Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немецкая средневековая историография






Образ-е варварских гос-в на развалинах Зап-Римской империи происходило в условиях значит понижения дух к-ры. Происходит быстрое угасание античной традиции.

Расцвет историографии в каролингск п-д. Слияние церковн и светских элементов особенно отчетливо. В эпоху Карла Великого упорядочение и объедин-е разл историограф мат-в. В Германии с к. 9 в. вместо королевского развивается локальн монастырское летописание. Историографич активность проявлялась в создании биографий, всемирных хроник, монографич произв-й, особенно житийной лит-ры. С к. 9 в. политич обстановка во Франкском гос-ве ухудшается, тематика мельчает, ухудшается язык и стиль историч произв-й, практически не обращаются к античным трудам. Одним из исключений в Германии Видукинд (919—973), автор «Саксонской истории». Большую часть жизни Видукинд провел в Корвейском монастыре и не имел никакого отношения ни к дипломатии, ни к военным подвигам героев своего исторического повествования Генриха I и Оттона I.

К к. 10 века влияние каролингского Ренессанса в обл к-ры и историографии было полностью исчерпано.

В Германии стимулом к оживлению историч работы послужили, с одной стороны, конфликт между империей и пап­ством и обусловленная им внутриполитическая борьба, с дру­гой - агрессия германских феодалов против славян и литовско-латвийских племен Прибалтики с целью завоевания и колониза­ции их земель. При этом в порядке своеобразного разделения труда западногерманские хронисты (Ламперт Герсфельдский, Фрутольф Михельсбергский, Эккегардт из Аура, Оттон Фрейзин­генский и др.) сосредоточили внимание на пер­вой теме, а восточногерманские (Адам Бременский, Гельмольд, Арнольд Любекский) - на второй.

Ламперт составил «Анналы» в которых события от «сотворения мира» и примерно до сер XI в. изложены очень кратко, главным образом на основании материалов Исидора, Беды и старых анналов Герсфельдского и Фульдского монасты­рей. Язык и и стиль «Анналов», которые отличаются почти классической ясностью и выразительностью, обнаруживая влияние
Ливия, отчасти Аммиана Марцеллина и Саллюстия, привлекли
к этому произведению внимание немецких гуманистов. С этого времени
и почти до конца XIX в. все перипетии борьбы Генриха IV и
Григория VII, в частности знаменитое свидание в Каноссе, излагались по Ламперту. Но уже Ранке показал, что Ламперт
искажалфакты. «Анналы» являются «ско­рее плодом упражнений стилиста, чем историка».

Адам Бременский «Деяния епископов Гамбургской церкви» Первая книга «Деяний» представляет краткий обзор истории восточных германцев от завоевания Саксонии Карлом Великим и до 936 г. У Адама впервые упоминается Винланд- страна на восточном побережье североамериканского континента. На страницах своего сочи­нения присоединил к Германии все без исключения западно­славянские земли, определив тем самым размеры аппетитов гер­манских феодалов. Относится довольно критически к действиям германских феода­лов и проповедников христианства в славянских землях.). Является большим мастером историч портрета.

Гельмольд (ум. ок. 1177), был менее образованным историком, чем Адам Бременский, но он знал славянский язык и был лучше осведом­лен о характере и методах германской «колонизации» на землях поморских славян. Рисуя картину массового истребления и на­сильственного онемечения и порабощения уцелевших славян, сожжения их деревень, захвата их земель, не скрывает своего отрицательного отношения к подобным методам колониза­ции. Однако это не мешает ему прославлять главных организато­ров этих злодеяний — Генриха Льва и др.

Известнейший хронист XII в. Оттон, епископ Фрейзингенский (1111 —1158) внук императора Генриха IV и дядей другого германского императора Фридриха I Барбароссы. Выполнял ряд поручений императора и был в курсе всех тогдашних политических и церковных дел. Хроника «О двух государствах». Основн линия труда - противопоставление двух царств: «царства божьего» и царства земного, в основе которого лежит историческая концепция, созданная ранее Августином. Мудрый человек должен удаляться от земных дел и обращать свой взор к неизменному и вечному «государству божьему», ибо существуют два царства: одно - временное, другое - вечное.

