Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логика формальная и диалектическая.






Со времен Парменида и Аристотеля

истинность мышления означала непротиворечивость мысли. Что в самом об-

щем виде отличает непротиворечивое логичное мышление от нелогичного?

Логичное мышление направлено на выявление соответствия нашего поня-

тия о предмете, т.е. нашего мысленного представления о предмете действи-

тельной структуре предмета, т.е. " внутреннему устройству" этого предмета,

реальным характеристикам предмета. Для логичного мышления характерна

смысловая целостность знания о предметах, смысловая целостность умственных

операций, позволяющая связывать отдельные мысленные характеристики

предмета в целостное знание о нем. Истинным будет такое мысленное (теоре-

тическое) знание о предмете, которое адекватно объективно существующему

предмету.

Нелогичное мышление связано с неустойчивостью, неотчетливостью (в

крайних случаях патологии - распадом) смыслообразующих структур, в которых

человек пытается описать окружающие его предметы. Для неотчетливого мыш-

ления характерны " скачки мысли", " мысленный сумбур", неумение отличать

главное от второстепенного. В итоге нелогичное мышление не способно

построить целостную структуру мысли с последовательной разверткой смы-

словых (содержательных) представлений о предмете вокруг основного смысло-

вого " стержня" так, чтобы непротиворечиво описать сущность предмета. Это

выражается в допущении двусмысленных высказываний о предмете, противоре-

чии самому себе при описании предмета, смысловой нерасчлененности рассуж-

дений.

Следовательно, логичным является такое мышление, для которого характерна

строгая организация смысловой структуры: последовательность, обоснован-

ность и непротиворечивость отдельных мыслей. Таково понимание логичного

мышления в традиционной (классической) логике.

Но что представляет собой “логичное мышление”, если оказывается необхо-

димым соединять противоречивые характеристики, создавая конкретно-

целостное понятие о предмете? Особенность логико-диалектического мышления

состоит в том, что оно направлено на выявление реальных противоречий в пред-

метах.

Эта особенность логико-диалектического мышления исторически связана с

онтологией Гераклита - объективной диалектикой. Если формально-логическое

мышление осуществляется по правилам индуктивного или дедуктивного вывода

истины как непротиворечивого знания, то логико-диалектическое мышление не

обосновывает знание как истинное или ложное ссылкой на необходимость со-

блюдения правил традиционной логики, ибо “всё течет, всё меняется” и “мир

полон противоречий”.

Логико-диалектическое мышление опирается и на опыт, и на дедуктивную ар-

гументацию. Однако формально-логическое понятие, полученное таким образом,

будет абстрактным и односторонним, поэтому диалектическое мышление не

останавливается на этом. Абстрактно-логическое понятие не может рассматри-

ваться окончательно в качестве истинного или ложного: исходя из диалекти-

ческой позиции мы 1) подчеркиваем, что, по-видимому, компетентные люди

согласятся, что односторонняя позиция является недостаточной, и, кроме

того, 2) указываем на другую, более совершенную точку зрения. В этом смысле

логико-диалектическое мышление является предметно-ориентированным, то

есть руководствуется предметом, а не правилами формальной логики. Поэтому

для диалектического мышления недостаточно владеть формальными логически-

ми правилами, необходимо еще и выявлять противоречия в конкретных предме-

тах. Только так возникает “диалектическое понятие”, устанавливающее связь

между формально-логическими понятиями.

Приведем пример. “Если мы подумаем о понятии “видеть”, то заметим, что

видение есть всегда видение чего-то, - неважно, материального или нет. То, что

мы видим, появляется на определенном фоне. Когда мы видим нечто на опреде-

ленном фоне, мы смотрим на это с определенной позиции. Другими словами,

оказывается, что понятие “видеть” так или иначе указывает вне себя на другие

понятия, с которыми оно необходимо связано. Только тогда, когда мы начинаем

осознавать все эти взаимосвязанные понятия, мы впервые понимаем, чем дейст-

вительно является наш феномен - видение”1. Так понимается логическое мыш-

ление в диалектической логике.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.