Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области образования






 

Педагогическая действительность как составная часть социального бытия, ее правомерно выделяют в особую сферу общественного сознания, в этой сфере выделяют 3 формы отражения:

1. Отражение педагогической действительности в стихийно- эмпирическом процессе познания;

2. Художественно- образное отражение педагогической действительности;

3. Отражение в научном познании.

Наука одна из форм отражения и бессмысленно утверждать, что научная форма отражения лучшая.

Существуют различия в характере испытания, места и роли опыта в науке с одной стороны и художества и творчества с другой.

В соотношении художественного творчества и общечеловеческого и личностного опыта, большее значение имеет опыт личный. Поэтому науку определяют как сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическое обоснование объективных знаний о действительности.

Деятельность в сфере науки - научное исследование, особая форма процесса познания, системное и целенаправленное изучение объектов, в котором используют средства и методы наук, а результатом является формирование знаний об изучаемых объектах.

Другая форма познания - это стихийно- эмпирическое. Они между собой взаимосвязаны.

Стихийно- эмпирическое познание- познание, при котором получение знаний неотделимо от научно-практической деятельности людей (все приходит из практики, потом мы получаем научное толкование). Все начинается с эмпирики (эмпирическое знание).

Научное познание - осуществляется специально подготовленными людьми. В науке существуют определенные методы научного познания и средства (моделирование, применение идеализированных знаний, создание теорий, эксперименты).

Наука изучает не только те предметы, с которыми люди связаны, но и те которые появляются в ходе научного исследования. В науке еще исследуются результаты, т.е. научные знания.

Признаки научного познания:

1. Характер целеполагания;

2. Выделение специального объекта исследования;

3. Применение средств познания;

4. Однозначность терминов.

Научное исследование в области педагогики представляет собой особый вид познавательной деятельности, в ходе которого выявляются новые прежде неизвестные стороны, грани изучаемого объекта.

Характер и содержание исследования определяют классификацию исследования:

- фундаментальные;

- прикладные;

- разработки.

Фундаментальные Прикладные Разработки
Раскрывают закономерности процесса воспитания, направ- ленные на изучение научных знаний развития методологии науки, открытие ее новых областей. Не преследует непосредственно практических целей. Решают практические и Теоретические задачи, свя- занные с формированием содержания воспитания и образование и разработка педагогических технологий. Связывает науку и практику, Фундаментальные исследования и разработки. Имеют целью созда- ния программ, учеб- ников, пособий методических рекомендаций, инструктивно- методологических рекомендаций по воспитанию и обучению, формам и методам организации деятельности учащихся и педагогов, управлению воспитательными системами.  
Теоретические и Экспериментальные  

 

Фундаментальные исследования решают следующие задачи:

1. теоретическая актуальность, выражающаяся в выявлении закономерностей, принципов, факторов, имеющих принципиально важное значение;

2. концептуальность;

3. историзм;

4. критический анализ научно несостоятельных положений;

5. исследование методик, адекватных природе познаваемых объектов действительности;

6. новизна и научная достоверность.

Главным критерием фундаментального исследования в области педагогики служит решение перспективной задачи: а именно подготовить развитие науки в течение 10- 12 лет.

Основные признаки прикладного исследования являются:

1. приближенность к их актуальным запросам;

2. сравнительная ограниченность выборки исследования;

3. оперативность в проведении и внедрении результатов.

Прикладные исследования всегда опираются на фундаментальные исследования, которые вооружают теорией, логическими знаниями. Прикладные исследования дают ценный материал для фундаментального исследования.

Отличительные черты разработки:

- целевая направленность;

- конкретность;

- определенность;

- небольшой объем.

Можно выделить два этапа научного исследования: эмпирический и теоретический.

Эмпирический этап связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют факты действительности и научные факты.

Факты действительности – это события, явления, процессы, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения, связи, взаимосвязи изучаемых объектов.

Научные факты – это факты действительности, которые обязательно проверенные, осмысленные и зафиксированные в науке в виде эмпирических суждений, мнений, взглядов, позиций.

Эмпирический этап исследования состоит из 2-х ступеней (стадий) работы:

первая стадия – это процесс добывания, получения факторов;

вторая стадия эмпирического исследования включает в себя первичную обработку и оценку фактов в их взаимосвязи, эта стадия включает в себя: осмысление и строгое описание добытых фактов, классификацию фактов по различным основаниям и выявления основных зависимостей между ними.

В ходе этого этапа исследователь осуществляет:

критическую оценку и проверку каждого факта;

описание каждого факта;

отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития;

классификацию фактов по их существенным признакам, приводит их в систему;

вскрывает наиболее существенные связи, закономерности, которые характеризуют изучаемые явления или процессы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.