Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок применения паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.






Одним из важнейших документов таможенно-валютного контроля является паспорт сделки. Он оформляется экспортером по каждому внешнеторговому контракту, попадающему под действие валютного контроля.

В соответствии с п.5 ст.20 закона №173-ФЗ, паспорт сделки используется для целей осуществления валютного контроля органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля являются: Центральный банк РФ; Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.[2]

Агентами валютного контроля являются:

· уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ;

· государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;

· не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

· таможенные органы;

· налоговые органы.[3]

Законодательство РФ не дает определения, что такое паспорт сделки, но исходя из норм валютного права можно дать такое определение:

Паспорт сделки (ПС) – это документ валютного контроля, который служит целям обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами РФ, если сумма контракта (кредитного договора) свыше 50.000 долларов.

Резиденты - физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.[4]

Нерезиденты – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами; аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации.[5]

Валютные операции - приобретение резидентом у резидента, резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента, нерезидентом у нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; ввоз и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.[6]

Если предприятие участвует во внешнеторговых операциях или получает от нерезидентов (предоставляет им) кредиты и займы, то нужно заблаговременно - до начала операций - оформить в банке ПС. Эта норма является достаточно новой в российском законодательстве, раньше по контрактам на оказание услуг, а также по кредитным договорам (договорам займа) паспорта не оформляли - в банк направлялись сведения о договоре. Теперь, без оформления ПС банк откажется перечислить платеж.

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:

ü номер и дата оформления паспорта сделки;

ü сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;

ü общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);

ü сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;

ü сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.[7]

Для оформления паспорта сделки резидент представляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы:

1. Два экземпляра паспорта сделки.

2. Контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору).

3. Разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору).

4. Иные документы, необходимые для оформления паспорта сделки, например:

Ø документы, удостоверяющие личность физического лица;

Ø Документ о государственной регистрации физического лица в качестве ИП;

Ø Документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

Ø Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

Ø Документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

Ø Документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций;

Ø Уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

Ø Регистрационные документы;

Ø Документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая:

· договоры (соглашения, контракты),

· дополнения и (или) изменения к ним,

· доверенности,

· выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица;

· документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения);

· документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

Ø Документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая:

· ведомости банковского контроля,

· банковские выписки;

· документы, подтверждающие совершение валютных операций;

Ø Таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ и вывоз из РФ:

· товаров,

· валюты РФ,

· иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме.[8]

Органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля.

По запросу органа/агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов на иностранном языке.

В случае изменения сведений, указанных в представленных документах, резидент или нерезидент обязан сообщить об этом соответствующему органу/агенту валютного контроля, представив необходимые документы, подтверждающие соответствующие изменения.

Для подтверждения фактов у резидентов и нерезидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.

Паспорт сделки используется органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля. Уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. Срок передачи оформленного паспорта сделки не может превышать три рабочих дня с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке.[9]

ПС оформляют по всем договорам, сумма которых превышает эквивалент 50 000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта с учетом внесенных изменений и дополнений. Данный порядок улучшает положение предприятий с небольшим объемом валютных операций.

Но следует помнить, что ПС не оформляется в следующих случаях:

  • между нерезидентами и физическими лицами – резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;
  • между нерезидентом и кредитной организацией – резидентом;
  • между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций. [10]

Оформление ПС необходимо осуществлять в одном банке. Это означает, что если у организации есть счета в нескольких банках, для расчетов по каждому контракту (договору) она может выбрать только один из них. Если все расчеты по контракту (кредитному договору) предприятие проводит через счета, открытые за рубежом, то ПС надо оформить в территориальном учреждении Банка России по месту регистрации фирмы.

Банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в ПС, сведениям, содержащимся в обосновывающих документах, представленных резидентом в банк, а также соблюдение резидентом порядка оформления ПС.

Представленный резидентом ПС проверяется ответственным лицом банка в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления резидентом в банк.

В случае надлежащего заполнения и оформления резидентом ПС оба экземпляра ПС подписываются ответственным лицом банка, заверяются печатью банка ПС. Один экземпляр ПС, а также копии представленных резидентом обосновывающих документов помещаются банком ПС в досье по паспорту сделки. Другой экземпляр ПС возвращается резиденту в порядке, установленном банком.

По усмотрению банка ПС копии обосновывающих документов могут не помещаться в досье по паспорту сделки.

Банк может отказать в подписании ПС в следующих случаях:

ü из-за несоответствия данных, указанных в заполненной форме ПС, сведениям и информации, которые содержатся в контракте (кредитном договоре) и (или) иных документах и информации, которые представлены резидентом, в том числе из-за отсутствия в них оснований для оформления ПС;

ü если форма ПС заполнена с нарушением требований, установленных Инструкцией ЦБ № 138;

ü из-за непредставления резидентом в уполномоченный банк документов и информации, которые необходимы для оформления ПС, в том числе представления неполного комплекта документов и неполной информации.[11]

В случае отказа в подписании ПС банк возвращает резиденту представленные им экземпляры ПС и обосновывающие документы в порядке, установленном банком, в срок, не превышающий 3 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк.

В случае получения резидентом отказа в оформлении ПС резидент вправе после устранения выявленных недостатков повторно представить в уполномоченный банк документы и информацию в уполномоченный банк..






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.