Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные социологические понятия, социальная зависимость и социальное взаимодействие






Социология, как и другие науки, имеет многоуровневую структуру. В зарубежной литературе все чаще можно встретить двухуровневое деление социологического знания на макро- и микро- уровень. Этой позиции придерживаются и некоторые отечественные социологи.

Обычно выделят три уровня социологического знания: общая социологическая теория - специальные социологические теории - конкретные социологические исследования.

Общие социологические теории пытаются описать и объяснить жизнь общества в целом. Общая теория - о становлении, развитии, изменениях и функционировании социальных общностей разного уровня и об отношениях между ними. Она исследует массовые социальные процессы и типические социальные действия людей. В социологии существуют множество конкурирующих между собой теорий. Они оперирует наиболее общими социологическими категориями. Например, государство вообще: как государство появилось, какие этапы, формы, виды имело и т.д. Или семья вообще: как семья появилась, какие виды имела и т.п. На уровне общесоциологической теории можно изучать общество в целом, а также отдельные сферы человеческой деятельности - труд, образование, политику и пр., их взаимодействие; взаимодействие общества и личности и др.

В конце 40-х гг. идея многоуровневой социологической теории появилась в рамках концепции структурного функционализма. В 1949 г. известный социолог Р. Мертон ввел в науку термин “теории среднего ранга”. По мнению Мертона, эти теории означают не что иное, как уровень обобщения эмпирического материала. Объединение этих теорий в одну представляет собой общую методологию и общую теорию обществоведения.

Социология включает в свой предмет отраслевые и специальные социологические теории, которые имеют более узкую предметную область по сравнению с общей теорией, еще более специализированные прикладные разработки частных социальных проблем, которые надо практически решить в данных особых условиях социальной действительности.

Специальные социологические теории - это такие теоретические конструкции, которые могут объяснить качественную специфику развития и функционирования единообразных социальных процессов и явлений. Специальные социологические теории оперируют с социологическими категориями меньшего уровня обобщения анализируемых явлений и процессов. Например, российское государство, американское государство; христианская семья, мусульманская семья, матриархат; инженерный труд, физический труд, труд менеджера и др.

Каждая из специальных социологических теорий имеет свой собственный предмет исследования и свой подход к изучению этого предмета. Они методологически и теоретически обеспечивают конкретные социологические исследования и сами развиваются, благодаря этим исследованиям.

Теории среднего уровня называют еще отраслевыми социологиями. Они изучают отдельные сферы общественной деятельности - социология труда, социология политики, социология образования, социология культуры, социология спорта и др.; отдельные социальные общности - социология молодежи, социология пенсионеров, социология детей, социология наций (этносоциология), социология призывников и др.; отдельные институты - социология армии, социология государства, социология семьи, социология права и др.; отдельные социальные явления - социология преступности, социология досуга (свободного времени), социология города, социология деревни и др. Всего насчитывается приблизительно 150 специальных социологических теорий, теорий среднего уровня.

Эти социологии изучают влияние общества, экономики, политики на отдельные сферы, институты, явления общественной жизни и обратное влияние этих явлений, сфер, институтов на общество.

Например, социология образования изучает влияние общества на систему образования и ее обратное влияние на общество. При социализме в СССР было всеобщее среднее бесплатное образование. В демократической России нет обязательного всеобщего среднего и появилось платное образование. Соответственно этому больше половины молодежи не получают должного образования, как в Европе, т.е. интеллектуальный потенциал страны резко понизился. И это снижение отражается на экономике, политике, морали, культурной жизни населения.

Социология семьи изучает влияние общества на семью и обратное влияние семьи на общество. Кризисное состояние общества тяжело отразилось на семье. Это, прежде всего привело к падению рождаемости. За последние годы население России уменьшилось на 6 млн. человек. Ожидается уменьшение населения в два раза каждые 30-50 лет. Это означает, что будет наблюдаться нехватка рабочей силы в России и увеличится миграция из трудоизбыточных районов СНГ и дальнего зарубежья (Кавказ, Закавказье, Средняя Азия, Китай), а с этим связаны сложности, не исключены и конфликты, в межэтнических отношениях.

