Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы публичного выступления






В области ораторского искусства выделяют три этапа выступления: докоммуникативный этап (подготовка к выступлению), коммуникативный этап (непосредственно выступление), посткоммуникативный этап (анализ выступления) (рис. 1).

Докоммуникативный этап (подготовка к выступлению). Подготовка к выступлению зависит от ряда факторов. Во многом она определяется видом ораторской речи, темой выступления, целями и задачами, стоящими перед выступающим, составом аудитории, в которой предстоит выступать.

 

 


Рис.1.Этапы публичного выступления

 

Тема выступления. Тема может быть задана оратору или же выбираться им самостоятельно. Если тема предложена – необходимо конкретизировать ее, уточнить. Если тема выбирается самостоятельно, то следует исходить из своего личного опыта, а также собственных знаний по выбранной им теме.

Чаще всеготема выступления задается какими-либо событиями, требованиями. Например, преподавателю тема лекции задается программой учебной дисциплины и тематическим планом. Этими же документами задаются такие требования, как набор дидактических единиц, понятий и терминов, которые необходимо рассмотреть. Лектор, выступающий с ежегодным докладом о деятельности компании, отдела, предприятия, лишь незначительно меняет его из года в год. Тем не менее, в случае новой ситуации – подготовки доклада или презентации по какому-то новому вопросу – приходится выбирать тему «с нуля» и оперативно формировать сообщение. В любом случае тема сообщения должна представлять интерес и для самого выступающего, и для слушателей. Онане должна быть перегружена проблемами или должна быть слишком громоздкой: достаточно рассмотреть два-три вопроса, объединенных одной идеей.

Название выступления. Выбрав тему, необходимо продумать ее название. Название должно быть понятным, раскрывающим суть выступления, адаптированным к конкретной аудитории слушателей. Не следует использовать в названии незнакомые слова и специфические термины, которые непонятны слушателям и скорее оттолкнут их, чем пробудят интерес к выступлению. Название выступления, прежде всего, должно отражать его суть, в ряде случаев – носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интересы тех, для кого оно предназначено. Оно должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Общие названия требуют широкого освещения многих вопросов, чего не в состоянии порой сделать выступающий оратор.

Цель выступления. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Цель формируется оратором не только для себя, но и для слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает аудиторию. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции от слушателей он добивается. Основная цель может быть озвучена в начале выступления, например, преподавателем во время лекции, либо доведена до понимания слушателей не явно, через наводящие фразы.

Цели могут быть следующими:

§ информирование;

§ формирование убеждений, представлений, которые могут стать

мотивами поведения;

§ изменение взглядов слушателей;

§ оказание эмоционального воздействия на слушателей для создания у них определенного состояния или побуждения к определенным действиям и др.

Как правило, цели перекрещиваются. Выступление может быть направлено как на информирование слушателей, так и на воздействие на них. Из целей выступления вытекают и задачи оратора: привлечь внимание слушателей, удержать его на протяжении всего выступления, захватить своей речью, зажечь их, дать информацию, знания, призвать слушателей к действию, а в итоге – сформировать модель поведения.

Подбор, изучение и анализ информации. При работе над выступлением могут оказаться полезными различные материалы. Следует использовать:

§ официальные документы;

§ научную, научно-популярную литературу;

§ справочную литературу: энциклопедии, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, статистические сборники;

§ статистические данные;

§ художественную литературу;

§ статьи из газет и журналов;

§ информацию из Интернета и т.д.

Для того чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать несколько источников. Выступление не должно быть простой компиляцией чужих мыслей и тем более точной копией чьего-то доклада. Материалом для ораторской речи могут стать собственные знания, личный и профессиональный опыт, беседы, размышления и наблюдения. Опытный оратор дорабатывает свое выступление в течение долгого времени, дополняет, переделывает уже подготовленный текст, вновь и вновь обращаясь к нему. Оратору следует выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать собственные идеи с позиции будущей аудитории.

