Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность и детский коллектив






С начала 20-х до 60-х гг. проблема коллектива считалась тради­ционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. инте­рес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук. Фило­софия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотноше­ния личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Социальная психология интересуется зако­номерностями коллективообразования, взаимоотношениями кол­лектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социаль­ную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т.е. к обществу. Юриспруденция и ее отрасль — криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с по­зиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни.

Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и исполь­зования его возможностей для всестороннего развития личности, т.е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.

Основной целью воспитания, считал А. В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. " Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами".* В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особен­ности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А.В.Луначарский.

Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ кол­лективного воспитания детей и подростков. В своих многочислен­ных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы

и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н.К.Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребен­ка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоре­тическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистических отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой и основы гуманизации межличност­ных отношений; самоуправление в детском коллективе и методи­ческие основы в его организации и др.

Теория коллективного воспитания получила практическое вопло­щение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию ру­ководил С.Т.Шацкий. Он на практике доказал возможность ор­ганизации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы ор­ганизации воспитанников, открывающего широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей стра­ны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику вос­питания.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллекти­ва внес А.С.Макаренко. Он доказал, что никакой метод не мо­жет быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива. Он первым всесторонне обосновал строй­ную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гума­нистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали чет­кую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответствен­ной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радост­ное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед. Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в пе­дагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. Усматривая за­дачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллек­тивом. В.А.Сухомлинский в основу своей воспитательной систе­мы творческого развития личности положил идею направленно­го развития у ребенка субъектной позиции.

В последние десятилетия педагогические исследования были на­правлены на выявление наиболее эффективных форм организа­ции, методов сплочения и формирования воспитательных кол­лективов (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), на разработку принци­пов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций кол­лектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработ­ку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.).

Современная концепция воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, Л.И.Новикова, А.В.Мудрик) рассматривает его как свое­образную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. Детский коллектив является средством достижения стоящих перед обществом воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшест­вующими поколениями.*

В настоящее время исследуются такие вопросы ценностной тео­рии коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в кол­лективе, проблема коллективного целеполагания, ведущими сре­ди которых рассматриваются приобщение к различным аспектам культуры, формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; иден­тификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др.

Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности

Детский коллектив — основная база накопления детьми по­зитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанни­ком в семье, через общение со сверстниками в неорганизован­ных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллек­тиве его освоение специально планируется и направляется педа­гогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу ста­новится членом многих коллективов, часть из которых он выби­рает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других, и прежде всего классного коллектива, он становится в силу опре­деленных условий. Как член общества и коллектива, воспитан­ник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник должен пассивно приспосабли­ваться к сложившимся или складывающимся отношениям. Кол­лектив открывает возможности накопления опыта коллективно­го поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это при­водит к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективе формиру­ются такие существенные личностные характеристики, как само­оценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. При ее организации в условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых де­лах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает прак­тически неограниченные возможности для реализации физиче­ского и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность спо­собствует эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотвор­чества.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реали­зуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Билет №23

Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Исходя из общепринятых представлений, причины неуспеваемости могут быть как внешними, так и внутренними. Внешние причины – это система социально-экономических, культурно-демографических факторов, влияющих на условия жизнедеятельности ребенка, среды его обитания, способов обучения и воспитания. К внутренним причинам следует отнести группу факторов, связанных с индивидуальными особенностями социально-психологической адаптации ребенка к условиям школы, такими как особенности познавательной деятельности, физическое здоровье, личностные особенности.

Основные причины неуспеваемости в среднем и старшем звене:

1. Дефекты физического и психического развития.

2. Физическое состояние здоровых детей (болезни, ослабление организма, утомление).

3. Дефекты умственного развития — слабость мыслительных операций, неразвитость мнемических процессов, речи, воображения.

4. Возрастные особенности. Например, подростковому возрасту свойственны недисциплинированность, безответственность, некоторая переоценка своих возможностей, неусидчивость, неустойчивость устремлений, склонность к внеучебным занятиям и увлечениям.

5. Неудовлетворительные условия, в которых дети находятся в школе (отсутствие просторных помещений для отдыха, недостаток свежего воздуха и т.д.).

6. Недостатки воспитательной работы — формальные требования к учащимся, неверие в их силы, отсутствие индивидуального подхода.

7. Недостаточно сознательное отношение родителей к образованию, недостатки семейного воспитания (неправильное стимулирование учения детей, низкий культурный уровень родителей и т.п.).

8. Недостаточный уровень культуры педагогов, низкая методическая квалификация, направленность личности.

Развитие субъектности в учебной деятельности подростков:

1. Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.

2. Осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию субъектности подростка:

  • Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);
  • собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности;
  • умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
  • потребности в получении и оказании поддержки окружающим.

3. Формирование навыков активной жизненной позиции, творческого отношения к деятельности; обучение самостоятельности и готовности нести личную ответственность за принятые решения.

4. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию субъектности подростка:

  • самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки и исправлять их;
  • умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
  • умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
  • умения осознавать, что со мной происходит и почему, анализировать собственное состояние;
  • умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений).





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.