Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История суицидов






На протяжении человеческой истории проблему самоубийства решали вначале с технологических, позже с философских и нравственных позиций, затем, с середины прошлого столетия, к выяснению привлекались знания из области психиатрии, антропологии, психологии, правоведения, эпидемиологии и социологии. Это позволяет сегодня рассматривать феномен самоубийства с мультидисциплинарных позиций.

В ходе истории взгляды на сущность добровольного ухода из жизни существенно изменялись, как и его моральная оценка (грех, преступление, норма, героизм), в зависимости от соответствующего этапа развития общества и преобладавших социальных, идеологических и этнокультуральных представлений. С глубокой древности отношение к суициду, его причины и технология тесным образом были связаны с тем, как-то или иное общество, социальная группа или культура воспринимали понятие смерти. Это и определяло различия в отношении к акту аутоагрессии государства, священнослужителей, законоучителей, философов и простых людей.

В традиционных, так называемых примитивных культурах, на смерть смотрели двойственно. Для человека той давней эпохи она могла быть плохой или хорошей. Плохая смерть обычно связывалась с самоубийством.

Согласно анимистическим представлениям, суициденты после смерти превращаются в маленьких злых духов, способных наводить на живущих порчу. Эти взгляды дошли до нас в народных верованиях и преданиях ряда племен Африки, Азии и Южной Америки, находящихся народоплеменном этапе развития. Шаманизм, в том числе и современный, также неодобрительно относится к суицидам. Например, буряты верят, что души покончивших с собой превращаются в мучителей своих родственников. Местом их обитания становится водная пучина, в которую они стараются заманить купальщиков. И хотя погребальный обряд бурят расписан до мельчайших деталей, суицидентам в нем не нашлось места. Существуют указания лишь на очень редкие, практически единичные случаи ритуальных самоубийств (например, добровольная смерть бездетных стариков во время засухи). Отечественный этнопсихиатр В. Б. Миневич описал совершенно уникальное самоубийство стариков-бурят в древности: если у семидесятилетних людей не было внуков, считалось, что «они заедают чужую жизнь», их заставляли проглатывать бесконечную ленту жира, и они задыхались.

Сообщения о самоубийствах в древности найдены в Китае, Индий и Японии. Буддизм учил, что весь мир обладает общей душой, которая не требует у человека отчета в его делах, что человеческая душа - это лишь частица мирового духа и после своей смерти сливается с ним. Поэтому самоубийство в этих странах считалось похвальным.

Так, японец, решивший лишить себя жизни, произносил о своем предстоящем «подвиге» публичные речи, а толпа друзей окружала его и всячески поощряла это решение, убеждая в: ничтожности жизни.

В Индии секта гимнософиетов культивировала равнодушное отношение к жизни, а в кончине человека видела лишь перемену места жительства. Не удивительно, что еще до начала XX в. в Индии существовал обычай самосожжения, леей после смерти мужей.

В Египте во времена Марка Антония существовала академия - синапофименон, члены которой в порядке очередности заканчивали свою жизнь самоубийством, а на заседание обсуждали и придумывали новые легкие и «приятные» его способы. В Европе у древних кельтов считалось позорным умереть, в постели. Предчувствуя смерть, они устраивали пышный и почетный пир, а после празднества бросались со скал в море.

Несколько иным было отношение к самоубийцам в Римской империи и Греции. Если в Римской империи вопрос о позволительности суицидального акта решал суд, то в Греции суицидентов объявляли преступниками, отсекали им руки и хоронили отдельно.

Высказывания древних философов в некоторой степени отражают характер общественного отношения к самоубийцам в то время. Так, Сенека хладнокровно говорил: «Если вам нравится жизнь, то живите, а если надоела, идите туда, откуда пришли». Плиний называл самоубийство «величайшей милостью, которая дана человеку». Он считал, что «человек может лишить себя жизни, когда ему угодно».

В России самоубийц ожидал позорный ритуал осуждения, узаконенный Петром I в воинском уставе: «...Палачу тело самоубийцы отволочь в нечистое место и закопать, а до этого проволочь тело по главным, многолюдным улицам».

Дискриминационные меры в отношении суицидентов сохранялись в России до 1917 г., чему в значительной мере, способствовало христианство, строго осуждавшее попытки покушения на собственную жизнь.

Капитализм привел к значительному росту суицидальных случаев. Во всех европейских государствах происходило медленное, но неуклонное возрастание количества самоубийств. Некоторое снижение числа суицидальных актов отмечалось лишь в годы острых социальных потрясений - войн и революций. Так, в годы первой мировой войны количество суицидальных случаев уменьшилось, по сравнению с довоенным временем, в Японии на 9 %, в Швеции на 7 %, в России на 25-30 %, однако в периоды экономических кризисов эти показатели резко возрастали.

Распространение суицидов вызывало озабоченность врачей, педагогов, юристов. В свет вышли работы, носившие преимущественно описательно-статистический характер. В этих работах суицидальные попытки рассматриваются как продукт исключительно болезненной психики, как результат анатомической дегенерации и следствие разрыва социальных, связей личности. Однако организованные научные исследования в области суицидологии в конце XIX и начале XX вв. еще не проводились, не было также специализированных учреждений по оказанию медицинской помощи суицидентам.

Вторая половина XX в. характеризуется резким увеличением количества самоубийств и покушений на собственную жизнь. Эта негативная тенденция особенно заметна в экономически развитых странах.

По мнению большинства авторов, цифры, характеризующие суицидальную активность населения, в действительности выше официально приводимых: суицидальные попытки часто скрываются самими суицидентами и их близкими, а ряд самоубийств ошибочно квалифицируются и регистрируются как несчастные случаи и убийства.

На протяжении последующей истории человечества менялись и усложнялись мотивы и способы самоубийства, периоды относительного спокойствия в том или ином регионе сменялись годами подлинных эпидемий самовольного ухода из жизни. Рост числа самоубийств мы видим и в настоящее время.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.