Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие конкуренции. Конкуренция (лат. concurrere – сталкиваться, сбегаться) – экономические отношения на рынке, когда ни один из действующих на рынке субъектов или их группа не






Конкуренция (лат. concurrere – сталкиваться, сбегаться) – экономические отношения на рынке, когда ни один из действующих на рынке субъектов или их группа не может влиять на спрос, предложение товаров, их цену и условия обращения ны рынке.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пп.7) ст.4 ФЗ)

Правовое определение, хотя «конкуренция» - экономическая категория.

Признаки:

1) конкуренция выражается в определенных действих, которые нужно оценить с точки зрения права – конкурентные действия;

2) конкуренция проявляется между определенными лицами, именуемыми хозяйствующими субъектами конкуренции

3) исключается или огранивается возможность каждого из субъектов воздействовать на общие условия обращения товаров (прежде всего, влиять на цену; на условия)

4) конкуренция имеет свои территориальные и предметные границы => соответствующий рынок (границы определяются невозможностью или нецелесообразностью приобретения товара за границей рынка).

 

VS

 

«Доминирующее положение» (противоположность конкуренции) – положение хозяйствующего субъекта, при котором субъект или группа субъектов имеет возможность влиять на обращение товаров.

Лицо занимает такое положение –> его свобода договора ограничивается (не может навязывать невыгодные условия, не может изъять товар, должен заключить договор).

а. Конкурентные действия

Конкурентные действия - те действия, которые д.б. оценены с точки зрения права на наличие конкуренции. Конкуренция делится на ценовую и неценовую:

а) Ценовые действия =>

1) монопольно низкие цены (ст. 7 ФЗ) – цена, установленная ХС, занимающим доминирующее положение, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, в том числе установленная:

- в результате снижения (1.если расходы остались прежними, 2.состав продавцов и покупателей прежний, 3.условия обращения прежние)

- в результате поддержания (1.если расходы повысились, 2.состав продавцов и покупателей изменился, так, что можно увеличивать цену, 3. условия обращения прежние так, что можно увеличвать цену)

Монопольно низкие цены может устанавливать как продавец (снижение цен ниже издержек, чтобы захватить рынок), так и покупатель (в Подмосковье покупатели молока навязывали цены покупки фермерами и с/х предприятиям с учетом временной особенности; молоко – 4 рубля за 1 литр) !!! отличать от демпинга (он связан с импортом)

 

2) монопольно высокие цены (ст. 6 ФЗ) – цена, установленная ХС, занимающим доминирующее положение, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, в т.ч. установленная:

- в результате повышения (1.если расходы остались прежними, 2.состав продавцов и покупателей прежний, 3.условия обращения прежние)

- в результате поддержания (1.если расходы понизились, 2.состав продавцов и покупателей изменился, так, что можно уменьшить цену, 3. условия обращения прежние ак, что можно уменьшить цену,)

 

б) Неценовые действия – воздействие не на цену, а на иные факторы. Среди таких действий:

а) занятие более удобного места;

б) использование рекламы;

в) использование средств индивидуализации, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов;

г) улучшение потребительских свойств, ассортимента, сервисного обслуживания;

д) соглашения с контрагентами;

и т.д.

 

Граница между противоправными и правомерными действиями – есть понятие недобросовестной конкуренции и конструкция недопустимости злоупотребления правом. Например, нельзя продавать с товарным знаком с образом сходным до смешения. «Новоторская» и «Новотерская» вода; «Солдат» и «Colgate».

 

б. Хозяйствующие субъекты

Хозяйствующие субъекты (ч.5 ст. 4 ФЗ 2006) - перечень, а не определение:

1) КОМ организация, НЕКОМ организация, ИП,

2) иное ФЛ, не зарегистрированное в качестве ИП, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с ФЗ на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в СРО (т.е. адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, аудиторы, коллекторы и т.д.) - с 2012 года;

3) финансовая организация (раньше был отдельный закон 1999) - хозйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги(ч.6 ст.4 ФЗ) - перечень в ФЗ:

-кредитная организация,

-микрофинансовая организация,

-кредитный потребительский кооператив,

-страховщик,

-страховой брокер,

-общество взаимного страхования,

-организатор торговли,

-клиринговая организация,

-ломбард,

-лизинговая компания,

-негосударственный пенсионный фонд,

-управляющая компания инвестиционного фонда,

-управляющая компания паевого инвестиционного фонда,

-управляющая компания негосударственного пенсионного фонда,

-специализированный депозитарий инвестиционного фонда,

-специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда,

-специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда,

-профессиональный участник рынка ценных бумаг;

 

4) Группа лиц – совокупность ФЛ и ЮЛ с признаками из ст.9 ФЗ (в 2012 году уточнили):

Доктринальное понятие группы лиц: это совокупность ФЛ или ЮЛ, которые в результате установленных законом способов контроля и влияния друг на друга, рассматриваются как единый субъект рынка или единый хозяйствующий субъект.

Цель – определить контроль на рынке со стороны какого-либо субъекта рынка, который состоит из многих субъектов.

 

Признаки группы лиц – 9 оснований, исчерпывающий перечень - в основном экономический, организационный, договороный контроль и т.д. => родсвенники, одно лицо является ЕИО, возможность формировать 50% органов, более 50% уставного капитала, возможность давать обязательные указания и т.д.

 

 

в. Право на свободную конкуренции

В США de jure запрещены монополии, но только на запретах не уедешь, т.к. не будет частной инициативы.

1980 год – Ордонанс во Франции по этой теме.

 

Свобода конкуренции понимается как 1) принцип; 2) субъективное право (на западе естественное право, часто права на свободное ведение промысла)

 

В российском праве – хотели «право на соревнование», «право на состязание». Об этом писал еще Хейфец в 1930 годы в Харбине (Китай). Говорил о злоупотреблении правом на конкуренцию.

 

Суть субъективного права на свободу конкуренции:

1. право на собственные действия:

- свободный доступ на рынок

- осуществление любых конкурентных действий: ценовы и неценовых

 

2. право требовать от других лиц, чтобы они не нарушали право на осуществеление конкурентых действий.

3. право на защиту.

 

 

Ст.20 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1990 года – равное право доступа на рынок. Эту норму взяли из-за рубежа.

г. Понятие рынка

Рынок (ст.40 НК РФ) – сфера обращения товаров, работ, услуг. Такой же подход в ФЗ 2006 года. Часть 4 ст.4 ФЗ 2006 года.

Товарный рынок (ч.4 ст. 4 ФЗ) – сфера обращения товаров, не взаимозаменяемых и взаимозаменяемых в границах которой покупатель может приобрести товар, а такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

 

Признаки:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.