Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая помощь. Основная проблема преодоления этого кризиса связана с отделением ре­бенка от родительской семьи






Основная проблема преодоления этого кризиса связана с отделением ре­бенка от родительской семьи. Психологическая помощь семье на данном этапе строится вокруг разреше­ния следующих проблем:

1. Неготовность родителей отпустить ребенка. Психолог должен прояснить все страхи и фантазии, которые связаны с уходом ребенка. Рекомендуется про­анализировать семейные сценарии и семейные мифы, уточнить, как родите­ли, будучи детьми, сами переживали данный кризис, как в этой ситуации вели себя их родители и т. д. Важно подвести родителей к принятию факта взросле­ния детей и необходимости их отпустить

2. Неготовность ребенка сепарироваться от родителей.

3. Обострение супружеских проблем. Если ребенок в семье выполнял стаби­лизирующую функцию, то с его уходом в супружеской подсистеме может на­блюдаться рост напряжения, связанный с необходимостью вновь выстраивать диадные отношения. В зависимости от характера возникающих проблем, мо­жет быть рекомендована супружеская или индивидуальная терапия.

 

12. Психогенная теория истории детства Л. Демоза В соответствии со своими идеями Л. Демоз подразделяет всю историю детства на шесть периодов, каждому из которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми.

1. Инфантицидный стиль (с древности до четвертого века нашей эры) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которым удалось выжить, становились жертвами насилия.

2. Бросающий стиль (с четвертого по тринадцатый века). Главное средство избавления от них –

оставление ребенка, стремление сбыть его с рук. Ребенка отдают кормилице, либо в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо заброшенным и угнетенным держат в собственном доме.

3. Амбивалентный стиль (с четырнадцатого по восемнадцатый века) характеризуется тем, что ребенку дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей. Его уже окружают вниманием, но еще отказывают в самостоятельном духовном существовании.– " лепка" характера ребенка,

. 4. Навязчивый стиль (восемнадцатый век). Родители становятся к ребенку гораздо ближе, его уже не считают простым объектом физического ухода или непонятным и опасным существом. Однако навязчивое стремление контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка усиливает конфликты отцов и детей.

5. Социализирующий стиль (девятнадцатый – середина двадцатого века) характеризуется тем, что целью воспитания становится не столько завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировка его воли, подготовка к будущей самостоятельной жизни. Однако ребенок мыслится скорее объектом, чем субъектом социализации.

6. Помогающий стиль (середина двадцатого века) предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители стремятся не столько " дисциплинировать" или формировать его личность, сколько помогать индивидуальному развитию. Отсюда стремление к эмоциональной близости с детьми, пониманию, эмпатии, вниманию к творческим проявлениям личности.

Данная теория занимает особое место в ряду исследований детства, т.к. обладает одним неоспоримым достоинством – показывает динамику развития культуры детства, соотношение подражательности и творчества в истории детства

в социо культурном аспетке.

13.К распространенным тератогенов относится алкоголь так как, попадая в организм плода, нарушает темпы и динамику его развития, вызывая ряд отклонений Алкоголь также провоцирует в постнатальном периоде жизни ребенка склонность к алкоголизму, нервно ную расторможенность, нарушения интеллектуального.Действие наркотиков является еще более опасной, чем алкоголя Системное употребление беременной женщиной наркотических веществ вызывает у ребенка врожденной наркотическую зависимость, низкие показатели жизнеспособности, которые, в свою очередь, могут повлечь отставание психического развития ребенка после рождения

Табачный дым становится тератогеном, При поступлении элементов табачного дыма в кровь беременной женщины, а затем плода, происходит сужениения плаценты ограничивает процессы обмена между матерью и ребенком Перспективами такого кислородного и пищевого голодание плода является ослабление темпов его развития, в дальнейшем для ребенка вероятные проявления отставание психического развития, нарушения внимания и невротические симптомы.

Неблагоприятными могут быть и так называемые физико-химические факторы а именно радиация, тяжелые металлы, нитраты, пестициды

С увеличением возраста матери риск рождения ею ребенка с синдромом Дауна Некоторые ученые объясняют это старением яйцеклеток женщины

Весомыми факторами формирования здоровой психики новорожденного имеет эмоциональное состояние матери и осознанное любящее отношение к ребенку Беременность меняет мировосприятие я женщины, делая ее особенно чувствительной к отношений близких, она нуждается в обновлении отношений с отцом будущего ребенка Поэтому особенно важной является роль будущего отца, положительное отношение которого к беременности жены выступает фактором защиты для нее и будущего ребенка Как отмечают МВ Савчин и ЛП Василенко, активное участие отца в подготовке к родам уменьшает количество осложнений при н их, снижает восприимчивость ребенка к стрессам.

 

14. Проблема социального сиротства.
. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.
Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. з-за отсутствия, какого либо воспитания выделяют несколько видов, психологических портретов проблемных детей.
«Избегающие». Основной особенностью является тяжелое эмоциональное состояние. Чаще всего они стараются уединиться.

«Цепляющиеся». Активно стремятся к контакту со взрослым. В этом состоянии для ребенка крайне важно оставаться в защищенном состоянии, во взрослом он ищет источник тепла и защиты, даже в малознакомом.
«Неудачники». Основная особенность повышенный уровень тревожности, проявляющийся в неуверенности к себе, постоянном беспокойстве, волнение.
«Мечтатели». Происходит из-за недостаточного внимания со стороны взрослых.. Обычная жизнь для таких детей не достаточна, она не насыщена впечатлениями, она им кажется скучной и локальной. Иной раз создается впечатление, что ребенок путает фантазию и реальность.

«Умники». Хорошее логическое мышление, интеллектуализм. Дети “умники” редко испытывают трудности в школе. Общаются больше со взрослыми чем со сверстниками.
«Говоруны». Бойкая речь, уверенные ответы на любые вопросы. Может быть низкая успеваемость, неорганизованность, трудности в общение со сверстниками, нарушения правил поведения в школе, связанные с неумением ребенка управлять своими действиями.

«Путаники». Ребенок нарушает социальные нормы вследствие недостаточной чувствительности к их сути. Отсутствует сознательная направленность на подобные нарушения и есть желание “быть хорошим”.
«Актеры». Любовь к окружающим. Для привлечения внимания использует все средства: кривляние, нарушение правил. Чрезмерно высокий уровень приводит к астероидному складу личности.
«Негативисты». Сознательное нарушение ребенком правил поведения, Чтобы вызвать к себе внимание. В виде наказания или замечания.

Исследования, проводимые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, - они просто другие. И более того, есть все основания полагать, что именно психологический фактор является причиной не только психологических, но и соматических отклонений таких детей.

 

15. Специалисты в области социальной педагогики Галагузова М.Л., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов В.П. считают, что деятельность социального педагога с семьей может разворачиваться по трем направлениям: образовательное, психологическое, посредническое.

1. Образовательное направление. Оно включает в себя помощь социального педагога семье в обучении и в воспитании. Помощь в обучении связана с формированием педагогической культу-ры родителей и их просвещением.

2. Психологическое направление. Оно включает в себя социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка, с позиции социальной педагогики, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье (например, во время сложной кризисной кратковременной ситуации).

3. Посредническое направление. Данное направление содержит в себе компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Под помощью в организации понимается помощь в организации семейного досуга (например, включение семьи в разного рода мероприятия, праздники, ярмарки, клубы по интересам и т. п.).

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех позициях (ролях): советник, консультант, защитник.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.