Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Истолкование, апробация и оформление результатов исследования






Интерпретация (от лат. interpretatio) в науке – толкование, раскрытие смысла, разъяснение; в искусстве – творческое исполнение художественного произведения, авторская трактовка текста или сценария. По существу интерпретация должна служить приближению к истине, т.е. к раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта.

Формы оформления результатов: публичные выступления, выставки, показы, смотры и т.д., но ведущую роль играет старый традиционный способ: литературное оформление результатов исследования подготовка публикаций (методические пособия, статьи, книги).

Основные требования к содержанию излагаемого:

1. Концептуальная направленность – определяется системой исходных положений ведущих идей, служащих основой объяснения и преобразования действительности.

2. Сущностный анализ и обобщение – призваны обеспечивать глубокое рассмотрение, анализ, объяснение и обобщение фактов с тем, чтобы не оставаться на поверхности явлений, не ограничиваться констатацией, а приходить к выяснению причин, фактов и перспектив развития.

3. Аспектная определенность – предлагает рассмотрение проблемы, изложения опыта или поисковой работы с определенной точки зрения, в заданном ракурсе. Многоаспектный анализ придает исследованию глубину, усиливает его объективность, но при изложении нельзя путать аспекты, перескакивать с одного на другой. В каждом конкретном отрывке (контексте) должен быть один аспект, хотя в итоге они должны интегрироваться.

4. Сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным контекстом.

5. Определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов.

6. Мера в сочетании однозначности и вариативности – определяется сочетанием ведущих концептуальных положений, на которых исследователь настаивает, которые в его представлений однозначно верны. И положение вариативных, меняющихся в зависимости от возможностей и условий воспитательной среды, ситуаций развития и воспитания, особенностей воспитуемых, способностей воспитателей.

Три основных методических варианта изложения:

1. воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска.

2. воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта.

3. теоретическое воссоздание предмета.

Основные виды изложения результатов исследования:

Научный отчет. Выполняется в виде подробного описания предпосылок, задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Содержит следующие разделы: характеристика авторского коллектива; обоснование актуальности темы и проблемы; задачи исследования; аналитический обзор литературы; анализ существующей практики; теоретическое обоснования работы; методика исследования, её основные этапы и их содержание; характеристика полученных результатов; выводы и рекомендации; библиография использованных работ и публикаций по теме исследования; приложения. Стиль изложения – деловой, строгий.

Доклад или сообщение. Оформление письменно, но предназначенное для зачитывания вслух изложение существа исследования и его выводов. Стиль изложения – разговорный. Не публикуются. Публикуются только тезисы – краткое изложение основных идей доклада или сообщения.

Статья. Содержит вводные замечания о значении темы, о задачах исследования, краткие данные о методике работы, анализ и обобщение его итогов, выводы и предложения.

Рецензия – критическое рассмотрение одного или нескольких произведения в свете требований, представляющих рецензенту обязательными. Рецензия может содержать советы и конструктивные предложения о путях разработки обсуждаемых проблем.

Брошюра (до 4 печатных листов) и монография (4 и более печатных листов) – более или менее подробное и последовательное рассмотрение одной проблемы, включающее раскрытие ее значения, история развития, изложение результатов работы, выводы рекомендации.

Методические рекомендации. Очень краткое изложение современных научных данных и более развернутое – практических рекомендаций в какой-либо области, методик исследования или практической деятельности, рекомендуемых процедур, имеющие своим назначением прежде всего помощь в практическом использовании определенных методик и технологий.

Диссертация. В ней излагается результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соискание публичной степени кандидата или доктора наук. Диссертация обязательно должна содержать обоснование актуальности темы, ее связь с государственными, ведомственными, территориальными научными программами, характеристику проблемы, объекта и предмета исследования, формулирование и описание методики, хода и результатов научных изысканий. Автор должен также дать обоснование новизны основных выводов и их ценности для науки и практики.

Любой вид более или менее развернутого изложения результатов работы содержит шесть основных частей:

Введение содержит обоснование актуальности и проблемности выбранной темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследования, указывает, в чем новизна

и практическая значимость полученных результатов.

Теоретическое обоснование включает анализ литературы других источников по интересующей проблеме, изложение теоретических концепций (философских, социологических, педагогических, психологических, медицинских), составляющих теоретический базис исследования, анализ существующей практики, а также историю вопроса. В этой же части излагаются основные постулаты и гипотезы, обосновывается логика и условия поиска.

Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение.

Заключение содержит выводы, в нем формируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в теорию, практические советы и рекомендации, указывают ведущие направления дальнейшей разработки проблемы.

Биография содержит перечень использованных литературных и рукописных источников материалов на электронных носителях, располагаемых либо последовательно по алфавиту, либо с подразделением на виды источников.

Документация педагогического исследования. Изучаемая документация исследования должна выступать в виде не только словесных описаний наблюдаемых явлений, но и числовых характеристик (таблицы, схемы, диаграммы), наглядно-чувственных отображений, (кинофотофонодокументация). И чем более разнообразны её формы, тем больше даёт она для проникновения в сущность изучаемого объекта.Работа над педагогическим исследованием.

