Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Математическая школа менеджмента.






Школа научного управления

Представители: Ф.У.Тейлор, ГЛ.Гант, Ф.и Л.Гилберг.

Теория Ф.У. Тейлора (1856-1915) положила начало менеджменту. Создатели школы исходили из концепции, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство опера­ций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения. Исход­ные принципы школы научного управления:

• Рациональная организация труда.

• Разработка формальной структуры организации.

• Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

Благодаря этой школе управление стало признаваться как область научных исследований. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников.

Авторы работ по научному управлению признавали важность отбора людей которые физически и интеллектуально соответствовали выполняе­мой ими работе.

Административная или классическая школа менеджмента.

Представители: Г. Эмерсон, А. Файоль, Л. Урвик, М. Вебер, А.К.

Гастев.

Цель этой школы - создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху, эффективности работы всей организации в целом.

Г. Эмерсон (1853-1931) рассматривал понятие производительность или эффективность. Французский инженер А. Файоль (1841-1925) разработал подход к анализу деятельности администрации и сформулировал некоторые строго обязательные принципы управления, указывал на важность управленческой роли администратора. Он выделил пять элементов административной функции: планирование; организация; мотивация; координация; контроль. Он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.

Школа «человеческих отношений».

Представители: Э.Мейо, Д.Макгрегор, Ф.Герцберг, А. Маслоу.

Основоположник этой школы Э. Мейо (1880-1949) считал, что организация обладает единой социальной структурой, и задача менеджмента состоит в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организации развивать плодотворные неформальные связи, которые влияют на результаты деятельности.

Математическая школа менеджмента.

Представители:: Р.Акофф, С.Бир, Д.Форрестер.

Математическая школа управления (иногда ее называют теорией количественных методов менеджмента) сформировалась в начале 40-х гг. Школа характеризуется использованием в менеджменте исследований миграций и моделирования для решения управленческих и производственных проблем. Наряду с исследованиями операций и моделированием и рамках этой школы получает развитие системный подход к проблемам менеджмента на основе системного анализа, что привело к созданию системотехники.

 

1.2. Методы управления и трудовым коллективом. Модели коммуникации

1.Экономические мет оды управления

Экономические методы управления - это способы и приемы воздей­ствия ни людей, имеющие в своей основе экономические отношения лю­дей и использование их экономических интересов.

Экономические методы управления представляют собой конкретный механизм сознательного использования на практике объективных эконо­мических законов. Содержание экономических методов управления состоит в целенаправленном воздействии на экономические интересы личности, коллектива, государства, в целях достижения наилучших резуль­татов их функционировании с наименьшими требованиями и материаль­ными затратами.

Экономические рычаги можно рассматривать по уровням их пре­имущественного влияния. Так, категория заработной платы может рас­сматриваться как один из важнейших экономических рычагов, дейст­вующих на уровне личности отдельного работника. На уровне коллекти­ва таким рычагом может выступать прибыль, рентабельность, на уровне общества - фондоотдача, окупаемость инвестиций, экологичность произ­водства и т.д.

2.Организационно-распорядительный метод управления

Организационно-распорядительный метод включает способы и приемы воздействия субъекта управления на объект управления на осно­ве силы и авторитета власти - указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.п.

Организационно-распорядительные методы управления устанавли­вают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и ис­полнителя, а также каждого звена и уровня управления.

Организационно-правовые методы управления предполагают:

• наличие четкого разделения труда и компетенции (прав и обязанностей) между различными органами, подразделениями, а также должностными лицами;

• использование административной власти в рамках правовых и морально-этических норм для решения хозяйственных задач;

• рациональный подбор и расстановку кадров с учетом деловых и личностных качеств работников.

3.Социальнопсихологический метод управления

Социально-психологический метод управления представляет собой механизм воздействия на органы управления (коллективы) и людей через социально-психологические интересы.

Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности груп­пы совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих показателей.

Особенности психологического климата влияют на производствен­ные, социальные и социально-психологические процессы во всей организации. С уверенностью можно утверждать, что социально-психологический во многом определяет производственные успехи организации и ее положение на рынке.

