Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические советы. Подготовку к первому вопросу следует начать с освещения такой важной проблемы, как появление человека






Подготовку к первому вопросу следует начать с освещения такой важной проблемы, как появление человека. Студент должен знать два основных подхода к этой проблеме: первый — мифологический и религиозный, второй — эволюционистский.

Студенту следует представлять, как происходил процесс антропогенеза, при этом необходимо учитывать, что становление человека (антропогенез) и формирование общества (социогенез) в исторической ретроспективе представляют собой две неразрывно связанные стороны единого процесса — становление человека и общества (антропосоциогенеза).

Первобытнообщинный строй в своем развитии прошел целый ряд этапов. И в настоящее время существует несколько вариантов его периодизации. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, согласно которой происходит деление на большие этапы (века). Каждый из них — каменный, медно-каменный (энеолит или халколит), бронзовый и раннежелезный — получил свое название от основного материала, из которого изготавливались орудия труда. Самым продолжительным из них является каменный век, который делится на палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век).

Процесс становления культуры неотделим от процесса становления человека. Именно в период каменного века зарождается искусство, религия, возникает мифология. В этой связи студент должен знать такие наиболее ранние формы религии, как фетишизм, тотемизм, анимизм.

Следует также отметить, что особенностью первобытной культуры является ее синкретизм (единство). Искусство, религия, игры первобытных людей как бы соединялись в единое целое. Все члены общества были участниками ритуальных действий, не было разделения на исполнителей и потребителей, художников и зрителей.

При подготовке ко второму вопросу необходимо уяснить, что Древний Восток стал родиной великих культур, выведших человека из состояния первобытности. Именно на Востоке появились первые цивилизации. Под собирательным понятием «культура Древнего Востока» подразумеваются культуры первых человеческих цивилизаций, зародившихся на берегах великих рек сухой тропической зоны Азии и Африки: Междуречья (Месопотамии), Египта, Индии и Китая. В этой связи студент должен иметь четкое представление, какое влияние оказала географическая среда на формирование этих цивилизаций. Следует также понимать, что каждая из этих культур имела свои особенности. Однако, несмотря на имеющиеся отличия, всем выше перечисленным цивилизациям присущи и общие устойчивые черты, которые и позволяют объединить их в одно целое. Студент должен знать, какие это черты и уметь объяснить их происхождение.

Готовясь к третьему вопросу, следует знать, что понятие «античный мир» было сформулировано в XV в для обозначения культуры древних Греции и Рима. Именно античная культура стала основой европейской цивилизации. Необходимо также представлять, что греческой культуре предшествовала культура эгейцев — народов, населявших острова и побережье Эгейского моря. Именно там во II тыс. до н. э. возникла так называемая крито-микенская культура, и наиболее ярким отражением ее стал гомеровский эпос. Для доантичной Греции характерны были те же отношения, что и для других восточных протогосударств.

Собственно античная культура Греции возникла в I тыс. до н. э. Она стала начальным звеном всей античной культуры. Следует отметить, что основные параметры античной культуры были заложены именно древними греками. Отсюда берет свое начало и дихотомия (от греч. δ ι χ ο τ ο μ έ ω — разделяю надвое) «Восток – Запад». Древние греки стали отмечать весьма существенные отличия своего образа жизни от жизни народов восточных цивилизаций. В этой связи студент должен знать, какие это отличия.

Социальной основой образования и развития античной культуры был полис. В Древней Греции высочайшего развития достигли наука, литература, искусство, архитектура. Особое место в древнегреческой культуре занимала философия — «мать» всех наук; в ней уже имелись зародыши почти всех позднейших типов мировоззрений. В тесном взаимодействии с философией развивались и естественнонаучные взгляды древних греков. Следует отметить, что наиболее крупные греческие философы того времени часто являлись и родоначальниками тех или иных направлений в науке.

Рассматривая культуру Древнего Рима, следует проследить ее взаимосвязь с этрусской, греческой и эллинистической культурами. Древний Рим придал античной культуре свои собственные черты, а в чем-то усвоил ее и даже ассимилировался в ней. В целом культура Древнего Рима была культурой военизированного государства, в котором господствовал культ практицизма, государства, закона.

Литература

Основная

  1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002. С. 196–210, 211–230, 231–265.
  2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 13–26, 29–41, 43–55, 105–135, 137–156.
  3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 25–40, 41–54, 55–70, 101–118, 119–131.

Дополнительная

  1. Георгиева Т.С. Культура повседневности: в 3 кн. Книга 1. Частная жизнь и быт древних обществ: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2005.
  2. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб.: Марс, 1995.
  3. История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Отв. ред. С.Д. Серебряный. М.: Институт «Открытое общество», 1998.
  4. Мировая художественная культура. Древние цивилизации. Тематический словарь. М.: Крафт+, 2004.
  5. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций. СПб.: Лениздат; Союз, 2001.
  6. Тейлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре / Пер. с англ. Смоленск: Русич, 2000.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.