Об античности знает очень мало в отличии от Августина.Е го книга ставит определенную моральную цель - научить людей презирать все радости мира. У него мы находим продолжение и развитие идеи Августина о значении христианского государства, Римской империи как охранительницы церкви. У Оттона отсутствует представление о начале средневековья. Никакого разрыва между античной историей и средневековьем, как это понимали позднейшие поколения, он не знает. Изложение истории Римской империи ведется непрерывно - от ее начала и до Фридриха Барбароссы.
Он утверждает, что когда прекратилась империя на Западе, она была перенесена на Восток.
Считал, что происходит «перенесение» империи сначала из Рима в Константинополь, затем - второе «перенесение», из Константинополя к франкам. Правда, после этого следуют упадок и смута во Франкском государстве, но потом империя восстанавливается в восточной части Франкского государства, где жители говорят на «тевтонском языке» и куда переходит светская власть бывшей Римской империи. Так обр, старается доказать, что титул римского императора передается через Константинополь и франков в «Священную Римскую империю германской нации». Поэтому для него весь период, последовавший за падением Рима, и то время, в которое он жил, представляются продолжением Римской империи. Он признает, что эта новая Римская империя кое в чем отличается от старой. Именно когда Константин перенес столицу в Константинополь, он уступил западную часть империи папе. Так обр, римский император передал светскую власть в Риме папе, и папа в течение многих лет обладал полнотой светской власти в городе (т. е. Риме).
Централ? истории для него является отношение церкви и гос-ва. Отношения между церковью и гос-вом - постепенное ослабление римского гос-ва и неуклонный рост могущества церкви. Самым значительным ударом по могуществу империи и, наоборот, моментом, возвышающим церковь, Оттон Фрейзингенский считает «Константинов дар».
Будущее развитие человечества: Римская империя идет к концу, стало быть, идет к концу и мир, потому что Римская империя — последняя светская империя в мире. Конец Римской империи будет концом земного мира. Мир глубоко стар. Обновление мира мыслит в виде наступления «царства божьего», т. е. царства небесного.
Существует значительная разница между хроникой и его «Историей императора Фридриха I», 2, где он описывает события либо на основании того, что он сам видел, либо на основании рассказов свидетелей событий. Здесь и язык, и стиль меняются, все изложение делается гораздо живее.
Нельзя сказать, что у средневековых писателей совершенно отсутствовала критика источников. Иногда они пытались выбирать между одним и другим источником, иногда указывали на малую правдоподобность того или иного повествования, иногда предоставляли читателю выбрать тот или другой вариант излагаемого хода событий. Оттон Фрейзингенский в «Книга о двух государствах» — приводит мнения многих лиц, которые уже в его время, в XII в., задолго до того, как «Константинов дар» был разоблачен Лоренцо Валлой, подвергали сомнению подлинность этого документа. Он излагает даже доказательства своих противников.


 

 

23. Немецкая историография в XVI – XVII вв.