Существуют различные модели коммуникации, содержащие различ­ное количество цепочек, ключевых моментов. Наиболее часто рассмат­риваемыми являются:

1)Линейная модель. Предложена американским математиком Клодом Шенноном. Модель включает пять элементов: источник информа­ции, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, располо­женные в линейной последовательности.

2)Функциональная модель Р. Якобсона. В модели коммуникации участвуют адресант и адресат. От первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода, контекст в модели связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации.

3)Процессуальная модель. Процесс влияния одного индивида на поведение или эмоциональное состояние другого.

4)Семиотическая модель. Рассматривает коммуникацию как процесс производства и изменения смысла.

 

 

Понятие «менеджмент» и роль менеджмента в развитии социума. Классификация функций менеджмента. Содержание управленческого труда.

Управление присуще всякому общественному труду. Управление в социальных системах можно рассматривать в широком смысле как управление в любой организации людьми независимо от целей их дея­тельности: управление государством, регионом, армией, церковью, предпринимательской корпорацией и др. Во всех названных организациях управление может рассматриваться как целенаправленная деятельность, позволяющая выполнять им конкретные функции. Однако в этой общей массе и имеются организации, конкретные функции кото­рых направлены на получение прибыли. Это промышленные организа­ции, банки, страховые компании, гостиницы, транспортные компании и др. Управление в этих организациях носит название менеджмента. Это особый вид управленческой деятельности.

Таким образом, менеджмент - это:

- процесс управляющего взаимодействия, отношения управления;

- люди, управляющие организацией; управленческие должности;

- наука управления, область знания, опыт управления людьми организациями;

- искусство управления, совокупность личностных качеств и компетенций.

Можно выделить следующие объекты управления:

А) люди, группы людей, организации; б) предметы и механизмы; информация; г) деньги; д) коммуникации; е) полуавтономные систем.

Кроме того, в качестве объекта управления можно рассматривать самого «человека управляющего» - управление собственным поведением, состоянием, временем и т.п.

Отсюда менеджер — человек, управляющий подобными объектами и прежде всего, другими людьми и организациями.

В системе научных знаний менеджмент тесно связан с философией, психологией, экономикой, социологией, социальной психологией, историей, правом и стратегией (военной наукой).

На теоретическом уровне общий менеджмент изучает общие, даже универсальные принципы, применимые к большинству ситуаций, возникающих в результате взаимодействия человека с организацией и организационной средой (внутренней и внешней).

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производст­во, кадры, финансы, основные фонды).

Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.

Функци я управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, с ложностью и стабильностью воздействий на объект со сто­роны субъекта управления.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления:

- прогнозирование и планирование;

- организация работы;

- мотивация;

- координация и регулирование;

- контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сфере деятельности, называютсяконкретными:

- перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;

- организация работ по стандартизации,

- учет и отчетность;

- экономический анализ;

- техническая подготовка производства,

- организация производства;

- управление технологическими процессами;

- оперативное управление производством;

- сбыт продукции;

- организация труда и заработной платы,

- финансовая деятельность.

Общие и конкретные функции управления тесно связаны.

Управленческий труд представляет собой совокупность действий и операций, с помощью которых менеджер обеспечивает подготовку и реализацию отдельных решений.

Специфические особенности управленческого труда. Основное из них сводятся к тому, что умственный труд работников аппарата управления состоит из:

А) организационно-административной деятельности, включающей в себя прием и передачу информации, доведение принятых решений доисполнителей, контроль, за их выполнением;

Б)аналитической и конструктивной деятельности, которая предполагает правильное восприятие и оценку соответствующих решений;

В)информационно-технической деятельности, в состав которой входят документационные, формально-логические операции;

Г)воспитательной деятельности, включающей в себя обучение персонала, воспитание его в духе ценностей и идеалов культуры.

Управленческий труд существует в трех формах: эвристической, административной и операторной.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по изучению проблем, стоящих перед управляющими, и разработке вариантов их решений.

Административный труд является уделом в основном руководите­лей. Он связан с выполнением таких видов работ, как контроль и координация деятельности подчиненных, их оценка, мотивация, проведение собраний и совещаний, ведение де­ловые нерп опоров.

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.