Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая помощь. Психологическая помощь семье, переживающей развод, определяется ди­намикой самого процесса и может принимать различные формы: П индивидуальное






Психологическая помощь семье, переживающей развод, определяется ди­намикой самого процесса и может принимать различные формы: П индивидуальное консультирование (терапия); О супружеское консультирование (терапия); □ групповая терапия для разводящихся супругов и детей; О семейное консультирование (терапия).

Развод относится к категории потери, и с этой позиции работа с разведен­ными партнерами сходна с той, которая проводится с людьми, пережившими утрату

 

22. К особому типу проблемной семьи следует отнести семью, где мать и (или) отец злоупотребляют алкоголем.
Развитие детей, живущих в «алкогольной семье», протекает с тяжелыми психическими отклонениями. Дети характеризуются синдромом «педагогической запущенности», заниженной самооценкой, часто пребывают в состоянии депрессии, страха и горя. Белорусские ученые И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Н.В. Фурманова, занимающиеся проблемами подобных семей, отмечают, что ребенок может выбрать ту или иную стратегию адаптации в семье алкоголиков. Эта адаптация осуществляется в виде одной из ниже перечисленных ролей, взятых на себя ребенком.
• «Ужасный ребенок». Такие дети ведут себя вызывающе и заставляют обращать на себя внимание, создавая эмоционально-напряженные ситуации.
• «Псевдородитель». Ребенок начинает брать на себя большую часть ответственности за семью, выполняя функции родителей. Как бы тяжело ни напрягались такие дети (убирая квартиру, приготовляя еду, зарабатывая деньги), пробуя сохранить семью, они все равно обладают заниженной самооценкой

• «Шут гороховый». В целях избавления от стресса ребенок может начинать все и всех вы-смеивать. Со временем к таким перестают относиться всерьез, поэтому они испытывают трудности в установлении глубоких контактов с другими людьми.
• «Человек-невидимка». Выбор такой роли позволяет ребенку не привлекать к себе внимание пьющих родителей. Он может тихо сидеть в углу или своей комнате, стремясь не мешать взрослым заниматься своими делами, превращаясь в «пустое место».

• «Больной». Выбор этой роли может быть обусловлен как реальным хроническим заболева-нием ребенка, так и соматизацией психологических проблем. Болезнь позволяет ребенку переключить внимание родителей на него

В целом, «алкогольные семьи» отличаются редукцией родительских обязанностей мужа и жены, сужением круга интересов и контактов с социальным окружением, поверхностностью эмоционального взаимодействия, отсутствием временной перспективы. У детей алкоголиков часто возникает ощущение собственной ненужности (несформированное базовое доверие к миру) и чувство безысходной тоски по лучшей жизни в лучшей семье.

 

23.Психология ребёнка из алкогольной семьи.

Дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией. Дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определёнными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведёт к вероятности попасть в группу социального риска. Ребёнок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. Но пожалуй, самыми уязвимыми дети становятся в подростковом возрасте. Подросток не только глубоко переживает трагедию обусловленную пьянством родителей, но и часто сам пытается найти в алкоголе ключ к решению семейных проблем. Вследствие этого довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности. Подросток становится грубым, чёрствым, злобным по отношению к самым близким ему людям. Его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, опустошённость, нарастает вялость, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться, рождается агрессивность, склонность к антиобщественным, немотивированным поступкам.

Важнейшие особенности процесса взросления детей из алкогольных семей заключаются в том, что: дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;

дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми;

дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и потребности;

дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение других людей. Их часто осуждают за действия и чувства их родителей;

родители не разделяют чувств и не одобряют поведения ребёнка, осуждение его поступков формирует отрицательную оценку его личности в целом;

дети чувствуют себя заброшенными;

родители могут не воспринимать ребёнка как отдельное существо, обладающее своей собственной ценностью;

самооценка родителей может зависеть от поведения ребёнка;

чувства, которые когда-то возникли у ребёнка в семье, становятся движущими силами в его дальнейшей жизни. Это страх, вина, обида, злость.

 

24. Попустительский стиль семейного воспитания
Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, своей работой. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.
Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Главный метод воспитания в такой семье - кнут и пряник.
Состязательный стиль семейного воспитания
При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимание на человеческие качества малыша. В результате такого воспитания формируется поисковый социально - психологический тип личности ребенкаОсобое внимание требует формирование культуры общения с взрослыми и сверстниками, развитие умений слушать и слышать не только себя, но и других людей.
Рассудительный стиль семейного воспитания
Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок.
Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. Родители ребенка считают, что его активность должна находить естественный выход. Они уверены, что ребенка нельзя поощрять за то, что он делает с удовольствием. В Воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями. У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения.
В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально - психологический тип личности. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Иногда детям из таких семей очень трудно приспосабливаться к школе, если педагоги авторитарного стиля.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.