Оценка аудитории. Важным моментом является предварительная оценка состава слушателей и обстановки. Эффективность речи возрастает, если она предназначена не для аудитории вообще, а для определенных групп людей, имеющих свои интересы и цели. Прежде всего следует учитывать мотивы, которые могут быть у слушателей в аудитории, интеллектуальные, моральные, социальные и профессиональные интересы, а также степень знакомства слушателей с данным вопросом. Готовя выступление, необходимо представить себе, как воспримут его слушатели и что им будет непонятно. Непривычная обстановка может вызвать ощущение дискомфорта у оратора, если он психологически к ней не готов. В связи с этим следует по возможности выяснить, где будет проходить выступление; время и регламент выступления; количество слушателей; наличие микрофон, трибуны, стола; размер и интерьер зала и т.д.

Работа над содержанием выступления. Эта работа включает ряд последовательных этапов – составление плана, отбор теоретического, фактического материала, работу с материалом, работу над языком, стилем речи, композиционно-логическим расположением частей выступления. Рекомендуется использовать следующие основные формы работы над выступлением.

Полный текст. Написанная речь лучше запоминается. Работа над текстом дисциплинирует мысль автора. Преимущества:

§ во время выступления всегда под рукой готовый текст, в который можно подсматривать или который можно читать;

§ текст можно сохранить и воспользоваться им в дальнейшем для подготовки к выступлению по схожей тематике;

§ текст позволяет глубже вникнуть в сущность проблемы, отшлифовать наиболее важные моменты речи.

Тезисы речи. Это предельно компактное изложение основных идей, своеобразный план выступления. Работа над тезисами предполагает еще более серьезную подготовку. Конкретные фразы речи, примеры рождаются непосредственно во время выступления.

Конспект. Это краткое изложения выступления. Фиксируются главные мысли, при этом записи должны носить наводящий характер. Выступающий, в процессе сообщения пользуясь конспектом, не просто повторяет, а активно развивает зафиксированную мысль. Безусловно, работа с конспектом предполагает наличие у оратора более глубоких знаний по излагаемому вопросу, умение ориентироваться в материале, а также более серьезную и детальную подготовку.

Рассыпной (карточный) конспект. Представляет собой краткое изложение выступления, записанное на отдельных карточках. Карточки должны иметь маленький формат, позволяющий держать их в руке. На карточках записываются пункты плана, тезисы, цитаты, наиболее удачные формулировки, цифры и т.п. Перед выступлением карточки раскладываются в нужном порядке, иногда нумеруются. Они применяются в случае, когда докладчику необходимо озвучить большое количество сложных фактических данных, особенно динамично изменяющихся во времени. Для того, чтобы подготовиться к аналогичному выступлению в следующий раз, оратору достаточно переделать всего несколько карточек, где информация к этому времени уже изменилась.

Работа над содержанием выступления. Она невозможна без тщательного анализа и осмысления разнообразной информации. Специалисты выделяют несколько типов информации (рис. 2).

 


Рис. 2. Типы информации

Факты, приводимые в речи, должны быть яркими, отражающими суть явлений. Лучше, если они будут не случайными, а типичными. Они должны соответствовать требованиям актуальности, практической направ-ленности и значимости, достоверности, абсолютной точности, систем-ности, связи с общей идеей, направленности на учет интересов и потреб-ностей аудитории.

Умелый подбор, систематизация и организация фактического и тео-ретического материала, выражение личного отношения к нему, а также оригинальность интерпретации дают хорошие результаты: ораторская речь становится действенной, активизирует внимание слушателей, влияет на их чувства, вызывает эмоциональное отношение к материалу, способствует эффективному его заполнению, будит творческую мысль.

Репетиция перед выступлением. Закончив подготовку содержания материала выступления, следует прочитать его вслух и при этом уточнить время его звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп. Это промежуточная (предкоммуникативная) фаза, которую иногда называют «речь для себя», внешний монолог. На этом этапе следует обратить внимание на технику произношения и в первую очередь, на соответствие литературным нормам, а также на правильное ударение в словах. Важно уметь слышать звучание своей речи, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать ее. Следует обратить внимание на дикцию – ясное, четкое, «чистое» произношение звуков.

