Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование прав на интеллектуальную собственность в сфере туризма






Широко распространенной формой передачи прав на использование интеллектуальной собственности является франчайзинг. Термин происходит от французского слова franchise, что означает " льгота", " привилегия". Договоры франчайзинга и организация бизнеса путем формирования франчайзинговых сетей применяются в сфере предпринимательской деятельности и заключаются с целью создания новых хозяйственных комплексов, расширения сети сбыта товаров и услуг (магазины, рестораны, гостиницы и др.).

Франчайзинг является вертикально интегрированной системой, в основе построения которой лежит соглашение о том, что одна сторона (франчайзер) предоставляет другой (франчайзи) за вознаграждение право использовать принадлежащие ему права на ин-теллектуальную собственность при обязательном условии применения системы ведения дел, разработанной и применяемой франчайзером.

Франчайзинг предполагает многообразные формы и довольно сложную систему взаимоотношений с высоким уровнем индивидуализации между франчайзером и франчайзи, которые зависят от отраслевой принадлежности участников, стратегических целей, ресурсов, регионального расположения и др., поэтому выработать единую модель договора практически невозможно.Можно выделить ряд признаков, которые присущи франчайзингу. К ним относятся: наличие у франчайзера официально признанных прав на интеллектуальную собственность и системы ведения дел (разработанные стандарты, ноу-хау и др.). Перед за-ключением соглашения франчайзер должен раскрыть информацию, необходимую франчайзи для ведения дел, а в процессе сотрудничества осуществлять обязательную поддержку (техническая документация, обучение и др.). Франчайзи принимает на себя обязательство вести дело в полном соответствии с требованиями франчайзера, за счет собственных средств производить необходимые инвестиции в дело и выплачивать франчайзеру согласованное сторонами вознаграждение. Франчайзинг предполагает длительный характер отношений и юридическую самостоятельность сторон. Франчайзинг широко применяется в гостиничном бизнесе (табл. 6.1).

В Российской Федерации для создания и формирования сети однородных предприятий с одинаковыми условиями ведения хозяйственной деятельности применяется " коммерческая концессия" (понятие аналогичное известному в зарубежном законодательстве понятию " франчайзинг" или " франшиза", однако не совсем эк-вивалентное по содержанию). Правовые нормы о договоре коммерческой концессии регулируются гл. 54 Гражданского кодекса РФ. Согласно нормам Гражданского кодекса РФ сторонами по договору могут быть как коммерческие организации, так и граждане - индивидуальные предприниматели. Договор должен быть заключен в письменном виде и зарегистрирован органом, осуществляющим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве правообладателя.

Для того чтобы противостоять конкуренции со стороны крупных туристских фирм, мелкие и средние начинают объединяться. Это характерно практически для всех туристских рынков в мире, где создаются так называемые " сети туристских агентств". Условия взаимоотношений (в том числе и финансовых) между участниками определяются исходя из целей и контуров такого объединения после оценки материальных, технологических, кадровых и прочих ресурсов каждого из предполагаемых участников объединения.

Создавая подобные объединения, его участники, как правило, преследуют такие цели:

- расширение объема операций на рынке и противостояние все возрастающей конкуренции со стороны крупных фирм; - получение повышенной комиссии или других льгот от производителей туристских услуг и туроператоров; - сокращение за счет совместного участия издержек (единые юридическая служба, бухучет и др.) и расходов на продвижение туристского продукта; - использование и внедрение единого бренда; - изменение качественного уровня предприятия за счет применения передовых технологий.

Структура сети предполагает централизованную систему управления и делегирование каждым из участников определенной части своих полномочий создаваемому управляющему органу. Этот орган разрабатывает маркетинговую и рекламную политику, определяет поставщиков услуг, проводит с ними переговоры и заключает договоры, осуществляет бухгалтерский учет, решает вопросы подбора и обучения персонала. Через него проходят все платежи розничных точек, входящих в сеть. Во избежание конфликтов между участниками следует договориться о будущей конструкции, распределении полномочий и других конкретных деталях сотрудничества.

Если участники создаваемой сети агентств хотят достичь отдельных конкретных целей или объединить только маркетинговые усилия, то управление таким объединением может быть частично централизованным. В этом случае функции головного офиса огра-ничиваются рекламной или маркетинговой политикой и заключением договоров с туроператорами на специальных условиях. При этом руководители агентств обладают большой свободой действий. Однако такая независимость партнеров по сети в определенных условиях может привести к быстрому распаду союза.

Туристские агентства могут вступить или присоединиться к уже существующей сети - независимой или операторской. Войдя в состав такой сети, новые участники сразу получают преимущество: раскрученную марку, повышенную комиссию и другие блага.

Следует иметь в виду, что принцип организации сети зависит не только от поставленных целей, но и от имеющихся ресурсов. Как показывает опыт, планируемые затраты на создание сети должны двукратно перекрываться имеющимися финансовыми средствами, доля привлеченных средств должна быть минимальной. Оптимальным вариантом создания сети является примерное равенство положения участников на рынке и возможность взаимного дополнения сильных сторон. В туристском бизнесе главным ре-сурсом являются люди. Поэтому важно не только наметить общую численность персонала, но и определить сотрудников, которые могут составить кадровую основу будущей сети. При переходе к сетевой работе есть опасность, что увеличение объемов может ассоциироваться с ослаблением контроля и снижением личной ответственности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.