Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт неудач. Откуда и почему?






А теперь вернемся к началу. Помнишь решение задач на сообразительность, про то, что с неудачей в этих ситуациях чаще сталкивались те, кто ждет ее? Я думаю, теперь лишь одной подсказки достаточно, чтобы тебе стала понятна причина их неудач.

Опыт напоминает визит к стоматологу: каждый предпочитает войти после вас.

Р. Доргелес

Подсказка такая.

На мешочках, которые использовались в лотерее, было написано, сколько в нем выигрышных фишек, сколько проигрышных, причем в некоторых было больше первых, в других – вторых и лишь в одном их количество было одинаково.

В эксперименте на решение задач, как уже говорилось, все задания различались по трудности, причем все знали и видели, где лежат легкие задачи, где средней трудности, а где сложные. Кроме того, можно было выбирать следующую, ориентируясь на результат предыдущей. Теперь ты знаешь все. Итак, каков твой вывод?

Правильно. Те, кому не везло, решая, что делать (или, выражаясь научным языком, выбирая стратегию своего поведения), ориентировались не на реальные условия ситуации (каких фишек больше? какую я, следовательно, скорее всего, смогу достать? смогу ли я решить задачу этой сложности, ведь более легкую я не решил? я решил трудную задачу, значит, я могу попробовать решить еще более сложную), а на внутренние представления о своей удачливости или умении решать задачи либо на готовые правила, «принципы поведения».

Например: «Всегда надо стремиться к удаче», «Перед собой надо ставить только трудные задачи», «Лучше синица в руках (то есть избегание штрафа в лотерее, решение совсем легкой задачи), чем журавль в небе» и т. п.

Такой неучет условий ситуации, ориентация на прошлый опыт, на усвоенные в прошлом правила и нормы поведения – в общем, на какие–то свои внутренние ощущения, представления – и отличали неудачника от тех, кому в этих случаях улыбнулась удача. Последние просто обращали внимание на то, что происходит вокруг («Сейчас больше проигрышных фишек, значит, надо загадать проигрышную, а вот в этом больше выигрышных, следовательно, можно попробовать поставить на выигрыш»). Не забывали и о себе, но о себе не как о носителе Рока или Фортуны – счастливчике, неудачнике, а о себе как о деятеле–человеке, обладающем какими–то способностями, умениями («Я никогда не решал таких задач, но я вообще–то сообразительный, поэтому начну с трудных задач, а там посмотрю» – или «Я никогда не умела и не любила решать головоломки. Начну с легких»). Поэтому они могли гибко изменять свой план, корректировать деятельность в зависимости от того, как проходило решение задач, накапливались успехи и неуспехи в лотерее, то есть от того, как изменялись условия ситуации. Другими словами, если для первых наши экспериментальные ситуации были еще одной игрой с судьбой, по известным правилам и часто с предрешенным результатом, то для вторых – реальной деятельностью в новой ситуации, условия которой можно и нужно понять и использовать для своих целей. Именно поэтому первые действовали жестко, подобно автомату с включенной заранее программой, а вторые – гибко и динамично, ориентируясь на условия ситуации и подчиняя их себе. И в результате – первых чаще ждала неудача, а вторых – успех.

Вот вам и ключ 8.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.