Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самоконтроль






 

Для более глубокой и полной оценки состояния сотрудников ОВД большое значение имеет самоконтроль, т.е. самостоятельное регулярное внимание к своему здоровью, физическому развитию, выявление влияния на организм сотрудника выполнения тактиче­ских действий в экстремальных условиях путем оценки субъектив­ных данных.

В конечном итоге самоконтроль служит каждому практикую­щему его сотруднику для преодоления различных препятствий, как в ходе учебных занятий, так и при выполнении оперативно-слу­жебных задач. Лучше, используя самоконтроль, не поддаться стрессу, чем потом его преодолевать. В критической ситуации эле­ментарные приемы психологического самоконтроля порой более значимы, чем приемы самообороны.

Особую роль в психологической подготовке сотрудников ОВД играет выработка у личного состава такого психофизиологического качества, как устойчивость к экстремальным ситуациям. Оно дос­тигается широким внедрением в учебный процесс анализа резуль­татов оперативно-служебной деятельности ОВД в подобных ситуа­циях и основывается на жизненном личном опыте, знаниях инже­нерного и контртеррористического профиля.

Главной задачей учебного процесса, направленного на реали­зацию вышеуказанного качества, является выработка у личного со­става ОВД приемов быстрого распознавания (идентификация) сложных ситуаций, которые могут возникнуть у сотрудников при выполнении тактических действий по поиску ВОП при угрозе взрыва и его совершении, и построению четких схем действий по выходу из них. Результатом внедрения вышеуказанной методики может стать снижение до 45% расхода времени на принятие вер­ного решения, и, соответственно, увеличение времени для принятия точных, взвешенных решений в сложившихся экстремальных си­туациях.

Переход от ощущения беспомощности к эффективным дейст­виям значительно быстрее у того, кто обладает профессиональной и общей физической подготовкой, а также специальной подготовкой к действиям в ситуациях повышенного риска.

Практической реализацией задач учебного процесса может стать широкое применение аутогенной тренировки, развитие ин­туитивного мышления сотрудников, что наряду с изучением психо­логических портретов вероятного противника – преступников-под­рывников приведет к снижению потерь среди личного состава ОВД и гражданских лиц, оказавшихся в зоне проведения ТА (или КТО в целом), а также способствует быстрому процессу выхода сотрудни­ков ОВД из стрессовых ситуаций без ощутимого вреда как для здо­ровья личного состава, так и выполнения стоящих перед ОВД опе­ративно-служебных задач.

Аутогенная тренировка направлена на выработку у сотрудни­ков устойчивых навыков сознательного управления своей вегета­тивной нервной системой. В основе аутогенной тренировки лежит три способа воздействия на состояние нервной системы и физиче­ские функции организма.

Первый способ связан с особенностями влияния тонуса ске­летных мышц и дыхания на нервную деятельность (дыхательная гимнастика). Если волевым усилием затормозить двигательные ре­акции, которыми проявляются эмоции, то последние ослабевают или же совсем исчезают. И наоборот, если произвольными движе­ниями внешне выражать характер того или иного эмоционального состояния (излишне жестикулировать, грызть ногти, покусывать губы и т.п.) то человека постепенно охватывает и соответствующее внутреннее переживание (нервозность, неуверенность в своих си­лах и т.п.).

Так для стабилизации работы сердца и обретения внутреннего спокойствия рекомендуется ограничить волевым усилием моторику конечностей, принять положение, при котором позвоночник будет максимально распрямлен (присесть, прилечь), закрыть глаза и вы­полнить 7-10 медленных вдохов – выдохов, концентрируясь при этом на своем дыхании. При постоянной практике данного приема, развивается возможность обретения спокойствия без отвлечения внимания от окружающей обстановки (без закрывания глаз).

В дальнейшем, при выполнении каких-либо работ (особенно при поиске ВОП) рекомендуется использовать дыхательный прием, известный в карате, как 2/3 дыхания. Выполняется прием в две фазы следующим образом: вначале первой фазы необходимо со­вершить полный вдох, затем выполнить выдох, при котором оста­вить в легких 1/3 воздуха, выждать паузу 2-3 секунды и в дальней­шем (вторая фаза) осуществить дыхание 2/3 объема легких.

При выполнении любых тактических действий сотрудникам необходимо стремиться сохранять спокойствие, концентрируя на окружающей обстановке основные рецепторы (слух, обоняние, зре­ние). Необходимо запомнить: частое дыхание вызывает сильное сердцебиение, что затрудняет концентрацию внимания на выпол­нении поставленной оперативно-служебной задачи.

В ситуациях, когда требуется мгновенная слаженная работа всего личного состава, задействованного на выполнении каких-либо тактических действий (а возможно и привлечение к их выпол­нению гражданских лиц – например, для эвакуации пострадавших), необходимо волевым усилием максимально сосредоточиться на выполнении поставленной задачи, придать голосу твердость, взгляду – уверенность и подать четкую команду (например: «Всем в укрытие», «Занять оборону», «Внимание, граната (мина, снаряд…)», «Оказать помощь пострадавшим» и т.д.) в зависимости от ситуации. Убедившись в выполнении команды, в дальнейшем дей­ствовать по обстановке. При этом от сотрудника требуется макси­мум внутреннего внимания уделить недопущению нервозности в голосе, взгляде, жестах, поступках, обращении с личным оружием и обнаруженным предметом, подозрительным в отношении взры­воопасности. При этом нормализации нервной деятельности будет способствовать дыхательная гимнастика наряду с двигательным торможением негативных реакций.

