Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические советы. Готовясь к первому вопросу, необходимо понять, что культурология — гуманитарная отрасль знания, изучающая культуру как общественное явление в контексте ее






Готовясь к первому вопросу, необходимо понять, что культурология — гуманитарная отрасль знания, изучающая культуру как общественное явление в контексте ее возникновения, развития и функционирования. Она позволяет глубже осмыслить на богатом историко-культурном материале сущность и роль искусства, науки, морали, политики, права, философии, религии, расширить кругозор, способствует формированию общей и профессиональной культуры человека.

Предмет культурологии — изучение сущности, структуры и функций культуры во всем многообразии ее видов и форм в контексте, как исторических закономерностей ее развития, так и уникальности и этнической самобытности ее исторических типов.

Культурология использует теоретические и эмпирические методы: 1) системного и диалектического анализа, исторический, философский, социологический, герменевтический, семиотический и сравнительно-исторический; 2) наблюдения, описания фактического материала (социальной статистики, исторических документов, памятников культуры, фактов социо-культурной жизни и т. д.).

Основные области культурологии: философия культуры, социология культуры, история культуры. Междисциплинарные области культурологического исследования: история, этнография и антропология, социология, педагогика и психология, правоведение, демография и др.

Готовясь ко второму вопросу, следует знать, что термин «культура» происходит от латинского слова «cultura» (возделывание, обработка, уход, улучшение), обозначавшего первоначально обработку почвы, земледельческий труд. Процесс становления культуры неотделим от процесса становления человека, но теоретическое осмысление представления о культуре началось лишь в период Нового времени.

Анализ понятия культуры — важнейший момент построения теории культуры. Дело в том, что определение (дефиниция) культуры вовсе не тождественно ее понятию. Культура — это реальность особого рода, которая не может быть зафиксирована в одном определении. Таким образом, определение культуры — это цепь взаимодополняющих и вытекающих одно из другого суждений.

Общепринято выделение в культуре материальной и духовной сфер. К основным элементам материальной культуры относят орудия труда (технику), жилища, транспорт, экономическую и бытовую инфраструктуру. Материальность культуры есть результат материального способа существования человека в истории. Духовная культура включает в себя науку, религию, искусство, мораль, право, обычаи, традиции. Вместе с тем деление культуры на материальную и духовную относительно, поскольку материальная культура в широком смысле является овеществленной духовной культурой.

Принято также выделять три формы культуры: элитарную (высокую), народную и массовую (кич, поп-культуру и др.). Разделение на такие формы зависит от того, кто участвует в создании культуры, и ее уровня. Студенты должны хорошо представлять, чем эти формы культуры отличаются друг от друга, и их особенности.

Кроме этого, следует учитывать, что в каждой культуре выделяют доминирующую культуру и субкультуры. Поэтому при ответе необходимо пояснить содержание этих терминов и проиллюстрировать их конкретными примерами.

При рассмотрении понятия культура часто употребляется термин цивилизация. При этом соотношение культуры и цивилизации интерпретируется учеными весьма различно. Фактически все точки зрения, существующие в литературе по данной проблеме, можно свести к следующим трем: 1) отождествление понятий культура и цивилизация; 2) цивилизация рассматривается как специфическое социально-культурное образование; 3) существует противопоставление культуры и цивилизации. Так, например, О. Шпенглер полагал, что цивилизация является признаком кризиса и упадка культуры.