Гуманизм вырос в Германии под сильным итальянским влия-
нием. Нем гуманизм имел общее с итальянск: 1) борьба со средневековым догматизмом, схоластицизмом, преклоне­нием перед авторитететом; 2)превознесение разума как творческой силы и единственного критерия оценок; 3) критич отн-ние к сверхъестественному и чудесному, к предрассудкам и суевериям; 4) стремле­ние к полной секуляризации мысли и знания. Отличия от итальянск: 1) нем гуман историография была проникнута сильным и агрессивным национализ­мом (прославление немецкой нации и ее прошлого, защита ее политического единства, обоснование тер-х притязаний Германии). Националистические интересы больше влекли гуманистов к изучению средневек прошлого Германии, чем к истории др мира, причем средние века они вообще ставили выше античности. В связи с усиленными занятиями немецким средневековьем в Германии рано проявляется забота о собирании и публикации средневековых нарративных и отчасти законодательных памят­ников. 2) несмотря на рост капит элем-в в хоз-ве Германии, к н 16 в. она все же сильно отставала от Италии. Ее политич организация, соц отношения, экономика были еще феодальными. Бюргерство не возглавило буржуазной револю­ции в Германии. Идеолог и вождь «бюргерской оппозиции» Мартин Лютер сделался преданнейшим слугою германских князей.В самом начале Реформации все гуманисты младшего поколе­ния во главе с Гуттеном перешли на сторону Лютера; ему симпа­тизировали и старые гуманисты - Пиркгеймер и др. Но с подъе­мом револ движения почти все гуманисты отошли от Реформации. Гуманизм и Реформация оказались несовместимыми. Гуманисты не могли про­стить Лютеру его ориентацию на князей, угрожавших независи­мости имперских городов, и оставались верны идее политически единой Германии во главе с сильной императорской властью.

Немецкому гуманизму начала XVI в. в еще большей степени, чем итальянскому XV в., присущи самые противоречивые черты: наряду с прогрессивными идеями он со­храняет остатки феодально-схоластического ми­ровоззрения. В Германии гуманистическая историография быстро перерастает в историографию реформации и контрреформации.Это сказывается даже на таких крупнейших представителях нем гуманизма, как Э. Роттердамский, Рейхлин, Ульрих фон Гуттен. У них проблемы подготовки религиозной реформации играют определяющую роль в их гуманистич интересах. Эти великие нем гуманисты сыграли крупнейшую роль в историографии, хотя сами они и не были историками. Та работа, которую проделал Э. Роттердамский или Рейхлин над старинными текстами, все применяемые ими подготовительные приемы историч и филологич критики, вся эта работа над изданием правильных текстов - их крупная заслуга перед наукой. Гуттен, например, издал в Германии сочинение Л. Валлы о «Константиновом даре», хотя в данном случае им руководили не столько побуждения научно-гуманистического характера, сколько стремление причинить неприятность папе и поддержать рефор-мационное течение.

Самым ран немец историком-гуманистом был Р. Агрикола (1442—1485). Его филос труд «Об изобретении диалектики», в кот он, следуя Л. Валле, подвергает критич. пересмотру принципы схоластики. Его историч труд «Всемирная история» до нас не дошёл. Известно только, что Агрикола первый в Германии использовал для древнейших периодов наряду с Библией Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Полибия, Диодора и, разумеется, всех римских авторов. Но это не дает нам еще права считать его историю подлинно гуманисти­ческим произведением.

Аббат Тритемий (1432—1516), ученик Агриколы, известен прежде всего как злостный фальсификатор. Из патриот. рвения с целью обосновать глубокую древность германцев. Его труды содержат немало других фантазий, искажений и ошибок, что не мешает ему много разглагольствовать о «святом долге историка» писать только правду, без чего история не в состоянии достигнуть своих морально-воспитательных целей.

Швабский гуманист Науклер (1430—1510), «первый критический историк Германии», но и его «Всемирной хронике» от сотворения мира до 1500 г. свойственны более черты феодально-церковного, чем гуманистич произв-ния. Хотя для истории XIV—XV вв. он привлекает документ. материалы, повышающие ценность соответствую­щих разделов хроники, но в проч частях его главными источни­ками служат труды, используемые некри­тически. В споре о происхождении франков он занимает правильную позицию, отбрасывая троянскую сагу и отмечая, что Цезарь, Страбон и Тацит не упоминают этого племени среди дру­гих германских племен. Но наряду с этим он ссылается на под­ложного Бероза и Библию для доказательства того, что германцы происходят от сына Ноя и являются древнейшим народом на земле. Германцам бог дал власть над миром, они счастливее всех других народов, их империя - это божественное, а не папское учреждение. Все это очень далеко от «кри­тической истории».

Швабский гуманист Г. Бебель в националисти­ческих измышлениях пошел еще дальше. Утверждает, что немцы-единственный народ на земле, не имеющий чужой примеси. Они никогда не испытывали ига чужеземцев.

