Вам надо что–то делать! Так ли уж плох оптимизм?

♦ 36–47 очков. Хотя у вас время от времени и появляются какие–то проблески оптимизма, пессимизм чаще всего берет верх. Постарайтесь порадостнее смотреть на мир, сделайте что–то приятное самому себе.

♦ 48–60 очков. У вас очень трезвый взгляд на мир, но вы не можете отказаться от пессимистических настроений.

♦ 61–75 очков. У вас четкие, реалистические взгляды на жизнь, обычно в любой ситуации вы сохраняете оптимизм.

♦ 76–90 очков. Вы оптимист от рождения. И вы правы! Но это ваше качество в известной мере мешает вам исправлять свои ошибки. А жаль!

♦ 91–100 очков. Это уже не оптимизм, а необузданное легкомыслие.

Тебе понравилось твое изображение в зеркале? Нет? Результат кажется тебе неправильным? Считаешь, что для тебя этот тест не подходит? Возможно.

Как уже говорилось, популярные тесты – это во многом игра, хотя, если человек искренен сам с собой, они дают возможность многое узнать. Ведь зеркало можно держать пыльным и мутным и трактовать, как тебе нравится, то неясное изображение, которое там едва видно. А если зеркало чистое, там можно увидеть много неприятного, зато и исправить можно кое–что до того, как этот недостаток причинит тебе много неприятностей и на него будут указывать все кому не лень. Конечно, иногда после того, как увидишь результаты таких тестов, хочется вслед за французским режиссером Жаном Кокто воскликнуть: «Зеркалам следовало бы хорошенько подумать, прежде чем отображать что–либо». Но мы ведь понимаем: чистота и прозрачность «бумажного зеркала» зависят от искренности, а еще от того, насколько ты знаешь себя, есть ли у тебя желание и привычка анализировать свои отношения, поведение, поступки. Часто оно позволяет увидеть то, о чем мы редко задумываемся в сутолоке буден.

Вот, например, этот последний тест дает возможность подумать об очень серьезной вещи – об общем позитивном или негативном отношении к жизни. Об этом очень хорошо написал американский социолог Поль Вайнцвайг в своей интересной книге «Десять заповедей творческой личности», и я позволю себе привести довольно длинную цитату из нее:

«Отношение – это предрасположение к мысли, чувству или действию, направленное в определенное русло. Отношение (английское – attitude) происходит от латинского ареге, что означает прикреплять или присоединять. Действительно, наше отношение и является тем фактором, который привязывает нас к нашей судьбе – к каким–то конкретным людям, идеям, ситуациям и последствиям…» [4]

Прервем цитату и обратимся к родному языку. По словарю В. Даля одно из значений русского слова «отношение» – причинная связь, а одно из значений слова «относиться», от которого происходит «отношение», – «приписывать, находить причину, повод, связь», а также «принадлежать, состоять в связи, в ведении, зависимости». [5]

Таким образом, отношение для нас – это одновременно и выражение связи, и объяснение, и приписывание причин. И отсюда понятно психологическое определение отношения как субъективного, избирательного, оценочного, пристрастного подхода к действительности. Относясь к чему–то, мы выражаем свои пристрастия и таким образом объясняем причины событий, того, что с нами происходит. Так что и в русском языке «отношение» во многом схоже с английским.

Но вернемся к Полю Вайнцвайгу:

«Позитивное отношение (любовь, оптимизм, мужество) придает нам силы для освобождения из застенков условностей. Негативное же отношение (подозрительность, страх, сомнение, зависть) обладает не меньшей силой, но направленной на несбыточность наших надежд и ограничение круга наших возможностей. Руководствуясь чисто физическими законами, можно сказать, что позитивное отношение делает из человека причину, а негативное – следствие. В отношениях заложены мощные силы, определяющие саму природу человеческого бытия. Отношение – как руль корабля, от которого зависит, куда плывет этот корабль. Главная проблема как раз и состоит в том, что люди в большинстве своем не имеют об отношениях никакого представления. До тех пор, пока наши отношения скрыты в области подсознания, человек не может управлять ими. Возвращаясь к сравнению с кораблем, можно сказать, что человек с глубоко запрятанными в подсознании отношениями похож на судно, где нарушена связь между рулем и штурвалом. Штурвал в данном случае олицетворяет наши мысли, чувства и действия, в то время как руль – наши отношения, нашу ориентацию в жизни. Без ясного, четкого и честного осознания наших отношений все попытки повернуть штурвал наших мыслей и чувств обречены на неудачу». [6]

Итак, наше отношение к жизни, к самим себе, к другим людям – это то, что направляет корабль нашей жизни, определяет его путь, причем позитивное отношение позволяет нам самим прокладывать этот путь, быть хозяином своей жизни, негативное – превращает нас в игрушку в руках судьбы. Д–р Вайнцвайг идет дальше и предполагает, что позитивный и негативный настрои наших мыслей, позитивное и негативное отношение действуют как своего рода магнит, притягивая к нам положительные или отрицательные события. Вот, например, как он описывает последствия негативного отношения:

«Боязнь увечья, потери, болезни и т. п. порой так овладевает воображением человека, что он подсознательно, несмотря на все усилия воли, тянется к объекту страха. Более того, чувство страха приводит в действие биохимический механизм стресса, ослабляющий щитовидную и другие эндокринные железы, сводя до минимума сопротивление организма инфекциям, болезням и даже несчастным случаям. Ослабляя волю, страх воздействует и на мышцы; он вызывает также нарушение равновесия между двумя полушариями головного мозга, что, в свою очередь, нарушает координацию и дееспособность. Сила страха в самом страхе».

И далее:

«Если попытаться заменить страх некими позитивными субстанциями – храбростью, здоровым азартом, уверенностью в себе… то наши мысли и чувства превратятся в своего род позитивный магнит, усиливающий работу воли». [7]

Конечно, это всего лишь гипотеза, хотя она укоренилась прочно и в житейской мудрости, так называемой «наивной психологии», нашла свое отражение в фольклоре, в том числе и в русском. Мы еще вернемся к этой гипотезе, а пока зафиксируем то, что безусловно – значимость позитивного отношения.

Ключ 9 выглядит так.

Позитивное отношение к жизни (оптимизм, активность и уверенность в себе) – это то, что отличает «победителя», «счастливчика» от неудачника. При этом успех и удача, конечно, способствуют такому положительному отношению, но и само оно создает условия, «приманивает» удачу и успех. Очень важно не путать такое позитивное отношение с бездумным ожиданием подарков судьбы, роз с неба, причем даже без шипов. Основой такого позитивного отношения является вера в себя, ощущение своих возможностей.

А вот как добиться этого, мы поговорим попозже. Сейчас же еще об одной в каком–то смысле самой несчастной категории неудачников, тех, которых психолог А. В. Толстых метко обозначил как людей с «комплексом Епиходова» – помните персонажа из «Вишневого сада» А. П. Чехова, который говорил о себе: «Я знаю свою фортуну, каждый день со мной случается какое–нибудь несчастье…» и еще: «…судьба относится ко мне без сожаления, как буря к небольшому кораблю». Интересно, что, объясняя этот феномен, А. В. Толстых совершенно с других теоретических позиций приходит примерно к тому же, о чем говорил П. Вайнцвайг, утверждая, что главную роль здесь играют внутренние страхи, переживания, угрозы, которые заставляют человека обороняться, мешают ему нормально воспринимать жизнь, правильно ориентироваться в ней и, как пишет А. В. Толстых:

«…делают, как это ни странно, подобного человека потенциальной жертвой собственных страхов… Получается нечто вроде самогипноза, когда человек в ожидании мнимой угрозы держит себя в состоянии напряженности и как в сомнамбулическом сне неотвратимо движется к источнику опасности. Подобная неумышленная тактика поведения подобна известному военному действию – вызываю огонь на себя». [8]

