Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис супруги вдвоем (кризис семьи, в основном выполнившей свою родительскую функцию)






Семью, в основном выполнившую свою родительскую функцию, часто на­зывают «опустевшим гнездом». Этот кризисный период начинается с уходом из дома последнего ребенка. Он может протекать вполне гладко, если паре уда­лось отпустить детей и сохранить при этом близкие отношения с ними на фоне благополучия в супружеской подсистеме.

Протекание данного кризиса может обостряться при наличии не решенных на предыдущих этапах супружеских проблем: партнерам вновь предстоит научиться жить вдвоем.

Одним из наиболее важных аспектов данного кризиса является необходимость принятия супругами новых ролей бабушки и дедушки. Благодаря внукам под­держивается связь между прародителями и их взрослыми детьми. Роли бабушки и дедушки помогают супругам адаптироваться к уходу на пенсию, заново пере­жить родительство и дают возможность компенсировать неудачи, связанные с взаимоотношениями с собственными детьми

Существует несколько вариантов выхода из данного кризиса:

конструктивный, связанный с личностным ростом супругов, появлени­ем новых сфер для их самореализации□

--неконструктивный, выражающийся в потере смысла жизни, возникно­вении ощущения ненужности, одиночества,

В работе с супружескими парами, переживающими данный нормативный кризис, рекомендуется проводить индивидуальную и(или) супружескую тера­пию. Психологическая помощь может быть направлена на разрешение следу­ющих проблем:

□ заключение нового супружеского договора: перераспределение обязан­ностей и реорганизация свободного времени;

□ ролевая реорганизация семьи;

□ реорганизация детско-родительских отношений;

□ принятие имеющегося опыта жизни (профессиональной и личной).

8. Эмоциональная холодность. Одной из серьезных причин возможных нарушений во взаимоотношениях между патронатными родителями и приемным ребенком является недостаток душевного тепла, эмоциональная холодность, излишняя рациональность и жесткость отношений.

С приемными детьми нужно больше общаться, используя мимику, жесты. Нужно чаще прижимать его к себе, ласкать, гладить.

Положение ребенка в приемной семье. Главная трудность для ребенка из интернатного учреждения заключается в освоении новой ролевой позиции членов семьи — сына, дочери. Именно такая позиция приемным ребенком не освоена, у него, как правило, нет опыта нормальных семейных отношений. Первое время необходимо наблюдать за реакцией детей на новые впечатления: как они относятся к членам семьи, выдвигаемым требованиям, кому симпатизируют, кого сторонятся.

Утверждение позиции ребенка идет через конкретные дела по мере овладения им новыми умениями и навыками, по мере достижения успехов. Положение ребенка в семье утверждается с помощью поощрений.

По мере взросления ребенка все большее значение для него приобретает позиция его в классе, школе, дворовых группах, секциях и т. д. Но самым главным должно оставаться стремление подтвердить свое положение в семье

9. Положение детей-бездомных особенно тягостно. Среди них есть дети-беглецы - дети, убежавшие из дома или из воспитательного учреждения вследствие разрыва связей с родителями, возникшего тяжелого конфликта с учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных ориентации и других причин, приведших к кризису отношений. Среди множества причин, обусловливающих утрату семейных связей, - конфликтные отношения в семье, сопровождающиеся насилием, агрессивностью, жестоким обращением со стороны родителей. Причиной побегов детей из семей нередко являются разводы либо вступление в брак одинокого родителя, прежде проживавшего с несовершеннолетним ребенком.
В ряде случаев бегство детей из дома - следствие педагогической беспомощности родителей, нарушения взаимопонимания и доверия между детьми и родителями.
Дети-беглецы становятся легкой добычей криминальных структур, подростковая преступность отличается особой жестокостью и цинизмом. Практически все дети - беглецы имеют отставание в психическом, физическом и интеллектуальном развитии, ослабленное здоровье. Не редко они страдают хроническими заболеваниями. Ощущая свою ненужность, эти подростки часто склонны к суицидным действиям.
Дети, склонные к бродяжничеству, отличаются избирательной общительностью, они большей частью недовольны окружающими, склонны к агрессивному поведению, которое является результатом недостаточного внимания родителей к их интересам, плохих отношений, сложившихся в семье.

10.Типология Гарбузова: 3 типа неправильного воспитания:

1. Воспитание по типу А, т.е. по типу эмоционального отвержения, неприятия ребенка. Характерно: непринятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем и навязыванием ему единственно правильного типа поведения, либо этот тип воспитания может проявляться в полном попустительстве и явном недостатке контроля.

2. Воспитание по типу В, т.е. гиперсоциализация: выражается в тревожно-мнительной позиции родителей по поводу состояния здоровья ребенка, его социального статуса среди сверстников, ожидание успехов в обучении и будущей профессиональной деятельности. 3.Воспитание по типу С – эгоцентрическое или воспитание по типу «кумир в семье». Ребенок в центре семейных взаимоотношений, все внимание ему часто в ущерб другим членам семьи.

Классификация Эд еймиллера и Личко выделяют стиль семейного воспитания, точнее аномалий стилей воспитания:

1. Гипопротекция: недостаточно опеки и контроля, ребенок как правило без надзора, к нему проявляется мало внимания, нет интереса к его делам, часто присутствует физическая заброшенность и неухоженность. Может быть скрытая гипопроекция, когда забота и контроль носит формальный характер.

2. Доминирующая гиперпротекция проявляется в повышенном обостренном внимании и заботе в излишней опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретов, ограничений. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности.

3. Потворствуящая гиперпротекция, воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами.

4. Эмоциональное отвержение: ребенком тяготятся, его потребности игнорируются, нередко жестоко обращаются (ребенок - обуза).

5. Жестокие взаимоотношения: может проявляться открыто и к ребенку применяется насилие, срывается зло, либо скрытое, тогда – эмоциональная холодность.

6. Повышенная моральная ответственность: от ребенка требуют честность и порядочность, чувство долга, не соответствующее его возрасту, завышенный уровень притязаний у родителей к ребенку.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.