Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Корпоративная организация






Корпоративная организация, или корпорация, рассматривается как особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Следует отличать её от корпорации как субъекта права – юридического лица, часто ассоциируемого с формой акционерного объединения. Корпорации как социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узкокорпоративных интересов. Корпорация – это древнейшая форма человеческого объединения, используемая ещё охотничьими группами до образования парной семьи.

Слово «корпорация» происходит от позднелатинского corporation – объединение. Именно благодаря объединению ресурсов и в первую очередь людских корпорация как форма организации совместной деятельности людей предоставляет и обеспечивает возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы, профессии, касты. Однако объединение людей в корпоративной организации происходит через их разделение по социальным, профессиональным, кастовым и другим (классовым и расовым) критериям.

Помимо объединения ресурсов важным орудием корпоративной организации в борьбе за выживание является монополия и главным образом монополия на информацию. Поддерживая монополию, корпорация стремится стандартизировать свою деятельность и её результаты, не допускать разрушительной для неё внутренней конкуренции. Поддержка слабых и ограничение сильных – основной принцип в борьбе против внутренних конкурентов. Отсюда – тенденция к уравниловке. Объединение людей через их разделение и поддержание монополии невозможно в корпоративной организации, если в ней не доминируют иерархические властные структуры. Так, интересы «разделённых» людей согласовываются лидерами корпораций. Это и является основным источником их власти. В основе данной схемы лежит принцип: «разделяй и властвуй».

Важным условием и способом существования корпоративной организации является постоянное поддержание в ней дефицита тех или иных ресурсов, а если необходимо, то и его обострение. Распределение в условиях монополии лидерами корпорации этого дефицита служит для них ещё одним важным источником власти.

Из самого определения понятия видно, что субъектом интереса в корпорации является сама группа, коллектив (выделяется даже понятие «трудового коллектива») или вся организация. Персонализация индивида осуществляется за счёт деперсонализации других индивидов. В соответствии с этим устанавливается приоритет в целях, характеризуемый приматом организационных целей над индивидуальными. У индивида могут быть свои, отличные от организационных личные интересы или цели, но чтобы получить от корпорации гарантию для существования, он способен на самопожертвование ради коллектива, отождествляя его с собой. Отсюда ложная солидарность, квазипатриотизм, групповщина и прочая корпоративная атрибутика. Внешне кажется, что организация выступает как единое целое.

Корпоративная организация берёт на себя ответственность за своих членов, за человека. Это позволяет ей быть свободной в своих действиях по отношению к человеку. Существует суверенитет организации. В результате организация или все её члены становятся над каждым отдельным человеком. Такая «коллективная» ответственность ставит человека в сильную зависимость и практически лишает его самостоятельности. Действует принцип: организация всегда права.

Принятие решения в корпоративной организации строится по принципу большинства или старшинства. Борьба меньшинства за своё мнение нередко заканчивается его уходом из организации. Завоевание руководителем большинства вынуждает его к популистским действиям. Так, например, введённая одно время в нашей стране выборность руководителей предприятий существенным образом повлияла на перекачивание денег из прибыли предприятий в фонд заработной платы и стимулирования в ущерб техническому развитию.

В корпоративной организации интересы производства (или любой другой её деятельности) определяют интересы воспроизводства самого работника. Создаются условия, в которых работники организации во всё большей степени не способны обеспечить себя в работе необходимыми ресурсами, в особенности информацией. Другими словами, интересы работника существуют всегда «завтра», а интересы корпорации – «сегодня».

Корпоративной организации соответствует определённая мораль. Последняя выступает как двойная мораль в поведении – мораль индивидуалистская и мораль корпоративная. Индивидуализм в рамках корпоративной идеологии не имеет права на существование и поэтому как бы не регламентируется. На деле же он часто вступает в извращённой форме, игнорируя правила цивилизованного, а порой и законного поведения. Отсюда, например, коррупция и взяточничество. Корпоративная мораль действует только в случаях, когда в ней есть заинтересованные.

В корпоративных структурах доминирует лояльность организации, приветствуется послушание ей и исполнительность, рождающие в конечном счёте безответственность. Поведение остальных руководителей и работников соответствующих ведомств в период Чернобыльской аварии яркий тому пример.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.