Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка организации коплаенс контроля в банке






В настоящее время в каждом российском коммерческом банке в рамках подразделения внутреннего контроля действует служба комплаенс-контроля. В большинстве случаев, банки обосновывают ее создание требованиями Банка России. Функции комплаенс-контролера, в большинстве случаев, выполняются " по совместительству" сотрудником подразделения внутреннего контроля и не имеют приоритета.

Между тем значение комплаенс-контроля для банка чрезвычайно важно. Комплаенс-контроль нацелен не только на соблюдение банком всех действующих норм и правил регулирования банковской деятельности, но и на соответствие всех нормативно-методических и даже стратегических (программных) документов банка этим правилам. Комплаенс-контролеры должны обладать квалификацией, достаточной, чтобы давать рекомендации службам банка по действующим требованиям регулятора и учета их в деятельности банка. Спектр интересов службы комплаенс-контроля широк - от разработки правил поведения в банке до порядка распространения информации среди сотрудников.

Благодаря комплаенс-контролю банки решают целый спектр задач. В частности:

· устанавливают контроль за юридическими рисками, связанными с регулированием банковской деятельности. Возникновение и рост уровня этих рисков могут вызвать значительные финансовые потери вследствие введения санкций против банков и усиления требований к капиталу;

· эффективно предупреждают возникновение риска потери репутации, связанного с недобросовестным соблюдением сотрудниками правил и норм деловой этики;

· оптимизируют отношения с органами надзора и интегрируют существующие правила и нормы банковского регулирования и надзора в текущую деятельность банка;

· укрепляют конкурентоспособность банка, что связано с деятельностью службы комплаенс-контроля, которая содействует развитию сотрудничества и партнерства с другими банками.

Сам термин " комплаенс" переводится как согласие или соответствие, что и определяет основную функцию комплаенс-контроля - обеспечить уважение действующих законов, правил регулирования и требований пруденциального надзора, от чего зависит репутация банка, доверие к нему со стороны клиентов, персонала, акционеров и общества в целом.

Как известно, в 2005 г. Базельский комитет по банковскому надзору опубликовал документ " Комплаенс и его функции в банках" (Compliance and the compliance function in banks), который имеет тройное значение: во-первых, в нем отмечается особый статус службы комплаенс-контроля в банках; во-вторых, он признает, что управление комплаенс-рисками должно осуществляться в каждом банке с учетом его особенностей и потребностей, так что стандартного подхода к такому управлению не существует; в-третьих, несмотря на свободу в организации комплаенс-контроля, существуют общие принципы подхода к его осуществлению(1)(1 Юденков Ю.Н., Тысячникова Н.А., Ермаков С.Л. Методическое пособие для банковского менеджмента " Риск-менеджмент в кредитной организации: методология, практика, регламентирование". - М.: Изд-во " Регламент", 2008.).

В соответствии с рекомендациями Базельского комитета службы комплаенс-контроля в банках должны выполнять такие функции, как:

· выявление и оценка комплаенс -рисков, связанных с деятельностью банка, и регулярная оценка уровня таких рисков;

· предоставление рекомендаций руководству по соблюдению действующих законов, правил и стандартов, включая требования Базеля II;

· разработка письменных инструкций персоналу банка в отношении надлежащего соблюдения законов, правил и стандартов, в том числе законов о борьбе с отмыванием денег;

· оценка соответствия внутренних процедур и операций действующему законодательству;

· обучение персонала банка соблюдению законодательства, правил и стандартов;

· поддержание контактов с соответствующими внешними органами, включая органы регулирования.

Нельзя забывать, что комплаенс-контроль является неотъемлемой частью корпоративного управления банка.

На практике необходимость в комплаенс-подразделении обусловлена определенной корпоративной стратегией организации. Так, для выполнения намеченных стратегических целей и задач, к примеру приобретения/продажи бизнеса за рубежом, первичного размещения акций (IPO) на зарубежных рынках капитала, выхода на иностранный рынок для продажи акций/облигаций, получения иностранных займов, привлечения стратегических иностранных инвесторов и других целей, наличие эффективной и высококвалифицированной службы комплаенс-контроля жизненно необходимо. По самой поверхностной оценке служба несет ответственность за проведение следующих мероприятий: качественный юридический аудит, анализ корпоративных обязательств и гарантий банка, проведение проверок соответствия внутренних нормативных документов банка действующему законодательству, аудит существующих комплаенс-политик, процедур, а также кодексов этики и качества их выполнения банком, верификации корпоративных данных, предоставляемых третьим лицам, анализ неисполненных судебных решений и данных по проверкам банка различными государственными органами регулирования и надзора, проверку качества взаимодействия с клиентами, анализ заключений внешнего аудита.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.