Действительно, то, что существуют люди в большей степени, чем другие, подверженные несчастным случаям, было доказано еще в 20–х годах прошлого века, причем доказано психологами самых разных стран независимо друг от друга. Существует множество гипотез, объясняющих это явление, и вопрос далеко еще не решен. Вместе с тем, многие авторы согласны, что в основе такой, как принято писать в современной психологической литературе, «индивидуальной склонности к несчастным случаям» лежит повышенная эмоциональная напряженность, связанная либо с ощущением угрозы, опасности, либо с боязнью не достичь цели, с одной стороны, и неумением оценить реальную опасность, разобраться в условиях ситуации – с другой.

Как вы сами понимаете, первое тесно связано с тем, о чем говорилось раньше, – с позитивным или негативным отношением к жизни. Если вы помните, у самого Епиходова это проявлялось очень ясно: «…никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер».

Что же касается второго, то мне кажется очень убедительным эксперимент, проведенный американским психологом Г. Ханом.

Для этого эксперимента была специально вырыта яма и на дно ее набросаны бутылочные осколки. Испытуемого сначала просили внимательно посмотреть в яму с тем, чтобы он оценил степень опасности при падении в нее. Затем его отводили на 5 метров от ямы, завязывали глаза и просили подойти к краю ямы. По поведению в этой ситуации испытуемые разделились на три группы. Первые делали несколько шагов вперед (столько, сколько они считали безопасным), после чего останавливались и, несмотря ни на какие уговоры, не двигались с места. Вторые смело шли вперед и достигали края ямы столь быстро, что ассистентам психолога приходилось быть все время начеку, чтобы не прозевать и подхватить их в последний момент. Наконец, третьи проявляли повышенную осторожность буквально с первого шага.

Кто, как ты думаешь, в наибольшей степени подвержен опасности? Совершенно очевидно, что те, кто относится ко второй группе. Но не только они. Оказалось, что в такой же, а может быть еще в большей мере, несчастным случаям подвержены «сверхосторожные» люди.

Я думаю, ты теперь можешь объяснить, почему это происходит.

А каким бы было в подобной ситуации твое поведение?

Это наше следующее задание.

Вспомните, как ты ведешь себя в потенциально опасной ситуации, ситуации, чреватой несчастным случаем. Лучше, если таких ситуаций будет две–три. Если ты живешь в большом городе, подумай, например, о том, как ты переходишь дорогу на нерегулируемом перекрестке. «Примерь» свое поведение к тому, которое было свойственно испытуемым Г. Хана, и оцени, насколько для тебя вероятны несчастные случаи и чем это может быть вызвано, а главное, реши, что надо сделать, чтобы избежать их. Правда, тебе может понадобиться еще один тип поведения – хаотическая, бестолковая реакция, когда начинаются и не заканчиваются совершенно разнонаправленные действия. Например, на перекрестке, видя приближающуюся машину, человек то рванется вперед, то отступит назад, то застынет на месте. Очевидно, что такое поведение также весьма может способствовать несчастному случаю.

Можно задать этот вопрос и по–другому, пользуясь известной пословицей. Сколько раз тебе нужно измерить, прежде чем отрезать? Если ты обычно сначала режешь, а потом меряешь или меряешь очень много раз и так и не решаешься отрезать, а также если ты, несколько раз отмерив, режешь потом как попало или где–то в другом месте, – знай, несчастные случаи могут поджидать тебя, ты притягиваешь их своим поведением. Тебе просто необходимо срочно изменить его.

Итак, несчастные случаи, как и другие случаи неудач, о которых мы говорили, связаны с нашим общим отношением к жизни, общим позитивным или негативным настроем и с умением правильно ориентироваться в ситуации, руководствоваться принципом реальности. Именно над этими двумя моментами нам надо прежде всего начинать работать, если мы решили изменить свою судьбу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.