Документацию педагога-исследователя можно подразделить на облегчающую сбор фактического материала (рабочий дневник, информационно-справочный каталог) и помогающую сохранить в памяти для осмысливания собранный фактический материал, т.е. зрительное отображение полученной информации в виде текста, знака графики и образа и их комбинаций.

Остановимся на основных формах ведения научной документации.

Одной из наиболее распространённых форм фиксации изучаемых фактов является рабочий дневник исследователя, где в удобной форме делаются отдельные выписки из книг, записываются данные о встретившихся явлениях, связанных с темой исследования, собственные мысли, возникшие в процессе наблюдений, бесед.

Дневник исследователя – это документация для себя, в помощь памяти. Записи ведутся «впрок», в том числе – факты, мысли, цифры, не имеющие прямого отношения к теме. Они попали в дневник, потому что во время наблюдения исследователю показалось, что данный факт, мысль или цифра могут ему пригодиться.

«Коэффициент полезного действия дневника» зависит главным образом от тщательности записи, культуры её оформления. Опыт показывает, что значительная часть материалов оказывается неиспользованной не из-за их бесполезности, а в силу отсутствия культуры оформления: исследователь часто не может восстановить в памяти цель и смысл сделанных ранее записей (неизвестно, откуда взята цитата, кому принадлежит мысль, где, когда и в какой обстановке произошёл факт, в связи с чем возникло суждение и др.)

В процессе научного исследования одновременно с дневником ведётся и информационно-справочный каталог – библиографическая картотека, а также картотека лиц и учреждений, имеющих отношение к проблеме исследования. Документация информационного характера даёт возможность иметь в поле зрения все известные источники фактов, по мере надобности возвращаться к этим источникам.

Большое значение для последующих обобщений имеют описания отдельных явлений в виде протоколов наблюдений. Особенно важную роль играют тщательные описания сложных воспитательных мероприятий или тех ситуаций в жизни детей, которым исследователь придаёт особое значение. В таких описаниях важно возможно более точно отобразить обстановку, на фоне которой происходит явление, характер целенаправленной деятельности воспитателей, реакцию детей.

В последствии, просматривая записи, исследователь имеет возможность проанализировать явление, определить его внутреннюю логику, уточнить, скорректировать мысли, появившиеся во время непосредственного наблюдения. Разумеется, это возможно лишь в том случае, если явление описано очень тщательно, точно, и если исследователь фиксировал не только мысли, но и те факты, которыми вызваны эти выводы.

Описания и протоколы, ведущиеся по единой форме, помогают дать сравнительный анализ аналогичных явлений, наблюдаемых в разное время и в различных местах. Сопоставляя описания, можно делать выводы об общих условиях, об эффективности тех или иных мер воздействия на учащихся.

Важную роль в анализе исследуемых явлений играют дневники наблюдений за отдельными детьми и коллективами, а также картотеки фактов.

Сотни записей, характеризующих на протяжении нескольких лет слова и поступки ребёнка в различных ситуациях, дают возможность проследить становление его личности, процесс формирования того или иного качества, изменение характера его взаимоотношений с товарищами, семьёй.

Сопоставление систематически ведущих дневниковых записей о поведении ребёнка с материалами бесед, сочинений и т.д. помогает раскрыть процесс формирования его личности под влиянием различных факторов. А сравнение аналогичных материалов, характеризующих поведения ряда детей, даёт возможность обоснованно судить об эффективности воздействия этих факторов.

Столь же существенную роль в анализе изучаемых явлений играет тематическая карточка фактов, почерпнутых исследователем из окружающей действительности, литературы, различных устных сообщений. Пользуясь подобной картотекой, можно подобрать факты по тому или иному вопросу, сравнить их и сделать определённое заключение.

Понятно, что, исходя только из таких данных, прийти к обоснованным выводам нельзя. Для этого требуется не серия примеров, а специально проведенная экспериментальная работа. Но гипотеза для неё как раз и может быть составлена на базе фактов, полученных из самых разных источников. И чем обширнее картотека, тем обоснованней будет гипотеза, тем эффективнее будет эксперимент.

Используя первичную документацию при обработке собранного фактического материала, исследователь нередко прибегает к помощи различного рода схем, помогающих осмыслить этот материал, лучше уяснить характерные связи, вытекающие из них закономерности. Так, например, при целостном изучении того или иного детского коллектива исследователю чрезвычайно полезно в виде схемы представить его структуру, характер самоуправления, взаимодействия его органов.

В процессе исследования встречается немало случаев когда схематическое отображение предполагаемых связей помогает лучше постичь их характер, привести в систему рождающиеся выводы.

Значительна документация, характеризующая не только качественную, но и количественную сторону интересующих исследователя явлений. Цифровые данные, полученные при изучении массового опыта и специально организованной экспериментальной работы, играют очень большую роль. Они могут показать распространённость явления и подтвердить или опровергнуть сделанные предложения, дать возможность в конкретной форме выразить направление и темп развития интересующего исследователя объекта. Особенно убедительны эти данные, когда они сопровождаются качественным анализом, качественной характеристикой отражённых в цифрах явлений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.