Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические советы. При подготовке к первому вопросу студент должен хорошо представлять, что гражданская война и интервенция нанесли огромный ущерб экономике и культуре страны






При подготовке к первому вопросу студент должен хорошо представлять, что гражданская война и интервенция нанесли огромный ущерб экономике и культуре страны. Пришедшие к власти большевики были преисполнены решимости создать общество социальной справедливости, лишенное эксплуатации. Создание нового строя подразумевало коренные изменения всех сфер жизни, которые должны были происходить не стихийно, целенаправленно под руководством партии и государства. Это в полной мере относилось и к культуре. Постепенно в пропагандистский и научный оборот прочно вошел термин «культурная революция», подразумевавший комплекс задач по строительству новой «социалистической культуры». Студент должен знать, какие задачи выдвигали большевики в области культуры и как они осуществлялись.

Изучая историю культуры 1917–1927 гг. следует понимать, что сотни тысяч представителей русской интеллигенции в результате революции и гражданской войны оказались за границей, где многие из них продолжали вносить свой вклад в развитие культуры. Так появилось культурное явление, получившее название «культуры русского зарубежья».

Рассматривая второй вопрос, студент должен знать, что развитие культуры в конце 20–начале 30-х гг. шло в условиях сложившегося в стране культа личности И.В. Сталина и командно-административной системы. Нельзя думать, что культ личности совсем прекратил развитие культурных процессов в стране — имели место и определенные достижения. Но в целом он серьезно тормозил и деформировал все культурные процессы.

Готовясь к третьему вопросу, необходимо знать, что после смерти И.В. Сталина в советской истории начался период, впоследствии получивший название «оттепель», характеризующийся робкими попытками демократизации общества. Это весьма позитивно сказалось на культуре, дало значительный импульс для ее развития. Следует отметить значительные достижения в области развития фундаментальной науки, техники. Однако в целом период оттепели и в жизни страны, и в развитии культуры был неоднозначен. Студент должен знать, в чем выражалась противоречивость развития советской культуры в это время.

«Оттепель» в СССР продолжалась недолго — всего около 10 лет. В октябре 1964 г. к власти пришло новое руководство во главе с Л.И. Брежневым, что во многом означало возврат к прошлому. Нарастали и не находили своего решения негативные явления во всех сферах жизни, в том числе и в культуре. Постепенно культура в стране стала развиваться по двум направлениям. Первое — официальное, соответствующее рамкам традиционной манеры социалистического реализма, второе — неофициальное, многообразное по формам и не укладывающееся в дозволенные каноны.

Начавшаяся в середине 80-х гг. своеобразная революция «сверху» — «перестройка» — сильно повлияла на развитие культуры, особенно на общественную мысль. Стали общедоступными культурные достижения «русского зарубежья» и почти неизвестные широкой публике произведения культуры неофициального направления периода «застоя».

Рассматривая четвертый вопрос, следует понимать, что период «перестройки» очень скоро закончился полнейшим провалом и распадом СССР. Начался так называемый «постсоветский период» в развитии России. Стремительный ход событий в обществе, ожесточенная политическая борьба, экономический кризис, естественно, не могли не сказаться на развитии культуры. Но это воздействие оказалось весьма противоречиво. С одной стороны, демократизация общества, приобщение к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры очень позитивно сказываются на развитии отечественной культуры. Однако, с другой стороны, коммерциализация культуры, отсутствие должного финансирования науки и образования отражаются на ее состоянии крайне негативно.

Литература

Основная

1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002. С. 454–491.

2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 635–671.

3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 533–551.

Дополнительная

1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 ч. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. Ч. 2.

2. Жукоцкая З.Р. Культурологические школы советского периода // Вопросы культурологии. 2007. №11. С. 27–29.

3. История русской культуры IX–XX вв.: Пособие для вузов / Под ред. Л.В. Кошман. 3-е изд. М.: Дрофа, 2002.

4. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2005.

5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учебное пособие для вузов и общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Ф. Киселева. М.: Владос, 1999.

6. Сапронов П.А. Русская культура IX–XX вв. Опыт осмысления. СПб.: Паритет, 2005.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.