Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Английская историография эпохи Просвещения новой истории






На историографию XVIII в, влияние оказала французская историография, в частности Вольтер и его исторические произведения, особенно его «Век Людовика XIV». Влияние идей Вольтера, его борьбы с религиозными предрассудками, с церковью не трудно заметить во взглядах многих английских историков в XVIII в. Однако хотя они как будто разделяли те же идеи, но у них была совершенно другая общая настроенность. В Англии же в это время царили покой, самодовольство и наслаждение достигнутым.

В произведениях английских буржуазных историков XVIII в. преобладает спокойный, самодовольный тон. При этом их подход к истории обычно гораздо поверхностнее: незачем углубляться в исторические вопросы, а то можно еще натолкнуться на что-нибудь неприятное, увидеть что-нибудь такое, что может подорвать их самоуверенность и самодовольство.

Английские историки предпочитают рассказ анализу, они повествуют занимательно, прагматически, но довольно бесцветно. У них в большей степени сохранились старинные приемы исторического изложения. Они стремятся придать истории занимательный характер, наполняют ее всякого рода занятными анекдотами, риторическими украшениями. сильна еще гуманистическая традиция. Из истории они желают извлечь поучение, которое не нарушало бы их спокойствия, но вместе с тем давало бы и удовольствие.

Типичным представителем этого рода историографии был знаменитый философ-агностик Давид Юм (1711 —1776), который в то же время был одним из известнейших английских историков. Его главное историческое произведение—«История Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688 г.». При этом Юм начал печатание этой «Истории» с конца, с последней злохи, г. е. с эпохи Стюартов. Потом она была издана целиком в 1763 г. Обычно все новые издания печатались с продолжением, написанным современником Юма Смоллеттом, который довел изложение до 1760 г.
Юм - убежденным поклонником английской аристократической конституции.
Юм был также и экономистом. Он был противником меркантилизма, проповедником свободной торговли, хотя с рядом оговорок. Юм - национальное богатство возможно только на почве нужды широких классов населения, что только народная нужда, которая заставляет эти классы населения усиленно работать для своего пропитания, «не повышая цены своего труда», может создать основу для национального богатства
Для Юма история не столько поучение, сколько развлечение философского ума, который желает отдохнуть, созерцая превратности человеческих страстей и стремлений. История не имеет для него ни политической, ни социальной ценности, какую она имела для французских просветителей. Юму не приходилось искать лучшей формы политического устройства; эта форма, по его мнению, уже найдена в английской конституции, У него было, некоторое сочувствие к просвещенному абсолютизму, который он связывал со Стюартами, но еще больше мы видим у него симпатии к «просвещенной аристократии».

Основная историческая работа Юма посвящена только Англии. В ней он не поднялся до той всемирно-исторической точки зрения, которая господствовала в работах французских просветителей представление о движущих силах в поверхностное. Он совсем не придавал значения экономике в истории, хотя и являлся специалистом в вопросах политической экономии. Для него история есть поле деятельности, на котором отдельные личности добиваются осуществления сознательно поставленных целей или действуют на основании точных расчетов. Очень мало интересуют Юма и такие вопросы, как развитие культуры, наук к искусств.

История Англии Юма разделена на три части. Слабее всего написана первая часть, посвященная истории средних веков, которая его меньше всего интересует, как время бесправия и беззакония.

Следующий раздел — история эпохи Тюдоров. Здесь важна его новая по сравнению с предшествующими историками мысль. Он выдвинул свою точку зрения на эпоху Тюдоров, которая потом делается господствующей в исторической литературе. Юм доказывал, что при Тюдорах никаких парламентских вольностей не допускалось, что при этой династии были установлены порядки, очень близкие к абсолютизму, были очень усилены королевские прерогативы. Поэтому, с точки зрения Юма, Стюарты не нарушили никаких народных прав, они только продолжали ту политику, которая до них проводилась в Англии. Они только защищали установившиеся традиции, а наступающей стороной, захватчиком, был именно парламент.
Для Юма характерно крайне отрицательное отношение к английской революции.

Юм ненавидел религиозный фанатизм. В английской революции он видел только проявление духа пуританства н сектантства, которые считал образцом грубости, суеверий и невежества. Карл I ему гораздо симпатичнее пуритан, хотя он слегка порицал его за приверженность к епископальной системе. По его мнению, вся эта смута, называемая революцией, вызвана религиозным фанатизмом, или, как он говорит, «богословской ненавистью».
Он приписывает индепендентам покушение на основу всей культуры и цивилизации, стремление установить равенство состояний. Идеи левеллеров он тоже представляет себе очень неточно, хотя и отмечает, что у них было большое достоинство — религиозная свобода, религивз-ная терпимость. Юм горячо приветствовал реставрацию. Юм отрицательно относился к вигам и рисовал их чертами, которых они не заслужили. Он изображает их демократами, сторонниками неограниченной политической свободы, т. е. он принимает (или делает вид, что принимает) всерьез те лозунги, в которые виги сами не верили и которыми они лишь прикрывали свои классовые интересы.

