Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование цен






 

Экономическая категория цен

Среди экономистов 2 подхода на понятие «цена»:

1) затратный подход: цена как мера стоимости товара. Суть в том, чтобы определить стоимость товара как количество труда необходимого на его производство (А. Смит, Д. Рикардо, К.Маркс);

2) теория полезности: цена как сумма денег, которую покупатель гото отдать за товар определённой полезности => цена не связана с затратами, главное полезность для покупателя, продукция может быть дорогой, но застраты на неё минимальны.

3) смешанный подход (современный): в основе цены лежит стоимость + полезность.

 

Ценообразование – процесс формирования и установления цены на товар.

 

2 системы ценнобразования:

1) централизованная (1.в основе затратный метод, 2.цена устанавливается на этапе производства, 3.цену устанавливает гос-во на основе плана, а не на основе рынка) => директивные(плановые) цены;

2) рыночная (1.в основе метод полезности, 2. цена устанавливается на этапе реалихации, 3. цену устанавливает производитель, продавец под влиянием рыночных факторов) => рыночные цены.

Есть ещё понятие регулируемой цены – по сути, рыночная цена, но установленная под воздействием государства (налоги, пошлины, сборы, законодательство о ценообразовании).

 

централизованные цены рыночные цены регулируемые цены
устанавливаются государством устанавливаются частным субъектом устанавливаются частным субъектом
  пределы: только экономические факторы (спрос, предложение и т.д.) пределы: 1) экономические факторы 2) правовые факторы (зак-во о ценообоазовании)

 

 

Цена является одним из базисных элементов любой экономики => нарушение методологии ценообразования может привести к краху экономики.

Цель государства: регулирование не только регулируемых, но и свободных цен, чтобы не допустить правил ценообразования.

 

Функции цены, как экономической категории:

1) учётная (средство исчисления всех стоимостных показателей)

2) стимулирующая (воздействует на величину производства и потребления)

3) распределительная (распределение национального дохода между отраслями экономики)

4) регулирующая (баланс спроса и предложения)

 

Цена как фактор предпринимательской деятельности

РЫНОЧНАЯ ЦЕНА:

Достоинство системы рыночного ценообразования => возможность самостоятельно определять цену товара.

Но на практике есть ограничения:

1) антимонопольное законодательство => запрет устанавливать монопольно высоку и монопольно низкую цены, если лицо занимает доминирующее положение на рынке.

2) налоговое законодательство => налоговые органы вправе проверять правильность установления цен по сделкам (ст. 40 НК): 1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

 

РЕГУЛИРУЕМАЯ ЦЕНА:

Отличие от рыночной в том, что цена устанавливается частным субъектом, но при участии ОГВ или ОМС с соблюдением принципов ценообразованияи порядка принятия решений регулирующим органом.

Регулируемые цены являются исключением из принципа свободы договора.

 

 

Цена как условие договора:

Зависит от вида договора – в некоторых существенное условие (аренда недвижимости, купля-продажа недвижимости, в публичном договоре и т.д.), а в некоторых случайное условие (купля-продажа, поставка).

 

Может устанавливаться не только по соглашению сторон, но и по результатам торгов.

Иногда торги – единственный разрешённый случай установления цены:

1) по ФЗ №94-ФЗ «О поставках для госнужд» (конкурс и аукцион);

2) при заключении концессионного соглашения;

3) при определении цены в договоре управления имуществом многоквортирного дома, где собственники не выбрали способ управления (ст. 156 ЖК, п.34 ПП РФ от 13.08.2006).

 

Государственное регулирование цен

Государственное регулирование цен (в ширком смысле) – комплекс мер в целях поддержания стабильности рынка => государственная ценовая политика (см. 71 ст. Конституции РФ), относится к ведению РФ.

Государственное регулирование цен (в узком смысле) – совокупность прямых методов воздействия на цены.

Цели:

1) не допустить высокого роста инфляции в результате дефицита;

2) не допустить резкого роста цен на сырьё и энергоносители;

3) не допустить монополизма производителей.

 

Методы регулировани:

1) ПРЯМЫЕ (воздействие на сами цены):

а) назначение твёрдых цен (тарифов), надбавок, наценок,

б) замораживание тарифов;

в) установление предельного уровня цен;

г) установления уровня рентабельности.

 

Государственное регулирование цен осуществляется на те товары, которые образуют каркас экономической системы: энергоносители, услуги транспорта, связи и т.д. => рынок носит естественно-монопольный характер.

 

2) КОСВЕННЫЕ (воздействие на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер):

а) установление правил налогообложения;

б) регулирование денежного обращения;

в) регулирование оплаты труда;

г) регулирование госрасходов;

д) кредитная политика;

е) товарные интервенции.

 

Нормативная база:

п. «ж» ст. 71 Конституции РФ – в ведении РФ находятся основы ценовой политики.

Но никакого ФЗ нет.

 

Есть подзаконные акты:

Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 221 " О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" => провозглашает либерализацию цен, государственное регулирование цен (тарифов) сохранить) в основном только на продукцию естественных монополий. Поручить Правительству утвердить перечни продукций производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке РФ подлежат государственному регулированию.

 

Постановление Правительства от 07.03.1995 N 239 РФ " О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" => устанавливает 3 перечня (указаны виды продукции, услуг, а не конкретные наименования):

· перечень продукции и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют Правительство РФ и ФОИВ;

· перечень продукции и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют ОИВ субъектов;

· перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым ОИВ субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

 

!!! НО в действительности государственное регулирование цен осуществляется на больший круг продукции и услуг, чем в вышеуказанном ПП РФ, т.к. регулирование цен осуществляется в отдельных отраслях в соответствии со специальными ФЗ:

· ФЗ от 14.04.1995 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую тепловую энергию в РФ»

· ФЗ от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

и т.д.

 

Также субъекты РФ часто принимают свои акты, где расширяют перечень продукции и услуг, например Постановление Правительства Московской области от 28.06.2006 №572/20 «О мерах по государственному регулированию цен (тарифов) в МО» => включается ещё и ветеринарные услуги, услуги по содержанию лифтов, услуги по технической инвентаризации и т.д.

Иногда субъекты делегирую ОМС.

 

ИТОГ: очень обширная система регулирования, но нет рамочного акта.

 

 

ОИВ в сфере регулирования цен

1. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) => создана в 2004 году на основе Федеральной энергетической комиссии.

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 " Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам".

 

Полномочия:

1) утверждает методики расчёта цен (на ж/д перевозку, на газ, плату за ТО и т.д.);

2) устанавливает цены (на услуги коммерческого оператора оптового рынка электрической энергии и мощности, плату за присоединение электрической сети, тарифы на транспортровку газа через трубопровод и т.д.);

3) привлекает к АДМ ответственности;

4) готовит законопроекты и т.д.

 

Иногд происходят конфликты с другими органами, например был конфликт с Минтрансом из-за регулирования цен на международные транзитные перевозки ж/д транспортом.

 

Идея создания 2ух мегарегуляторов:

· ЦБ хотят объединить с ФСФР

· ФАС хотят объединить с ФСФР.

До 2004 было Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, потом разделилось на ФАС и ФСТ. Сейчас вновь хотят объединить. ФАС за объединения, ФСТ против.

 

2. Также регулирование осуществляют ОИВ субъектов, когда такое регулирование отнесено к их компетенции ФЗ или иными федеральными НПА (т.к. регулирование цен к компетенции субъектов). В иных случаях они выходят за рамки своей компетенции.

 

3. Также регулирование осуществляют ОМС, если РФ или субъекты РФ делегирую им свои полномочия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.