Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства выразительности деловой речи






Установлению контакта оратора со слушателями в первую очередь способствуют интересная тема выступления и его продуманная смысловая композиция. Однако, если доклад не будет подкреплен умением оратора воплотить хорошо подготовленный с точки зрения логики текст в «живую», немонотонную речь, активность восприятия слушателями смысла выступления явно снизится, и его цель будет достигнута не полностью. Следует помнить, что возможности эффективного выступления устной информации ограничены, особенно если выступление значительно по своей продолжительности.

В связи с этим большое значение приобретают некоторые приемы повышения выразительности речи. Для того чтобы результаты выступления достигались более эффективно, следует помнить, что устная речь существенно отличается от письменного доклада, причем при написании текста речи последующее механическое его зачитывание в той или иной степени высвечивает указанную особенность и, как правило, в негативном варианте.

Свободная устная речь должна выгодно отличаться от письменного текста, что может быть достигнуто за счет использования средств, которые повышают выразительность выступления. О необходимости их применения следует помнить всегда, даже если у вас не было времени на подготовку к докладу. Тем более стоит продумывать характер их использования при наличии подготовительного периода к выступлению. В специальной литературе рассматриваются следующие средства выразительности деловой речи.

Варьирование тональностью выступления. Любой доклад, даже достаточно официальный, не должен быть монотонным, лишенным особенностей подачи различных его структурных частей. В практике выделяют несколько разновидностей выступления по тону – мажорное, минорное, торжественное, упрекающее, шутливое, строгое и т.п. Варьирование тональностью выступления происходит в зависимости от общей тематики и направленности выступления, смыслового акцента, падающего на различные структурные части. Тональность выступления может зависеть от состава аудитории (возрастного или должностного), от общего настроя на восприятие речи. Выбор той или иной тональности в процессе выступления служит более яркому раскрытию основной мысли, заложенной оратором в различные части или в выступление в целом.

Выделение главных мыслей. Как правило, любое высказывание, произносимое с трибуны, имеет определенную смысловую нагрузку, меняющуюся по ходу выступления. Одни части доклада можно рассматривать в качестве его основных тезисов, другие следует отнести к разряду комментариев, пояснений, деталировки. Восприятие доклада будет более осознанным, более глубоким, если по ходу выступления оратор отделяет главные мысли от вспомогательных высказываний и разъяснений. Для этого используются такие речевые элементы, как короткие паузы (не нарушающие общего хода выступления), изменение темпа речи, высоты голоса и т.п. Слушателями более естественно воспринимаются основные мысли, произносимые в относительно медленном темпе, и вспомогательные суждения (комментарии, разъяснения) – в несколько ускоренном. Наиболее важные моменты выступления целесообразно представлять более громким, твердым голосом.

Постановка в ходе выступления риторических вопросов. Применение риторических вопросов по ходу устного выступления позволяет наладить необходимый контакт с аудиторией, побуждает слушателей к более активному восприятию речи, вызывает чувство сопричастности. Оратору не должно изменять чувство меры, иначе речь превратиться в пустопорожнее произнесение общих фраз.

Использование форм диалога. Постановку риторических вопросов в определенной степени можно считать формой диалога. Другие варианты этой стилистической формы речи также способствуют установлению контакта выступающего с аудиторией, заставляют слушателей включаться в мыслительный процесс. Подобный эффект достигается за счет обращения выступающего к аудитории, которое облекается в форму нейтральных фраз, позволяющих, тем не менее, повысить роль слушателей в обеспечении общей благоприятной канвы выступления, понять их заинтересованность в восприятии речи.

Обращения говорящего к аудитории могут быть как общими, т.е. направленными ко всем слушателям одновременно, так и персональными, т.е. обращенными к определенной части аудитории. Использование форм диалога не должно превращать выступление в дискуссию, если такая цель не ставилась изначально.

Призыв к действиям. Заинтересованности слушателей в восприятии слов, произносимых с трибуны, в немалой степени способствует обращенный к аудитории призыв к взаимодействию и сотрудничеству по озвученным в процессе выступления проблемам. Даже если эти обращения направлены к определенной части слушателей (к представителям конкретной организации или какого-либо подразделения), они вызывают общее оживленное внимание к сути высказываний и предложений.

Включение образных сравнений, поговорок и т.д. Вплетение в канву доклада образных сравнений, метафор, поговорок вполне оправданно, если они соответствуют ситуациям, рассматриваемым по ходу выступления, и, если позволяет время. Прием позволяет несколько разрядить напряженную деловую атмосферу, подсознательно сконцентрировать внимание и память слушателей вокруг тех или иных элементов выступления.

Использование примеров. Их роль как стилистической формы выразительности речи аналогична образным сравнениям и поговоркам. Примеры могут быть представлены в форме конкретных ситуаций, подтверждающих те или иные положения доклада, а могут быть использованы в косвенной форме (фрагменты литературно-художественных произведений, кинофильмов). К ним можно отнести анекдоты, случаи из жизни известных людей и т.п.

Следует помнить, что излишнее или неумелое применение косвенных примеров ведет к нарушению общей структуры выступления, уводит слушателей от четкого восприятия его стержня, может способствовать тому, что оратор просто не успеет в отведенное время раскрыть главные положения своего доклада.

Применение повторов. Прием применяется для акцентирования внимания слушателей на какой-либо важной мысли, конкретной информации. Как и любым другим способом повышения выразительности речи, использованием повторов не следует злоупотреблять, а количество повторов одной фразы или иного элемента речи не доводить до абсурда.

Демонстрация заинтересованности и убежденности. Общее настроение оратора, его отношение к тому, что он говорит, передается аудитории. Если докладчику или лектору неинтересен предмет разговора, это сразу же отражается на слушателях, им становится, как правило, также неинтересно. Если оратор не демонстрирует своей убежденности в актуальности темы выступления, в необходимости решать названные им проблемы, которые он поднимает по ходу доклада, равнодушие выступающего начинает чувствовать аудитория и ее контакт с докладчиком нарушается, она перестает эффективно воспринимать предлагаемую информацию.

Использование этих средств выразительности речи позволяет слушателям оценить оратора как хорошего специалиста и интересного собеседника.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.