Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема личностного развития подростка-ретарданта в старшем подростковом возрасте.






старший подростковый возраст (14-16 лет) Но хронологические границы часто определяются по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста.

Акселерация — это ускорение физического развития и созревания функциональных систем детского и подросткового организма.

Доминирующие потребности (Д.Б. Эльконин): потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым. + более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. По мнению Л.С. Выгодского формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста («Я» концепция - Джеймс, Маслоу, Роджерс исп. этот термин). Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Происходит формирование стереотипа внешности. Сущ-т прямая связь между внешним видом и отдельными поступками, соц. статусом. (Стародубова говорила, что 74% подростков, совершающих преступления – маленького роста) Поведение подростка регулируется его самооценкой. На развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками. Общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка.

В исследованиях америк. психологов была выявлена зависимость междутемпами физич. созревания и показателями психич. развития. Отклонения темпа полового созревания имеют определенные половые различия: у мальчиков чаще – ретардация (замедленное развитие какого-либо органа, тела в целом, по сравнению с предками или сверстниками.), у девочек - дисгармоничная акселерация. Проявления асинхронии вызывают неправильную ориентацию взрослых в отношении требований, предъявляемым детям. Это касается как ретардации, когда родители ориентируются на более старший - паспортный, а не на биологический, психофизический возраст ребенка, так и акселерации, когда, несмотря на психическую инфантильность ребенка, к нему нередко предъявляются требования более " взрослые", чем это соответствует даже его истинному возрасту.

Как замечает амер. психолог Джон Клозен, телесные свойства, постоянные или временные, могут влиять на поведение и психику подростка по трем линиям. Во-первых, относительная зрелость, рост и телосложение непосредственно влияют на соответствующие физические способности: имея преимущества в росте, весе и силе, мальчик-акселерат в течение ряда лет может без особого труда превосходить своих ровесников-ретардантов в спорте и иных физических занятиях. Во-вторых, зрелость и внешность имеют определенную социальную ценность, вызывая у окружающих людей соответствующие чувства и ожидания. Но индивидуальные способности не всегда соответствуют ожиданиям, основанным на внешности; например, очень высокий мальчик с плохой координацией движений будет плохим баскетболистом, а ждут от него многого. Отсюда — третье измерение: образ «Я», в котором преломляются собственные способности и их восприятие и оценка окружающими.

Мальчики-ретарданты обычно имеют более низкий социометрический статус, низкую самооценку. Как правило, не влияет на умственное развитие, но может упростить интересы. Ретарданты кажутся окружающим «маленькими» не только в физическом, но и в социально-психологическом смысле. Ответом на это могут быть инфантильные, не соответствующие возрасту и уровню развития поступки, преувеличенная, рассчитанная на внешний эффект и привлечение к себе внимания активность, или, наоборот, замкнутость, уход в себя. Ретарданты чаще акселератов испытывают чувство неполноценности, считают себя отвергнутыми; устойчивая потребность в опеке сочетается у них с подростковой мятежностью, жаждой автономии и освобождения от внешнего контроля.

Работа с ретардантами строится на поднятии их самооценки. Подчеркнуть сильные стороны, найти ту область, в которой он бы мог проявить себя, поднявшись в собственных глазах и в глазах сверстников. => создание ситуаций успеха.

+ на мой взгляд, психологическое просвещение родителей об особенностях подросткового периода и особенностях общения с подростком (стиль равноправных отношений, уважать самостоятельность) + включение в альтернативный коллектив (секция. кружок), где проявит себя

 

Ситуация: «Рослые девятиклассники грубо посмеиваются над щуплым невысокого роста одноклассником. Мальчик все более замыкается в себе, болезненно реагирует на обращение сверстников… Что делать?»

 

17. Проблема личностного развития подростка-акселерата в младшем подростковом возрасте.

Ситуация: «На перемене объектом насмешек старшеклассников является высокий худой подросток. Стараясь быть менее незаметным, мальчик горбится, втягивает голову в плечи. Действия учителей, классного руководителя, психолога в этой ситуации?».

младший подростковый (10-12 лет)

В психическом развитии детей младшего подросткового возраста наблюдаются резкие качественные изменения. Эти изменения касаются разных сторон развития и проявляются в поведении рядом признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Младший подростковый возраст (11-12 лет) характеризуется возрастанием познавательной активности, ведущей функцией является развитие мышления и образования понятий. Новообразование начала подросткового возраста — чувство взрослости. Под влиянием полового созревания происходят резкие изменения в строении и жизнедеятельности организма подростка. Это качается роста, веса, строения костяка, физиологических функций внутренних органов, изменений высшей нервной деятельности, черт поведения и особенностей самой психики (Якобсон). Половое влечение как предмет осознания и переживания. Этот возраст предполагает значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация).

Акселерация — это ускорение физического развития и созревания функциональных систем детского и подросткового организма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.