Переворот 1688 г. он восхваляет, так как, по его мнению, он установил в Англии лучшую в мире конституцию, полную гарантию действительной политической свободы.
Общие выводы у Юма очень редки; если у него и есть какие-нибудь обобщения, то это, скорее, обобщения психологического характера в виде характеристик отдельных личностей. Юм следует старинным, традиционным формам изложения. История у него делится на отдельные царства, его интересует в первую очередь внешняя политика, история государей и министров, войны и дипломатия; он мало касается вопросов законодательства и права; у него очень много анекдотического и мало проверенного материала.

Уильям Робертсон (1721 — 1793).
Основные работы Робертсона— «История Шотландии», доведенная им до 1603 г., и «История царствования Карла V». Робертсон написал еще «Историю Америки», но эта работа осталась незаконченной. Сначала в ней излагалась только история испанских и португальских колоний, а затем была прибавлена история английских колоний.

В «Истории Карла V», изданной в Лондоне в 1769 г., наибольший интерес представляет введение; сама же история Карла V мало интересна. Это довольно поверхностное и беглое изложение материала источников, слабо связанное некоторыми политическими и психологическими суждениями автора, довольно неглубокими по своему содержанию. Во всяком случае эта история гораздо ниже работы Вольтера, посвященной истории Людовика XIV. Но введение представляет ценность. Оно излагает историю Европы от падения Римской империи до начала XVI в.— до времени Карла V. В этом введении в духе Вольтера проводится восхваление просвещенного абсолютизма как наиболее совершенной политической формы. Робертсон дает здесь стройную, буржуазную в своей основе, историческую концепцию о постепенном переходе от хаоса феодализма к политическому порядку монархии.

Робертсон в противоположность Юму под влиянием Вольтера пытался изложить историю ряда стран; у него — всеевропейская точка зрения. Самый выбор темы его работы о Карле V определялся тем, что со времени Карла V, как он считает, государства Западной Европы составляют единую политическую систему. Его интересует значение империи Карла Удля истории Европы в целом.

 

 

20. Английская историография вт.п. XIX века древней истории и средневековья

Оксфорд-центр изучения истории др. мира и СВ.

Уильям Стеббс «Конституционной истории Англии» (3 тт., 1874—1878) (изложение доводилось до 1485 г.) и трудов по средневековой истории Германии. Основная научная заслуга Стеббса состоит в публикации документов: его работы в этой области отличаются большой тщательностью, а комментарии к ним — большой эрудицией. Стеббса считают основателем оксфордской школы.

Джеймс Фруд в своем крупнейшем произведении «История Англии от падения Уолсея до разгрома Великой Армады (1530—1588)» (12 тт., 1856—1870) Фруд воспевал мудрость и дальновидность колониальной и внешней политики Генриха VIII и Елизаветы I и восхищался «подвигами» английских морских пиратов и колонизаторов. В книгах «Англичане в Вест-Индии» (1888) и «Англичане в Ирландии в XVIII в.» (3 тт., 1872—1874) он оправдывал жестокости английских колонизаторов.

Э. Фримен наибольшую известность получили его исследования, посвященные средневековой истории Англии. " История нормандского завоевания Англии", «История европы».. «Историческая география Европы» является первым и очень удачным опытом изложения всех главных территориальных изменений, происходивших в Европе, начиная с древности и кончая современной эпохой. История для Ф.- это политика прошлого, а политика - история настоящего. Ф. был одним из ревностных сторонников сравнительно-исторического метода.

Уильяма Кеннингем «Развитие английской промышленности и торговли в средние века» (1890). В центре интересов Кеннингема, либерала и сторонника «свободной торговли», была экономическая политика правительства.

Уильям Эшли «Введение в английскую экон. историю и теорию» посвященный периоду ср. в., был доведен до XVI в. Эшли уделял большое внимание эконом. доктринам, но и в его работе центр. место отводилось правительств. политике. Консерватор по своим политическим убеждениям, он подверг критике доктрину «свободной торговли» и оспаривал утверждения либеральных экономистов о ее благодетельной роли.

Эксперимент-основн. средство изучения. Аналог в истории – шаблон, эквивалент эксперимента, котор. Д.б. общим для всех стран.
Интресе у проф. Историков к экономической истории-раньше не было.

Крупным ученым-марксистом был участник социалистического движения, историк и философ Эрнест Бельфорт Бакс (1854— 1926). Его перу принадлежат работы «Германское общество в конце средних веков» (1894), «Социальная история германской Реформации»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.