Внешний вид оратора. Успешность выступления в значительной степени зависит от того, как выглядит оратор. Чистый, отглаженный костюм, выражающий (но не слишком категорично) индивидуальность оратора, играет огромную роль в создании позитивного настроя у аудитории.

Коммуникативный этап (выступление). Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Важно продумать, в какой последовательности излагать собранный материал.

Построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому называют композицией речи или используют понятия «построение речи», «структура».

Наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Особенности каждой части обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Здесь имеет место «закон края»: лучше усваивается и запоминается то, что дается в начале и конце сообщения. Поэтому начало (вступление) и окончание (заключение) выступления должны быть в центре внимания оратора.

Очень часто у начинающего оратора возникает психологическая скованность и даже страх перед публичным выступлением. Это приводит к тому, что мысль о будущей речи вытесняется мыслью о предстоящем испытании и человек начинает скептически оценивать свои способности. Что делать в этом случае? Следует прислушаться к советам психологов (табл. 1).

Таблица 1

Советы психологов по преодолению от страха и скованности

 

Диагноз Рецепт
Чрезмерное погружение в собственные переживания   Думайте о деле, сконцентрировав внимание на содержании речи (представляемая в речи проблема важнее всего)
Недооценка собственных возможностей   Заставьте себя поверить, что очень хорошо подготовились к выступлению и можете сообщать слушателям нечто важное и полезное
Недостаток опыта Наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова, участвуйте в различных дискуссиях: на планерке, совещании, в рабочем коллективе
Ошибочная оценка слушателей Постарайтесь увидеть в слушателях не цензоров, которые ищут, что сказано не так, как надо, а понимающих партнеров, доброжелательно к Вам настроенных
Воспоминания о провале   Реагируйте на неудачу в прошлом спокойно, философски Это бывает с любым даже опытным оратором. Говорите себе: «Я наверняка выступлю лучше, чем в прошлый раз»

Вступление. В значительной степениуспех выступления зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось привлечь внимание аудитории, заинтересовать слушателей. Неудачное вступление снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание.

Вступлением речи призвано решить важную психологическую задачу – подготовить слушателей к восприятию данной темы. Как правило, во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, а также формулируется цель выступления и кратко излагается история вопроса.

Начинать выступление рекомендуется с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения или юмористического замечания. Приветствуется использование цитат, которые заставляют слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение, пробуждают интерес к выступлению, а также помогают внимательно слушать, и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления. Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы к аудитории. Именно они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность. При этом необходимо учитывать состав аудитории, возраст, интересы, степень ее подготовленности.

Главная часть. Хорошо продуманное и необычное вступление еще не обеспечивает успеха всего выступления. Перед оратором стоит очень важная задача не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Материал следует расположить таким образом, чтобы он «работал» на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться поставленной цели. При этом выполнить свою задачу оратор должен наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Выступающий, продумывая структуру главной части, должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы будет использовать с целью привлечения внимания слушателей.

Структура выступления зависит от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы, сформировавшиеся на базе многовековой ораторской практики, активно используются и в настоящее время (рис. 3).

 
 

 


Рис. 3. Методы преподнесения материала

Какими бы методами в своем выступлении оратор ни пользовался, его речь должна быть доказательной, а суждения и положения убедительными. Перед оратором стоит цель не только в чем-то убедить аудиторию, но и вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией он должен продумать систему логических и психологических доводов и использовать их для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, а самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

Заключение. Это наиболее важная композиционная часть любого выступления. Именно убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи, тогда как неудачное завершение губит даже неплохую речь. В заключении оратору рекомендуется повторить основную мысль, ради которой и произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. Особое внимание необходимо уделить последним словам выступления. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.

Посткоммуникативный этап (анализ выступления). После публичного выступления речь необходимо проанализировать. Основными критериями критики речи являются следующие: объективность, ясность, наглядность, рациональность структуры, последовательность изложения, хорошее введение, повышение уровня напряжения речи к ее окончанию, требуемая громкость, гибкое изменение темпа и соответствующее ситуации поведение оратора во время речи. К недостаткам публичного выступления следует отнести: нарушение логической последовательности в изложении материла, перегрузку текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.