Требуется запомнить – необходимо избегать в экстремальной ситуации пространственного положения, при котором глаза за­крыты или смотрят вниз (в землю), особенно, если руки также на­ходятся на земле, поскольку в этом случае потребуется проявить максимум самообладания, чтобы раскрыть их для осмотра окру­жающей обстановки. Эта пауза в осуществлении наблюдения мо­жет стоить слишком дорого… Этого, пусть даже самого неболь­шого, времени может как раз не хватить для того, чтобы правильно оценить ситуацию, сменить позицию, занять укрытие, открыть огонь, оказать пострадавшим помощь и т.д. – другими словами вы­полнить поставленные перед сотрудником или личным составом ОВД в целом оперативно-служебные задачи.

Второй способ аутогенной тренировки связан с воспроизве­дением в нашей памяти каких либо представлений (образов, пред­метов, явлений и состояний), которые в прошлом воспринимались или переживались нами. Главной задачей второго способа является преодоление страха как главного деструктивного фактора выпол­нения личным составом поставленных оперативно-служебных за­дач, влияющим, в конечном счете, на весь морально-психологиче­ский климат в подразделении.

Для преодоления страха каждому сотруднику необходимо ус­воить, что страх преодолим и поговорка «ничего не боится или пьяный или дурак» не опровергает вышесказанного, а наоборот, уточняет, что страхом можно управлять – то есть, оставляя его в себе как проявление инстинкта самосохранения, отключаться от неприятных представлений (нежелательных развитий событий), используя усилие собственной воли. Методика преодоления страха будет описана ниже.

В большинстве случаев страшит не сама смерть, а лишь боль, с которой смерть ассоциируется, поскольку боль – худшее из зем­ных зол, испытывающихся человеком в период жизни, а смерть представляется еще большим злом, нежели сама боль. Но за боль в теле человека отвечают нервные окончания и, в конечном счете, мозг. При наступлении смерти мозг умирает, а соответственно и болевые ощущения мертвым неведомы. Люди, попадавшие в со­стояние клинической смерти[34], также обращали внимание на отсутствие боли после остановки сердца.

 

Террористы заложили СВУ в придорожный столб. Требуется серьезное волевое усилие, чтобы после увиденного спокойно проходить мимо дру­гих похожих столбов. ЧР. Грозный. Лето 2001 г.

Воспроизводя в памяти с целью преодоления страха какие-либо представления (образы, предметы, явления и состояния), которые в прошлом воспринимались или переживались нами следует постоянно работать со своим воображением, а не давить на него, пытаться управлять им.

Для этого требуется:

– не давать усилиями воли разыгрываться негативному воображению;

– заменять неприятные образы другими, более приятными и позитивными;

– учиться (уметь) договариваться со своим воображением.

Третий способ аутотренинга– способ прямого влияния на психофизические функции организма. Он обусловлен регулирую­щей и организующей ролью слова, произносимого как вслух, так и мысленно в виде формул самовнушения в сочетании с мысленными образами, созданными воображением. При использовании данного способа реализуется принцип «Куда пошла мысль – туда пошла энергия».

Так, для защиты от негативных факторов окружающей обста­новки сотрудник ОВД может представить себя полностью защи­щенным. Образ создается по мысленной команде «Защита». Цель –по заранее определенной команде сотрудник должен испытывать внутреннюю уверенность в том, что негативные факторы обста­новки будут нейтрализованы как бы автоматически. Решив для себя проблему личной безопасности, сотрудник высвобождает время и силы для выполнения более значимых тактических действий.

В ходе практических занятий психологической подготовки в подразделениях ОВД необходимо шире внедрять изучение сотрудниками техники медитации[35]. Для занятий медитацией необходимо:

– относительно спокойная обстановка;

– объект сосредоточения (повторяемое слово или звук, которые каждый сотрудник должен выбрать индивидуально);

– удобная поза (сидя или лежа), при полном отсутствии мышечного напряжения;

– освобождение «разума от мыслей», достижения состояния опустошенности.

Схема медитации:

1. Настроиться на медитацию (мысленно пожелать себе достижения нужного результата).

2. Сесть (лечь) спокойно, в удобной позе.

3. Закрыть глаза.

4. Расслабить мышцы, начиная с мышц ног и кончая мышцами лица.

5. Дышать через нос. После каждой дыхательной фазы вслух или про себя произносить выбранное слово. Например, вдох-выдох – «Небо». Сосредоточиться на дыхании (плавности, легкости).

6. Сохранять принятую позу 10-20 минут. Затем посидеть несколько минут молча, с закрытыми глазами (2-3 минуты).

7. Открыть глаза, не вставать еще 2-3 минуты.

8. Не беспокоиться о том, насколько успешно достигнуто расслабление. Оно наступит, просто механизм начала действия разрядки несколько отсрочен во времени.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.