Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповые процессы (как войти в группу)






Под групповыми процессами понимают формирование малых групп и налаживание отношений между членами групп и группами. На малых границах в большой группе всегда неспокойно – ибо интересы групп не совпадают.

Пример: члены учебно-карьеристской группы стремятся к информации и обучению, в то время, как члены других неформальных групп с удовольствием прервут работу под любым благовидным предлогом (а иногда и без предлога).

Конфликты, происходящие между малыми группами, но не доходящие до руководства (т.е. не переходящие большую внутреннюю границу), называются интригами. Руководство о них узнает, если любит собирать сплетни. Многие руководители имеют осведомителей, сведения которых имеют решающее значение на формирование их мнения о том или ином человеке. Но руководителю надо всегда помнить, что осведомитель – это шакал Табаки (не очень умный человек, с амбициями, но не сумевший занять желаемого места; субъективно он, может быть, очень добросовестен, но объективно не способен к глубокой аналитической работе.; если руководитель доверяет информации, полученной от Табаки, он становится подставным лицом, через которое «серый кардинал» - неформальный лидер управляет коллективом.

Если атака направлена на руководство – т.е. на большую внутреннюю границу, то такой процесс называется агитацией. Агитация – всегда против. Агитация всегда поднимает тревожность в группе, возникает угроза эффективности руководства. А наши неграмотные руководители в свое время ввели должность агитатора (но необходим пропагандист). Руководитель всегда должен очень внимательно следить за агитатором, и по возможности, использовать группу для отторжения агитатора. Единственное, что нельзя – самому руководителю бороться с агитатором. Почему? Потому что агитатор – подчиненный. Руководитель и в случае победы, и в случае поражения терпит проигрыш – если победил, в этом нет его достоинств, а лишь сила положения, если проиграл – то он – слабая личность.

Поэтому по отношению к агитатору может быть только одна тактика – уступать (Горбачев «сделал» Ельцина гораздо эффективнее, чем тысячи пропагандистов, а ведь можно было пойти иным путем: предложил Ельцин программу «500 дней» – давайте примем, хоть не лежит у меня к ней душа. Реализовали программу – ура Горбачеву, провалилась программа – долой Ельцина).

Агитация – одна из форм антилидерства, наиболее разрушающая и грубая. Основным признаком антилидерства является попытка изменить цель группы. Довольно часто при этом антилидер использует Цепную собаку – т.е. человека, который очень хочет быть лидером, иногда даже уверен в том, что является лидером, но на самом деле выполняет ту работу, которую в принципе нельзя выполнить успешно или проверяет вновь прибывших в группу.

Жизнь так устроена, что нам приходится переходить из одно группы в другую, причем чаще всего у группу, в которой уже складываются определенные отношения.

Дать о себе знать и стать известным человеком, способным что-либо сделать, можно двумя путями.

Первый путь - присоединение к одной или нескольким группам. Чтобы войти в группу и быстро завоевать доверие, необходимо понять следующие моменты:

1. Определение ключевых фигур. Ключевые фигуры – это люди, обладающие влиянием в группе, те, кому доверяют члены группы, причем их постоянное присутствие в группе необязательно. Обычно они встречаются с теми, кто хочет вступить в группу или что-то сделать для нее. Они оценивают, стоит ли вводить в структуру нового члена. Если же эта ключевая фигура действует как спонсор для нового члена, то последний сэкономит время и силы.

2. Необходимо придерживаться стандартов данной группы. Если Вы принадлежите к группе, то важно помнить о необходимости придерживаться определенных норм и ценностей, принятых в этой системе. Эти нормы и ценности могут быть очень значимыми или даже священными для группы. Независимо от ваших целей, ВЫ должны действовать в соответствии с этими ценностями – иначе либо ВЫ встревожите других членов группы, внесете дисгармонию до полного развала системы, либо группа Вас отвергнет. А ведь, если Вы делаете что-то новое, очень важно вписаться в систему, чтобы уменьшить сопротивление на период “разморозки”.

 

Второй путь принципиально отличается от первого пути.

Первые дни лучше сосредоточить все внимание на работе, чтобы группе стало ясно, какой вы специалист, а в остальных случаях молчать. Вас будут прощупывать представители всех неформальных групп, всех групп по интересам – с целью вовлечь в свою группировку, а, возможно, в интриги или агитацию.

Необходимо внимательно выслушивать информацию от Табаки и Цепных собак, но никому, ни под каким видом не передавать эти разговоры. Далее – необходимо понять, какую цель преследует группа и каждый ее член. После этого на контакт выйдут лидеры неформальных групп. Однако не рекомендуется примыкать к какой-либо группировке. Естественно, руководителю ничего говорить тоже нельзя, иначе вы получите роль осведомителя, но при этом важно, чтобы руководитель сформировал о вас следующее представление – ваши действия будут направлены на улучшение состояния дел в группе.

Подобное несколько отстраненное положение на этапе вхождения в группу предупредит наиболее распространенную ошибку нового члена коллектива – попытку сместить реального лидера (ведь власть лидера абсолютна).

Итак, если вы не войдете ни в одну из группировок, но ваша деятельность будет эффективна, то через некоторое время вокруг вас сформируется группа с целями, аналогичными вашим – ведь власть лидера основана на том, что он удовлетворяет эскпектации (ожидания) группы; как только его компетенция падает, он сразу перестает быть лидером).

 

Какой смысл индивидууму принадлежать к группе?

1. Удовлетворение социальных потребностей.

2. Формирование личности.

3. Получение помощи и поддержки, необходимых для выполнения частных, собственных задач членов группы.

4. Равноправное участие и помощь в совместной деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.