Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные категории и законы диалектики, их методологическое значение в познании







Понятие противоположности использовали древнекитайские философы. У ранних греческих натурфилософов диалектика мышления выступала преимущественно как интуитивное созерцание бытия. В этой ограниченности есть и свое достоинство: доверие к объективности, целостный взгляд на природу. Выдающимся диалектиком является Гераклит - нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Природа представляет собой непрерывный поток изменений, мир есть процесс, след. изменяется не просто кое-что, а все существующее. Термин " диалектика" впервые применил Сократ - метод обнаружения истины в диалоге путем столкновения и согласования различных, часто противоположных суждений. Платон - диалектика - метод анализа и синтеза понятий. Понятие - результат вспоминания душой тех идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. Аристотель - диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. Абеляр - цель знания истина. Диалектика - искусство для различения истины и лжи. В античной и средневековой философии господствовало представление о периодичности процессов природы с возвратом к исходному пункту - это препятствовало утверждению диалектики.

Обогащение концепции диалектики связано с выдвижением Вольтером и Руссо идеи исторического развития, включающего этапы революционных преобразований. Немецкая классическая философия подняла статус диалектики до уровня научно-рац. фил. метода. Гегелем выделялся принцип идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектическое отрицание. Отриц. черты гегелевсокй диалектики - чрезмерная абстрактность и идеализм. Исправление чел7 диалектики Маркс назвал " переворачиванием". У Маркса единая мат. диалектика выступает в 2 различных, но взаимосвязанных формах - объективной и субъективной, т е в виде Д. развития самого объекта и, а также отражением ее аналогов в сознании познающего субъекта. Субъективная Д. выступает как логика и гносеология. Энгельс проследил пути исторического развития Д. Диалектическое понимание мира - это антидогматизм. В целом М и Э синтезировали Д. и материализм, преодолели рассогласованность между гегелевским диалектич. методом и его метафизической системой, подвели под диалектику культурно-историч. и конкретно-научн. фундамент. Ленин выделил проблему источника движения, единство и борьбу противоположностей как суть диалектики. Зарубежная фил. 20 в. акцентирует внимание на отдельных сторонах диалектики. Неотомисты - усматривают диалектику в сосуществовании Бога и природы с момент акта творения мира. Сейчас наметились 2 подхода к Д.: 1. скептический - Поппер - универсальный метод = метод проб и ошибок, где Диалектика - частный случай. 2. оптимистический Структура диалектики принципы законы категории всеобщие связи и взаимо- единства и борьбы единичное и общее. обусловленность явлений. противоположностей. явления и сущность. развитие. переход от количест- часть и целое. венных изменений в форма и содержание. качественные. причина и следствие. отрицание отрицания. случайность и необходимость. возможность и действительность Принципы - основные исходные положения какой-либо теории, в самых общих чертах описывают ту реальность, которую изучает данная наука и создает основу метода, исслед. предмета. Категории - предельно общие понятия, которые позволяют человеку отражать и различать универсальные свойства мира и отношения мира, создавая возможность действовать разумно.

Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Д-М метод – система требований, вытекающих и з наиболее общих законов всякого движения, и потому имеющих силу в любой сфере деятельности и самого мышления. Тем самым объективный мир и чел-ое мыш-ие подчиняются одним и тем же законам – з д. Через диал-ку форм, методов, приемов познания раскрыв. мир.

Принцип - мировоззренческий и методологический регулятор теории. Принцип всегда предшествует теории из которого она развивается. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, взаимодействие и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.

Всеобщая связь явлений - наиболее общая закономерность материального мира, одно из форм бытия движущейся материи. Всеобщность связей означает, что возникновение изменений, развитие, переход в иное качество возможен не изолировано, а во взаимодействии. Принцип всеобщей связи и универсального взаимодействия носит важное значение, поскольку позволяет понять материальное единство мира и вскрыть источники движения как самодвижение и развитие как саморазвитие. Связи: внутренние и внешние, причинно следственные, структурные, функциональные, непосредственные, опосредованные, генетические, необходимые, закономерные, обратные, возможные и действительные. Столь же многообразны и формы взаимодействия: механические, физические, химические, биологические, социальные.

В центре внимания всегда проблема развития. Развитие – фил. категория, выражающая процесс движения, изменения органически целостных систем – мат-х и духовных. Второй основной принцип диалектики - принцип развития - мир должен рассматриваться не как законченные предметы, а как процесс, где все эти предметы и явления находятся в постоянном изменении и развитии. Одни предметы исчезают, другие возникают. Процессы: перемещение тела в пространстве, изменение агрегатного состояние, обратимые процессы (круговорот), необратимые (изменение от простого к сложному - прогресс, и регресс). Регресс тоже входит в принцип развития. Каково соотношение понятий движения, изменения и развития? Всякое ли движение есть развитие? Да в логико-гносиологическом подходе. В антологическом плане не всякое движение - развитие. Глубинная сущность движения фиксируется понятием развития. Движение как способ существования материи - развитие. А движение как многообразие его форм - изменение вообще. Понятие развития выражает сущность этих форм, т.к. фиксирует их внутреннюю связь. Развитие относится к движению так же как сущность относится к явлениям. Развитие - сущность, а движение - то, что проявляется. Развитие - мировоззренческий всеобщий принцип бытия, единство изменения и сохранения. Развитие на уровне действительности - процесс восхождения от старого к новому. Развитие характеризуется: необратимость (невозможность полного возврата к своему прежнему состоянию), обновление (отрицание старых качеств, принятие новых), преемственность (момент связи старого и нового, единство прошлого настоящего и будущего в развитии материальных систем), направленность (развитие - не движение по кругу, а поступательное движение прогрессивное или регрессивное). Развитие всегда связано с качественными превращениями предметов и обратное не всегда верно(из льда в воду - изменение состояния, но не развитие). Цикличность - в процессе развития происходит не полное повторение каких-то стадий но на новом уровне. Не всякое изменение - развитие, т.к. нельзя отождествить сущность вещи с формой ее проявления. Изменение будет формой проявления, а развитие - сущностью. Процесс развития носит всеобщий характер, а отрицание всеобщности развития ведет к подрыву основ мировоззрения. В какой мере принцип развития является регулятором человеческой деятельности? Эту функцию он выполнят в творчестве, что является сущностью человеческой деятельности. Логика сущности человеческой деятельности - логика развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.