Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии.






Правовое регулирование - разновидность нормативного регулирования, через которое общество путем создания и реализации особых социальных норм - права формирует в наиболее значимых отношениях правопорядок, обеспеченный государственной властью.

Механизм правового регулирования (механизм действия юридических норм) - процесс поэтапного осуществления юридических норм, содержащихся в нормативных актах, в правомерном поведении субъектов через систему специальных юридических средств

Процесс правового регулирования, начинаясь с создания правовых норм и завершаясь формированием правопорядка, содержит внутренние структурные элементы, которые выражаются категорией механизма правового регулирования (механизма действия юридических норм).

Исходным элементом механизма правового регулирования являются субъекты права - отдельные лица и организации, наделенные возможностью совершать юридические действия. Итогом механизма действия юридических норм является их правомерное поведение.

Основными стадиями (этапами) механизма правового регулирования и используемыми на каждой их них специальными юридическими средствами являются:

- стадия общей регламентации правового положения (статуса) субъектов права, на которой индивидуальные и коллективные участники социальных процессов наделяются юридическими нормами правоспособностью и дееспособностью;

- стадия индивидуализации юридических норм, на которой при возникновении юридических фактов субъекты права вступают в правоотношения, приобретают взаимные субъективные права и субъективные юридические обязанности;

- стадия реализации права (реализации правоотношений), на которой вступившие в правоотношения субъекты путем собственных действий или посредством применения права осуществляют субъективные права и обязанности, достигая цели механизма действия юридических норм - правомерного поведения.

В качестве дополнительного элемента правового регулирования можно выделить механизм обеспечения права, который основывается на охранительных нормах различных отраслей права и деликтоспособности субъектов права, “запускается” в действие вследствие совершения правонарушения и включает в себя также стадии юрид. ответственности и ее реализации.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (напр., собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью). Второй с пособ — обязывание как предписание совершить какие-то действия (собственник жилого дома обязывается платить налоги). Третий способ — запрет, т.е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних). Все три способа предопределены функциями права. Дополнительные способы правового воздействия 1) применение мер принуждения (возложение юр.ответств-ти за совершенное правонарушение). 2)

Предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения(нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений). " правовой режим": специфика юр.регулирования определенной сферы общ.отношений с помощью различных юр.средств и способов. Различные сферы общ.отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов - как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Внутри отрасли адм. права правовой режим регулир-ия управленческих отн-ий в армии, военизи-рованных учреждениях и организациях(императивный) отличается от правовой регламентации управленческих отн-ий в сфере гос. управления высшим образованием.(разрешительный).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.