Начало немецкой гуманистической историографии в собствен­ном значении этого понятия было положено группой гуманистов, связанных с императором Максимилианом I в качестве его советников, дипломатов, придворных историографов. Как немецкие патриоты, они в своих историч трудах стремились прославить Германию, содействовать ее укреплению как единого национ гос-ва, причем свя­зывали осуществление своей политической программы с деятель­ностью императоров Габсбургской династии.

К.Цельтис (1459—1508) более поэт, чем ученый, к историографии имеет отно­шение прежде всего как собиратель и отчасти издатель ценных памятников старины. По воле Максимилиана вынужден был заниматься генеалогией и вместе с Куспинианом сочинил фантастическую родословную Габсбургов. Среди его патриотиче­ских измышлений особый интерес вызывает попытка вывести германскую к-ру не из римской, позже итальянской, а непо­средственно из культуры древних греков. Доказ-вом слу­жит наличие в нем яз. остатков греч. языка и проч. Славу Цельтису доставили его усилия объединить нем гуманистов для обшир­ного коллективного труда по историко-географическому описанию Германии. Этот замысел не получил осу­ществления. Благодаря Цельтису в ряде городов возникли «содружества» гуманистов, напоминавшие итальянск «академии».

И. Куспиниан (1473—1529) был уже на­стоящим историком-исследователем, автором серьезных трудов и ценных публикаций. Кроме издания многих источников истории средневековой Германии, его научн достижение - книга «О римских цезарях и императорах», доведенная до смерти Максимилиана. Задачей автора - обоснование тезиса, что империя есть основная историч категория и вместе с тем идеальная гос организ-ия. Книга пред­ставляет серию биографий «римских императоров» начиная от Ю. Цезаря. Главн ее интерес состоит в критич методе. Подвергает источники сравни­тельному анализу, выясняет их политич., партийные тенден­ции. Для него вообще не существует никаких авторитетов, но с этой подлинно гуманистической чертой еще уживается совер­шенно некритическое отношение к некоторым средневековым бас­ням.

Историком-гуманистом Венской группы барон Сигизмунд фон Герберштейн. Заключить союз с Рос­сией против турок не удалось ни этому, ни второму посольству Герберштейна (1526 г.), и единственным рез-ом поездок венского дипломата явились его знаменитые «Записки о московитских делах» - «важнейший источник по истории Московского государ­ства в этот период».«Записки» относятся к тому историко-географич жанру.У Герберштейна преобладает мате­риал географич, хотя и история, основанная на русских летописных данных, нашла себе место, равно как и сведения об учреждениях, организации управления и церемониале Москов­ск двора.

К. Пейтингер (1465—1547), был офиц представителем интересов Максимилиана I в Аусбурге. В Италии, где получил высшее юридич образ-ие, пристрастился к собиранию памятников старины. Его кол­лекция рукописей, надписей, монет, медалей, античных ваз, статуй и проч. памятников притягивала в Аугсбург антиква­ров и историков. Изданная им небольшая часть надписей его коллекции является первой в Германии публикацией этого рода. Большой знаток нумизматики. Его главный Труд _ «Книга императоров»(до Карла Великого). Он наиболее четко формулировал задачу немецкой гуманистиче историографии: заниматься историей только своего народа и притом в связи с потребностями своего времени.

Нюрнбергский патриций В. Пиркгеймер (1470—1530 гг.) участ­вовал в походе Максимилиана I против Швейцарии. Этому по­ходу посвятил работу «История швейцарской войны»-первую нем гумани­стич монографию о современ автору событиях. Другая ра­бота-«Краткое описание Германии»-краткий обзор историческ географии и древностей Германии, основанный на данных Страбона, Плиния, Цезаря, Тацита и др.

