Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феномен групповой сплоченности (уровень развития группы)






 

Итак, люди, собравшиеся в группу, познакомились, вступили в общение, между ними стали складываться межличностные отношения. Что происходит дальше? Дальше, на основании общения формируется отношение группы к каждому ее члену, но, что более важно, происходит формирование группы как единого психологического феномена. Поэтому каждому человеку полезно знать не только свою роль в группе, но и уровень развития группы.

Здесь интересен феномен групповой сплоченности (и, соответственно, уровень групповой сплоченности).

Групповая сплоченность - это процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей. Интегратором группы всегда является совместная деятельность, причем важно помнить, что мы ведем речь не о совместимости, а о сплоченности. Совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Сплоченность же означает, что данный состав не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно: члены группы разделяют ее цели и ценности.

 

 

А. Один из подходов предложен психологом Л.И. Уманским ( см. рис.3).

При развитии группы в положительном направлении она проходит через следующие этапы:

- диффузный конгломерат (студенты первого курса, пришедшие на первое организационное собрание);

- номинальная группа, когда группа становится первичным коллективом с определенным названием (учебная группа, сформированная с 1 сентября на первом курсе), но цели нормы и виды деятельности ей задаются извне, что приводит к началу объединения членов группы;

- группа-ассоциация, когда члены группы приняли извне заданные цели и виды деятельности, т.е. такой уровень развития группы, когда определена общая цель. Если ассоциация без особых изменений держится достаточно долго, она начинает структурироваться, происходит распределение ролей, появляются неформальные группы и их лидеры, назначается руководство, и группа становится кооперацией;

если же процесс структурирования затягивается, идет бесконечное перераспределение ролей, мест и борьба за сторонников, то возникает процессуальная группа (школа, в которой нет дела до учеников)

- группа-кооперация, в которой постепенно образуются межличностные отношения на сугубо деловой основе, уже произошло распределение ролей и деятельность группы направлена на достижение высоких результатов в этой деятельности,

Если в группе преобладает групповой процесс, она становится процессуальной – выясняется, что руководитель не может руководить, лидер не реализует эспектации. Идут интриги, агитация и пропаганда, революции и дворцовые перевороты. Длительно существовать процессуальные группы могут только в бюджетных коллективах, в рыночном секторе такаяч организация (процессуальная) очень быстро погибает. Ведь при активном групповом процессе уже нет никакого дела до профессиональной деятельности или клиентов организации. И мы сталкиваемся со школами, в которых нет дела до учеников, с больницами, где забывают о больных – члены организации заняты своей внуртиорганизационной жизнью и квалификацию повышают исключительно в области интриг. Поэтому опытный руководитель должен уметь гасить грпповой процесс, сводить его к минимуму.

- автономизация - члены группы приобретают внутреннее единство, сплоченность, слитность, они идентифицируют себя с группой, т.е. появляется чувство “мы”.; однако при гиперавтономизации развитие группы идет в сторону возникновения корпорации - резко обособленной группы, изолирующей и противопоставляющей себя другим группам, когда узкогрупповые цели достигаются любой ценой, зачастую за счет других групп,

Очень многие руководители пытаются превратить группу в автономию за счет превращения ее в сражающуюся группу, т.е. группу, которая вынуждена защищать свою внешнюю границу. Когда группа в сражении, ее члены удивительным образом сплачиваются (примером являются многие спортивные команды высшего уровня – члены команд буквально ненавидят друг друга, но в момент матча их отношения преобразовываются). Для того, чтобы превратить группу в сражающуюся, руководитель ищет общего врага – коммунисты, демократы, империализм, конкурент, цурипопик – неважно. Главное – чтобы каждый член группы был убежден в том, что это его личный враг, врага надо уничтожить, и все пойдет как по маслу. Но сражающаяся группа все равно распадется, проигрыш – из-за поиска виновного, выигрыш – из-за дележа добычи.

- вершиной развития группы является коллектив - т.е. организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Другими словами каждый член групп может пожертвовать своими интересами ради интересов группы и через интерес группы реализовать свои цели. Принципиальное отличие коллектива от корпорации – это открытая система, попасть в него легко; положение в коллективе определяется не связями, а личностной компетентностью.

 

У Зона положительного влияния группы на личность

Коллектив

Корпорация

Автономизация

Сражающаяся

Группа-кооперация

Процессуальная

Группа-ассоциация

 

Номинальная группа

 

О Группа-конгломерат

Сплоченность Сплоченность

Дезинтеграция

 
 


Интроэгоизм

 
 


Антиколлектив

 
 

 


Зона отрицательного

влияния группы на

личность

 

Рис.3. Схема развития группы.

 

На схеме Уманского по оси ОХ отложены величины влияния группы на развитие личности: в положительном (коллективистическом) и отрицательным (антиобщественном) направлениях. На оси ОУ отложены величины уровня развития группы-конгломерата (нулевая точка): в положительном направлении - до подлинного коллектива и в отрицательном направлении - до антиколлектива (банды).

При отрицательном развитии группы-конгломерата она также проходит ряд этапов, характеризующихся

- дезинтеграцией (внутренняя разобщенность, когда принадлежность к группе утверждается внешним давлением, страхом),

- интраэгоизмом (межличностным эгоцентризмом и антипатией),

- что приводит к формированию антиколлектива с его агрессивностью и конфликтностью.

Б. Подход А.В. Петровского (стратометрическая концепция группы).

Эмоц. отношения






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.