Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ классификаций потребностей в отечественной и зарубежной психологии.






Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей. Некоторые авторы, например, Мюррей насчитал более 140 потребностей человека. Тем не менее, и в отечественной и в западной психологии сложились определенные традиции в классификации потребностей.

Можно выделить две классификации потребностей. В первой из них все потребности разделяются на биологические (материальные), социальные и идеальные (духовные).

Реализация биологических потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование человека. Это потребности в пище, одежде, сне, жилище, безопасности, сексуальные потребности, потребность экономии сил.

Социальные потребности отражают потребности человека принадлежать к какой-либо группе, в признании, доминировании, лидерстве, самоутверждении, внимании и привязанности окружающих, в уважении и любви, дисциплинированности, независимости-зависимости.

Другая классификация делит все виды потребностей на два больших класса: потребности сохранения (нужды) и развития (роста). Первый класс включает в себя:

· физиологические (голод, жажда, сон, активность, секс) (по А. Маслоу),

· потребность в безопасности (по А. Маслоу) и сохранении (по К. Обуховскому),

· изобилия (полнота удовлетворения биологических потребностей) (по Р. Акоффу),

· биологические (по П. В. Симонову),

· материальные (по Ф. М. Достоевскому). Второй класс потребностей это:

· потребности в уважении и любви,

· самоуважении,

· самоактуализации (по А. Маслоу),

· познавательные, в том числе и познания смысла жизни,

· потребности в эмоциональном контакте, (по К. Обуховскому),

· социальные и идеальные потребности (по П. В. Симонову).

Таким образом, видно, что почти одни и те же потребности перетасовываются между собой в зависимости от способа их классификации. Приведенные классификации позволяют выделить наиболее значимые с точки зрения практического поведения личности потребности.

Проведенные исследования показывают, что одна и та же потребность может повышать один показатель эффективности и снижать другой. Кроме того, видно, что направление и интенсивность влияния различных потребностей на один и тот же показатель деятельности различны. Все это свидетельствует о много- многозначных взаимоотношениях между потребностями и стимулируемыми ими деятель-ностями.

 

 

Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу):

- физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

- потребность в безопасности (стабильность, порядок);

- потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);

- потребность в уважении (самоуважение, признание);

- потребность в самоактуализации (развитие способностей).

А.Н. Леонтьев считает данную попытку построения иерархии неудачной. Он считает, что иерархические отношения между мотивами являются релятивными (относительными) и определяются складывающимися связями Деятельности субъекта. При этом смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое место в иерархии мотивов.

 

73. Мотив как результат опредмечивания потребности. (можно читать 71 вопр.)

Главная характеристика потребности – ее предметность. на психологическом уровне потребности опосредствованы психическим отражением, и притом двояко. С одной стороны, предметы, отвечающие потребностям субъекта, выступают перед ним своими объективными сигнальными признаками. С другой – сигнализируются, чувственно отражаются субъектом и сами потребностные состояния

Предмет, который может удовлетворить потребность не задан жестко (это вариативно).

Только в результате обнаружения предмета потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функции, т.е. становится мотивом

 

74. Мотивация как состояние.

Эмоции не являются причиной деятельности, они лишь отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта.

Мотивация определяется как процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации соответствующего мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации.

Мотивация с психофизиологической точки зрения - обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. К ним могут относиться пищевая, половая, познавательная, защитная и другие виды мотивации.

Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена, так как то, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний.

К мотивационным состояниям человека относятся: интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

Интерес - эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека. Интерес - это мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей. Интересы разделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Удовлетворение интереса не погашает его, а формирует еще более разветвленную систему интересов.

Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желания подразделяются на три группы - естественные и необходимые, например желание удовлетворить голод или укрыться от непогоды; естественные, но не необходимые, например желание получить ученую степень; и желания ни естественные, ни необходимые - связанные с честолюбием, славой, властью, превосходством над другими людьми и т. д. Желание связано со стремлением - повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.

Страсть - очень стойкое эффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека. Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения и может быть положительной и отрицательной в зависимости от ценности конкретного человека. Страсть к созиданию признается обществом как положительная, а к разрушению как отрицательная.

По мнению французского философа XVII века Ф. де Ларошфуко, высказанного им в своих «Максимах»: «В человеческом сердце происходит непрерывная смена страстей, и угасание одной из них почти всегда означает торжество другой».

Влечение - состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов. Оно может быть естественным и сформированным в социальных условиях. Естественные органические влечения - это, во-первых, ориентировочные реакции, сексуальное влечение, голод (пищевое влечение), жажда.

Влечения человека в отличие от инстинктов животных социально обусловлены. Одна из основных особенностей развитого человеческого сознания - способность осуществлять разумный выбор среди собственных влечений. Этот выбор осуществляется иерархически организованной ценностной системой личности.

Мотивация человека может быть сознательной и бессознательной.

Сознательная мотивация связана с намерением.

Намерение - сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия. В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения. Сознательным обоснованием намерения является мотив.

Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость, личностный смысл поступка. При этом следует отличать термин мотивировка - оправдательные высказывания по поводу совершенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их. Очень часто ребенок, совершивший плохой поступок, пытаясь оправдаться, придумывает различные объяснения, далекие от истины. Деятельность человека обычно побуждается иерархией мотивов. При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение.

Ведущие мотивы придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение - смысл.

Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (бессознательный мотив).

Установка - состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях. Это нейродинамическая закодированная модель поведения. Установка - постоянная, устойчивая основа поведения человека.

Различаются два вида установок: общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная - по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции.

Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом.

Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда может привести к негибкости поведения.

Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием знакомых для человека средств.

Таким образом, побудительный и целеобразующий мотивационный механизм человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных факторов - направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются рассмотренные нами понятия. Сознательным компонентом волевого, целенаправленного поведения являются мотивы поведенческих актов, интегрирующие в себе общую направленность личности.

 

75. Понятие мотивационной сферы личности, ее структура.

Мотивационная сфера личности - динамичная система. В процессе жизнедеятельности индивида изменение этой сферы происходит, как отмечает Б. Ломов, не «напластовыванием» одних мотивов на другие, а через их постоянную трансформацию, смену ведущих, появление новых.

Леонтьев: Совокупность внутренних (В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы.) и внешних (К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды)) мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу Личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу Личности – отношения иерархии мотивов.

Устоявшейся классификации мотивов не имеется, но все их разнообразие можно сгруппировать по нескольким основаниям.

По сфере направления активности человека выделяют мотивы:
- идейные (отражают мировоззрение человека, его активность относительно наиболее общих проблем жизни);
- политические (связаны с активностью человека в сфере внутренней и внешней политики);
- нравственные (ориентированы на поведение, соответствующее тем или иным нравственным нормам и принципам);
- эстетические (выражают потребность человека в прекрасном);
- патриотические (активируют деятельность человека на пользу Родине);
- профессиональные (активность вызывается потребностями в сфере профессиональной деятельности).

По моменту проявления, интенсивности и продолжительности влияния на активность человека мотивы подразделяются на:
- постоянно действующие, длительно действующие и кратковременные;
- сильные, умеренные и слабые;
- реальные (которые уже в данный момент побуждают активность) и потенциальные (уже сформированные, но еще слабо проявляющиеся в данный момент, как замолчавшие вулканы).

По степени осознанности мотивов человеком:
- осознаваемые (например, желание встретиться в ближайшее время с партнером по бизнесу);
- неосознаваемые, или мотивы низкого уровня осознаваемое™, которые все же оказывают влияние на его поведение (например, человек может стреми ться в какую-то компанию лишь на основе чувства психологического комфорта, без осознания самой причины стремления).

Следует отметить, что выделение неосознаваемых мотивов из всей их совокупности вызывает противоречия между представителями различных концепций.

По степени значимости для самого человека:
- доминирующие (ведущие, первичные), порождаемые наиболее острыми потребностями человека;
- второстепенные (вторичные), порождаемые текущими ситуативными потребностями человека.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов -— диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению бу-. дет более гибкой.

Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта—это разнообразие потенци-, ального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Наконец, иерархизированность — это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядо-положенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

 

76. Динамика мотивации в жизненном процессе.

Ребят, извините, возможно, я тупая, но мотивация деятельности — совокупность причин, побуждающих и направляющих деятельность (потребности, цели, идеалы, установки, уровень притязаний, мировоззрение, нормы, направленность). Если меняются потребности, цели, идеалы, установки, уровень притязаний, мировоззрение, нормы, направленность, то меняется мотивация судя по этому определению.

Еще можно вспомнить по сдвиг мотива на цель.

Предполагается, что у человека есть мотивы, но что это такое неизвестно, хотя их можно измерять. Поведение зависит не только от мотивов, но и ситуативных факторов. Систематизация факторов. Факторы от которых зависит сила возникающих побуждений: 1. Фактор времени и расстояния; 2. Фактор силы потребности или мотива; 3. Ожидаемая ценность цели – величина подкрепления (каждая цель с точки зрения потребности, может иметь разное побуждение); 4. Отсроченность подкрепляющего эффекта; 5. Вероятность успеха; 6. Пространственная удаленность; 7. Взвешивание затрат и пользы. Составляющие ситуативного развития мотивации: а) мотивы личности (жизненные цели). Эта мотивация исходит из плана будущего. Происходит целеобразование (выведение из мотивов конкретных целей); б) полевая мотивация. Всякого рода неожиданности, случайности, слабости, пристрастия. Это не включено в личные планы, а навязано ситуацией. Два источника такой мотивации: внутренняя (проголодался – отложил дела); внешняя (встретил друга); в) возникающие эмоции, неожиданно вмешиваются в наши события. Эмоции могут навязывать образ действия. Фрустрация – состояние при невозможности (неожиданной) достич цели. Человек вдруг теряется и включается эмоция (агрессия, регрессия, депрессия и т.д. – активизируются защитные реакции).

Из билетов предыдущих лет:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.