Старейшим представителем был Я. Вимпфелинг (1450—1528) один из самых аг­рессивных националистов в нем гуманистическ дв-ии. В 1501 г. издал заостренную против Франции работу «Германия», в кот., ссылаясь на Цезаря и Тацита, отвергает франц. притя­зания на левый берег Рейна. + труд «Краткая история Германии до нашего времени» - компиляция, изобилующая ошибками и фанта­стическими данными, но имеющая значение как первый опыт общей истории Германии в гуманистическ форме. Отвер­гает германское происхождение «галльских франков», от кото произошли французы и которых не следует смешивать с «германскими франками» -предками немцев. Карл Великий (как и его отец) был германским франком, т. е. немцем, следовательно, и Римская империя после своего падения была восстановлена немцами и с того времени находится непрерывно в их руках вплоть до нынешнего Максимилиана, «главы всего христианского мира». Ссылается без разбора на источники самого различного и разновременного происхождения - на Тацита, письма Петрарки, папские буллы и т. д., нимало не заботясь об их критическом сопоставлении.

Б. Ренан (1485—1547) вышел из той же знаменитой ла­тинской школы, кот вос­питала Вимпфелинга и многих других эльзасских гуманистов, но это был в отличие от них осторожный в своих суждениях иссле­дователь, кабинетный ученый. В центре его внимания стояли древние германцы и история Гер­мании в раннее средневековье. Первый его труд -критический комментарий к Та­циту, где занялся? топонимики, историческ географии, соотношением между различными германскими племенами и народностями, этимологией германских имен. Для его метода характерно широкое применение конъектурной критики текста. Опираясь на пре­красное знание лат и греч языков, он в явно испорченных или сомнительных местах предлагает свое чтение текста, причем строго отделяет текст от конъектур. Гл дело - его жизни - «Три книги германской истории», доведен­ной до императоров Саксонской династии, где ставит в ходе изложения ряд принципиальных вопро­сов: являлись ли римляне угнетателями германцев или же они принесли германцам культуру; были ли германские завоеватели империи представителями «готического варварства». Не последнее место занимает живо интересовавший всех немецких гуманистов вопрос: можно" ли считать германские племена аборигенами Германии или пришель­цами из других стран? В связи с ответом на последний вопрос разоблачил так называемую хронику древневавилонского жреца Бероза как подлог. «Германская история» Ренана давно уже утратила значение для науки, но она является важной вехой на пути развития исто­рико-филолог критики источников.

Единствен историком-гуманистом в Германии п.п.п XVI в., выступавшим в качестве идеолога широких масс нем народа, был С. Франк (1500—1542). (демократич течение в реформации). Стремясь сделать доступными народу некоторые гуманистич произведения, содержащие критику схоластической лже­науки, католической церкви, общественно-политического строя Германии, Франк перевел тогда на нем яз «Похвалу глу­пости» Э. Роттердамского. Гл истор труд - «Хро­ника, летопись и историческая библия» - книга, написанная на превосходном народ­ном языке, быстро получила широ­кое распространение, но она вызвала и в церковно-феодальных, и в буржуазно-гуманистических кругах бурю негодования. Осторожный и умеренный вождь нем гуманизма Э. Роттердамский написал формальный донос на крамольную книгу, следствием чего была конфискация всего ее тиража и изгнание Франка из го­рода. Оказался полностью изолированным в научной среде, и умер в полной безвестности.Как гуманист выступает против схоластической философии, отвергает все традиционные авторитеты, включая Библию, видит критерий истины в человеческом разуме, а источник ее познания в опыте и наблюдении над действительностью. С пози­ций разума подвергает критике все исторически сложившиеся учреждения: гос-во с его органами насилия, войны и наемные армии, феодальный обществен строй, католическ и евангелические церковные организации. Античности дает явное предпочтение перед средневековьем. История для Франка, как и для мно­гих гуманистов, самая важная из наук.

Франк, как и мн др историки-гуманисты, не проводит специального исследования первоисточ­ников, а берет готовый материал из др хроник, перерабатывает свои литер источники, вносит новые материалы. Франк знает, что зло не в тех или иных личностях, а в соц строе. Источник всех несчастий человечества — частная собственность. В коммунизме Франк видит один из существенных призна­ков подлинного, неискаженного христианства. Буржуазные историки стараются доказать, что коммунизм у Франка носил чисто теоретический, абстрактный хар-р.