Изучая социальные функции культуры, следует иметь в виду, что они обусловлены потребностями общества, личности и социальных институтов. В литературе выделяются следующие основные функции культуры:

1) Функция освоения и преобразования мира (дающая человеку возможность знакомиться с окружающей действительностью, переосмысливая и систематизируя её явления);

2) Коммуникативная функция (предусматривающая формирование на базе культурных явлений и процессов сложной системы коммуникации между людьми, необходимой для их общения);

3) Сигнификативная (смысло-конституирующая) функция (позволяющая человеку «обозначить» окружающие предметы и явления и таким образом сформировать определенную картину мира);

4) Функция накопления и хранения информации (неотделимая от процесса постоянного познания окружающей действительности и трансляции социо-культурного опыта из поколения в поколение);

5) Нормативная функция (связана прежде всего с регулированием отдельных сторон и видов общественной и частной деятельности, поведения человека);

6) Функция релаксации (сообщающая культуре универсальное свойство нивелировать последствия отдельных социальных и культурных катаклизмов и конфликтов);

7) Адаптивно-защитная функция (дающая человеку возможность приспособиться к окружающей среде, с помощью культуры трансформируя ее в соответствии со своими потребностями).

При подготовке к третьему вопросу необходимо уяснить, что проблема типологии или периодизации культуры чрезвычайно сложна и пока еще нет однозначного ее решения. В научной литературе существует много суждений на этот счет, но все они в той или иной степени уязвимы и несовершенны. Вместе с тем, если обобщить все эти суждения, то можно свести их к двум основным подходам к типологизации и периодизации.

Первый подход можно охарактеризовать как универсалистский или линейный. Он исходит из того, что существует единый культурно-исторический процесс, и все развитие культуры — это последовательная смена определенных этапов. Везде эти этапы были одинаковы, хотя и допускается, что какие-то регионы или народы не прошли все этапы, отставая в своем развитии. Наиболее яркими примерами такого подхода являются марксистская теория последовательной смены общественно-экономических формаций, а среди немарксистских концепций — европоцентризм. В настоящее время наиболее распространенной и влиятельной концепцией, исходящей из единства культурно-исторического процесса, является концепция немецкого философа К. Ясперса.

Второй подход состоит в отрицании единства человеческой культуры и сходных этапов ее развития. Его можно охарактеризовать как концепцию локальных культур, непроницаемых друг для друга и имеющих свои стадии развития, т. е. речь идет о концепции замкнутых культурных типов. Таким образом, всемирная история, согласно воззрениям сторонников этой концепции, является суммой самостоятельных неповторимых цивилизаций. Одним из основоположников такой точки зрения стал русский историк и социолог Н.Я. Данилевский. Наиболее яркими представителями такого подхода являются О. Шпенглер и А. Тойнби. Студент должен знать основное содержание вышеназванных концепций и дать им свою оценку.

Рассматривая вопрос о типологии культур, следует учесть, что существует дифференциация культуры по религиозному признаку. На его основе выделяют следующие типы культуры: конфуцианско-даосийский тип культуры, индо-буддийский тип культуры, исламский тип культуры, христианский тип культуры.

При подготовке к четвертому вопросу следует уяснить, что наука является своеобразным феноменом культуры. Наука изучает окружающую природу и все ее явления. Она позволяет получить объективные знания об окружающем мире, т. е. такие знания, которые напрямую отражают реальное положение дел. Научное познание подразумевает наличие целого ряда принципов, которые позволяют добиваться реальных знаний. К числу основных таких принципов относятся принцип объективности, причинности, рациональности, воспроизводимости, теоретичности, системности, критичности. Студенту необходимо знать содержание этих принципов и показать их взаимосвязь.

Литература

Основная

  1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002. С. 7–176.
  2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 2–11.
  3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 11–22.

Дополнительная

  1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб.: Издательство «Глаголъ», 1995.
  2. Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры: Учебник для вузов. СПб.: Лань, 1997.
  3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2005.
  4. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2007.
  5. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов / Под ред. М.Г. Писманика. М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998.
  6. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры. М.: Эксмо, 2005.
  7. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций. СПб.: Лениздат; Союз, 2001.
  8. Тойнби А.Дж. Постижение истории / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.
  9. Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  10. Шпенглер О. Закат Европы / Пер. с нем. М.: Мысль, 1993.
  11. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. М.: Республика, 1994.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.