Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение Платона об идеальных и реальных формах государственного правления.






Согласно Платону, государство возникает вследствие многообразия человеческих потребностей и вы­текающего отсюда общественного разделения труда, при котором удовлетворить различные потребности человека легче, чем если бы каждый выращивал хлеб, изготовлял одежду, обувь и т. д., так как лучше работает тот, кто владеет каким-либо одним искусством и не отвлекается на другие работы. Поэтому в государстве долж­ны быть и земледельцы, и строители, и ремесленники, которые снабжали бы земледельцев и строителей орудиями труда, и купцы, и торговцы и, наконец, воины, чтобы защищать государство от внутренних и внешних врагов.

Исторических форм правления, имитирующих идеальные, Платон выделяет три:

1) Если один управляет и имити­рует идеального политика, - это монархия.

2) Если роль идеального политика играет группа богатых и родовитых людей, - это аристократия.

3) Если идеального политика имитирует весь народ, - демократия.

Когда эти формы правления разлагаются, тогда рождаются: 1) тира­ния, 2) олигархия, 3) демагогия. Если государства здоровы и хорошо управляются, предпочтительна первая форма правления, но когда они коррумпируются, лучше третья: как утешение гарантирована свобода.

Платон с осуждением относится к существующим формам го­сударства. Он отмечает, что в этих государствах суще­ствует имущественное неравенство, делающее из одного государ­ства «два враждебных друг другу государства: одно - бедняков, другое - богачей», и тем самым ослабляющее его. Его критика государства направлена прежде всего против демократии, которую Платон как идеолог античной аристократии ненавидит. Демократия строится на принципе приоритета большинства над мень­шинством, а Платон это большинство изображает резко отри­цательно, говоря о «безумии большинства.

Он дает сатирический образ демокра­та - «разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрел себе новый плащ» и «собирается жениться на дочери своего господина, вос­пользовавшись его бедностью и беспомощностью».

В де­мократическом государстве благом почитается свобода, там «толь­ко и слышишь, как свобода прекрасна и что лишь в таком государ­стве стоит жить тому, кто свободен по своей природе». Эта «жажда свободы», «свободы в неразбавленном виде» приводит к тому, что там тех, кто послушен властям, смешивают с грязью как добровольных рабов, отец боится своих детей, учитель - школьни­ков, старшие - младших, мужчины - женщин, люди - животных.

Типичный человек демократического госу­дарства нагл, разнуздан, распутен и бесстыден, однако наглость там называется просвещенностью, разнузданность - свободою, рас­путство - великолепием, бесстыдство - мужеством.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.