Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Cтруктура сознания






Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.

Структуру сознания можно представить в виде круга (круг Иванова), разделенного на четыре части.

 

 

Сектор 1. является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущение, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире. Главной целью и регулятивой бытия этой сферы явл полезность и целесообразность поведения чел тела окр мире.

Сектор 2. логико-понятийный. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в существенные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Гл целью и рег является истина.

1 и 2 сектора - левая половина сознания - образуют внешнепознавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания.

Сектор 3. эмоциональная компонента сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий. Сюда относятся: 1) инстинктивно-аффективные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, видения, стрессы, галлюцинации); 2) эмоции (гнев, страх, восторг); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальных составляющих (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть). Главным регулятором и целью этой сферы является то, что Фрейд назвал “принципом удовольствия”.

Сектор 4. ценностно-мотивационная (или ценностно-смысловая) компонента сознания. Это высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий, интуиции различных видов. Целью этой сферы выступает красота, правда и справедливость.

3 и 4 сектора образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания, где в качестве предмета познания выступает собственное Я, другие Я, их творческая самореализация в гуманитарно-символьном виде(музыка, живопись, архитектура итд).

Суть восхождения духовной самости 1. этап протосознания, бессознательно телесно-аффектного существования индивида. 2. 1 и 3 сектор начало формирования телесного я. 3.середина начало формирования сознательного я. 4. этап возникновения нравственного я 2 и 4 секторы. 5. верх космическое сверхсознательное я.

Можно соотнести данную схему сознания с фактом межполушарной ассиметрии мозга, где внешнепредметной, аналитической – левое, а ценностно-эмоциональной, интуитивной работа правого полушария.

В психологии выделяется: Мышление, воображение, восприятие. Сознанию чел присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда чел выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Самосознание –это не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим кач-вам и состояниям, возможностям, физич и дух силам, т.е. самооценка. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей и т.п. Считается, что если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего мира, то при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания и т.д., как бы анализ своего сознания. Обращение философов к самосознанию началось с Сократа: “Познай самого себя”. Платон отмечал о необходимости разговора с собой. Самосознание тесно связано с рефлексией – размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в глубины своей внутренней духовной жизни. Рефлексия погружает нас в глубины нашей самости. Наиболее значимо для самосовершенствоания личности нравственное самосознание (совесть). Память явл-ся важнейшим компонентом сознания– это способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Движущей силой сознания является потребность – состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-либо. Как бы влечение, поиск, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля – это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля – это психический процесс, направленный на удовлетворение потребности. Психологи рассматривают сознание наряду с бессознательным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.