Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Постмодернизм
(лат. post - после и модернизм) выступает как синтез постструктурализма и деконструктивизма, представляя собой самую широ- кую социокультурную установку, пронизывающую все уровни современного сознания. Это своеобразный новый взгляд на мир, взгляд сегодняшнего чело- века, занявший место некритического отношения к идеям гегелевской диа- лектики, просвещения, прогресса, коллективности и т.д., то есть тому, что получило в философии культуры название модернизм (франц. modernisme от франц. modern - новый, современный). Постмодернизм имеет своей целью разрушение привычных для предшествующей культуры разделений ее фено- менов на реализм и ирреализм, формализм и содержательность, " чистое" (элитарное) и массовое искусство и т.д. Известный теоретик постмодернизма Ихаб Хассан (США), выделяет следующие главные принципы и ценности постмодернизма. 1. Неопределенности, неясности, пробелы как принципиальные уста- новки постмодернистских произведений искусства и философских концеп- ций. 2. Принципиальный фрагментаризм, воплощенный в склонности к мето- дам коллажа (франц. сollage, букв. - наклеивание), т.е. включения в сочине- ние стилистически чуждых ему фрагментов, произвольного монтажа, " выре- зок" и " врезок", в акцентировании " разломов", " краев" и т.д. 3. Постмодернизм отвергает все каноны, выступает против всех ус- тоявшихся авторитетов. В литературе это, условно, конечно, означает " смерть автора" (Р. Барт), т.е. прекращение его " отцовской власти" и попечи- тельства над читателем. 4. Постмодернизм возвещает о " смерти субъекта". Традиционно понимаемый читатель (слушатель и т.д.) перестает быть центром мысли и переживания, лишается своей мнимой " глубины". Современный человек не имеет возможности и времени держать в голове глубокие идеи автора (читать " толстые книги", как это было в классике). Проще заглянуть в телевизор, как в окно, зафиксировать сиюминутный событийный момент, не утруждая себя при этом вопросами о сущности происходящих событий. Причем в любой момент можно " выйти" из воспринимаемого сюжета без последующего ощу- щения какой-то неоконченности, как это было бы в случае прерывания клас- сического романа, а также вновь с любого момента " войти" в него. 5. Постмодернизм отстаивает права ирреализма: не всё может быть ре- ально " показано", " изображено", " иконизировано". 6. Ирония - одна из постмодернистских установок, подразумевающих игру, саму иронию, аллегорию и т.д. как важнейшие подходы литературы и искусства, и, вообще, всего мыслительного творчества. 7. " Гибридизация", подразумевающая смешение, скрещивание привыч- ных жанров искусства, заимствование одними жанрами творчества, стилей и методов других жанров (" плагиаризм"). 8. " Карнавализация", под ___________которой имеется в виду " радостная релятив- ность" (относительность, перемешивание) вещей и событий, " сумасшедшая чересполосица жизни", т.е. карнавал, вызывающий " имманентный (внутрен- ний, непроизвольный) смех" и т.п. 9. Равное " участие в игре", под которым подразумевается равное " пред- ставительство" в произведении авторов, читателей, слушателей, т.е. отсутст- вие назидательности, морализаторства и т.п. 10. " Конструктивистский характер творчества", т.е. то, что можно на- звать " сборкой", " разборкой" и т.д. текстовых сюжетов, что сближает пост- модернизм с " техническим конструированием". Подводя итог, можно сказать, что постмодернизм, прежде всего в фило- софии, обратил внимание на кардинальную переоценку ценностей в общест- ве рубежа нового тысячелетия, отверг идеологию властвования и насилия, высказался в пользу плюрализма, равноправного диалога, совместного нахо- ждения решения, согласия, но подчеркнул при этом, что это такое согласие, которое основывается в мире новых ценностей на неизбежности принятия рас-согласования и разно-гласия.
|