«Всемирная история», написанная известным протестантским теологом, последователем М. Лютера, Ф. Меланхтоном (1497—1560). Один из крупнейших представителей гуманистич историографии в Германии. Между тем его «Всемирная история» до такой степени окрашена церковными тонами, что ее трудно признать гуманистической, если не говорить о ее внешней форме - о хорошей гуманистической латыни, о многих греч словах, кот вставляются в текст, и о широком использовании античных историков. Для него история является орудием политики деятелей реформации. История должна научить гос людей политике мира и справедливости. В истории он, подобно средневековым хронистам, видит направляющий перст божий. Само писание истории есть выполнение воли божьей. Излагает историю по 4 монархиям, как излагали ее старинные средневековые хроники. «Всемирная история» по своему языку и использованию довольно широкого круга античных историков близка к трудам гуманистов, но самое мировоззрение этого произведения гораздо ближе стоит к средневековым хроникам.

В лютеранском же духе написана работа «О 4х верховных монархиях» (наподобие труда Меланхтона), кот выдержала много изданий и до XVIII в. продолжала оставаться школьным пособием И. Слейдана (1506—1556). Изложение в ней доведено до времени правления Карла V, работа подчинена одной основной идее, что история руководится непосредственно перстом божьим и развивается по схеме 4 монархий. Книга заканчивается в пессимистических тонах. Как краткое пособие по истории книга долгое время пользовалась популярностью в протестантских странах. Не меньшее влияние имели и его «Комментарии относительно состояния церкви и государства в царствование Карла V» (1555), посвященные истории религиозно-политической борьбы в Германии между 1517 и 1555 гг. «Комментарии»- самый авторит труд вплоть до сер 19 в по истории Реформации. Обращение к неизданным архивным док-м – новаторство.

В к. XVI- н. XVII в. едва ли не единствен не­м оригин теоретиком был В. Кекерманн из Гданска подвергает кри­тике всех своих предшественников и прежде всего Бодена за по­пытку отделить светскую историю от церковной и возвращается к меланхтоновской позиции в этом?. С этой т зр Кекерманна нужно считать консерватором. Главная черта его труда «О природе и свойст­вах истории» состоит в попытке выяснить хар-р историч знания и его отличие от наук о природе. К истории метод естественно-математ наук применить нельзя. Пред­ставляет большой интерес как первый мыслитель, приблизив­шийся к пониманию одной из центр задач исторической методологии- выяснению природы историч знания и пред­восхитивший кое в чем немецких философов-идеалистов конца XIX—XX вв. Однако взгляды Кекерманна уже в его время были объективно реакционными. К тому же он упорно отстаивал про­тив Бодена богословскую схему истории, которая была впервые отброшена в Германии только историком Конрингом в 1641 г. Так обр, и система взглядов мыслителя, которого но­вейшие буржуазные исследователи пытаются представить «осно­вателем методологии истории», предвещала не дальнейший подъем светской историч мысли, а скорее ее упадок. Для такого, подъема не было благоприятных условий в Германии первой поло­вины XVII в., задавленной в период Тридцатилетней войны 1618— 1648 гг. и феодально-католической, и феодально-протестантской реакцией.

Авторы историч трудов 16-17 вв. усвоили и сохранили созданную гуманизмом форму - язык, стиль, построение, а также определенные приемы и принципы историко-филологической критики. Но господствую­щим содержанием этих работ стала история церкви, а оружие кри­тики было использовано в основном в конфессиональных полеми­ческих целях:

Наряду с церковной историей видное место в историч лит-ре заняли всемирные хроники и истории, построенные по схеме средневековых произведений этого жанра. Как достижение лит-ры рассматриваемого п-а следует отметить лишь появление трудов, посвященных современной истории. Однако даже в лучшем произведении догматические богословски споры занимают много места.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.