Социология возраста изучает возрастные характеристики индивидов и социальных групп, возрастную структуру общества и закономерности их развития. Это проблемы подростков, молодежи. Этапы жизненного цикла индивидов.

 

18. Структура социологического исследования: экспертная оценка, наблюдение, тесты

Социологические исследования проводят, когда надо получить информацию о реальном состоянии социальных явлений и процессов; обосновать проекты и управленческие решения; для прогнозирования социальных ситуаций; при изучении имеющихся противоречий для того, чтобы дать рекомендации для устранения недостатков.

Конкретные социологические исследования являются важной составной частью процесса социологического познания.

Конкретные социологические исследования - это система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и социальных проблем.

Подготовка социологического исследования - сложный процесс. Начинать исследование надо с теоретической подготовки. Для этого необходимо знать сущность понятий и терминов, которые употребляются в процессе социологического исследования.

Методология - наиболее общие философские подходы к познанию.

В социологическом исследовании метод - это основной способ сбора, обработки и анализа данных, то есть это способ получения информации. Например, исследование можно проводить, используя метод наблюдения, анализа документов или опроса.

Техника - это совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Например, техника - это как задавать вопросы (в какой форме: открытой, закрытой, полуоткрытой, табличной и др.), как фиксировать ответы (какие шкалы использовать: номинальные, порядковые, отношений), как организовать раздачу анкет (опрашивать респондентов непосредственно на рабочем месте или собрать где-то вместе, например в актовом зале), как правильно и надежно отобрать единицы наблюдения.

Методика - это совокупность технических приемов, которые связаны с данным методом, их последовательность и взаимосвязь.

Процедура - это последовательность операций, общая система действий и способы организации исследования.

Любое социологическое исследование надо начинать с разработки программы. Хорошо продуманная программа социологического исследования позволит провести его на высоком и качественном уровне. Это гарантия успеха всего исследования.

Программа - это проект исследования. Программа исследования - научный документ, в котором изложены теоретико-методологические предпосылки (общая концепция) исследования и гипотезы исследования с указанием процедур их проверки.

Выделяют два типа исследований.

Теоретико-прикладные исследования проводят, чтобы разработать новые теоретические подходы и методики для решения социальных проблем.

Прикладные социологические исследования направлены на практическое решение явно определенных социальных проблем. В результате этих исследований разрабатывается социальный проект и системы мероприятий для внедрения в практику. Эти исследования иногда называют социально-инженерными.

Большое значение в проведении социологического исследования имеет разработка понятийного аппарата, то есть языка исследования. Самой важной является процедура интерпретации основных понятий. Основное понятие содержит в себе другие, более частные понятия. Они конкретнее и имеют менее высокий уровень обобщения. Интерпретация основного понятия предполагает вычленение его составляющих, то есть тех понятий, которые оно в себя вбирает. Например, “социальная активность” является более общим понятием. Оно включает в себя “общественно-политическую активность”, “трудовую активность”, “познавательную активность”.

В прикладной социологии различают эмпирическую интерпретацию, то есть поиск эмпирических значений понятий, и операциональную интерпретацию (операционализацию). Операционализация (от слова “оперировать”) - это продолжение и детализация интерпретации основного понятия на элементы, на однозначно понимаемые термины. Полученные при этом еще более простые понятия называют операциональными понятиями. 1. Надо выявить главные стороны предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое точно и полно выражает его сущность. 2. Затем выявить совокупность операциональных понятий, на которое “разлагается” основное.

Это необходимо потому, что общие теоретические понятия нецелесообразно включать в анкеты или другие исследовательские документы. В теории используются сложные категории философии или политэкономии. Они могут быть неоднозначно поняты опрашиваемыми, а в итоге мы получим приблизительные данные. При составлении вопросов анкеты надо использовать простые термины, не допускающие двоякого толкования.

Главным процедурным моментом разработки программы исследования является формулировка гипотез. Гипотезы дают приращение нового знания. Если гипотезы плохо проработаны, то не следует проводить исследование.

В социологическом исследовании гипотезы - это обоснованные предположения о структуре социальных объектов, о характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем.

Когда наших знаний недостаточно для объяснения данных наблюдений, возникают новые предположения - гипотезы.

Гипотезы тесно связаны с проблемами исследования. Они исходят из проблем и дают им вероятные объяснения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.