Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение европейской ментальности в XIX веке.






 

В XIX веке произошло существенное изменение менталитета европейского общества. Это рас­сматривается многими как какая-то тайна. М.Фуко задает себе этот вопрос о причинах изменения в своей книге «Слова и вещи», но ему, французу не понять эти причины, ибо при­чины в неблаговидных «делах» его нации.

Первая причина всем известна – Французская революция 1789 г. и наполеоновские войны, ко­торые потрясли всю Европу. И прежде всего –события, которые последовали после этого – это Реставрация. В данном случае, в творчестве ментальных и общест­венных форм Европы сыг­рали большое значение «русские штыки». В ходу было ут­верждение, что общественные формы, которые были уничтожены в результате революции, - это не просто неверно «придуманные» невежественным человеком формы, а выработанные в процессе эволюции естественные обра­зования, изменение которых приводит к полному разрушению всего общества как Организма. Органиче­ское мышление предполагает рассмотрение всего с точки целостности всех составляю­щих его элементов – как «пережитков», так и «инноваций». «Инновации» должны вво­диться всегда с учетом этих «пережитков», в учетом Традиции. Потому начинает ин­тенсивно разрабатываться тема исследований примитивных обществ и обществ Средневеко­вья, которые традиционны. Что стимулирует резко исследования в области историографии и этнографии.

Вторая причина, как правильно подчеркивал еще О. Конт в начале раздела «Социаль­ная дина­мика» своего «Курса..», что этот новый век – Век Истории. Это естественно следует из первой вышеуказанной причины. В отличие от прежней мысли, где идеи ис­торицизма не имели прева­лирующего значения, а только отдельными мыслителями на­чали пропагандироваться как раз перед началом Французской революции, во времена Реставрации приобрели значение «контрпарадигмы», которая должна была бы разрушить Разум Просвещения. Разум, как форма менталитета «упорядочивающая», не может функционировать в Истории, проблема эта доста­точно известна со времен элеа­тов. Разум –есть «структура» взаимно расположенных статичных понятий с заданными четко определенными значениями. Именно так он понимался в Просвещении. История же иррациональна в том смысле, что она изменяет как взаимную распо­ложенность по­нятий, так и значений их. Потому, естественно, мы наблюдаем в Романтизме- идеологии Реставрации- обращение к «эстетизму», ибо известно, что сфера искусства использует символы, метафоры или аллегории, которые предполагают и допускают на­личие в себе блуждающих и многосмысленных значений. Сам Романтизм, своей фор­мой философство­вания не допускает систематизации, пропагандирует тем самым Нера­зумность, ставит вместо Разума – Иронию. Романтизм (и сентиментализм), бывший к концу XVIII века «маргиналь­ным» направлением, расцветает во времена Реставрации.

Третья причина, состоит в парадоксальном результате всех этих «мутаций» ментально­сти. Рас­смотрение общества как «организма» приводит к возникновению идеи «социализма», ибо «со­циализм» как идеология предполагает «общинность» социаль­ных образований и принципы го­сударственного управления хозяйственными процессами. Социалистические учения расцветают «пышным цветом» в самых разнообразных вариантах. Реставрация, породив исто­рицизм и органицизм, породила сама себе «убийцу», ибо эти принципы породили секуляризи­рованную религиозную форму социализма. С другой стороны, деструкция Разума в недрах Ро­мантизма, породила идею Личности, которая может противостоять сухим, рациональным зако­нам Разума и Права. Романтизм породил идею Героя, что уж совсем ни к чему для обеспечения стабильности европейского сообщества. Разрешение всех этих проблем- «чудовищ», которые породило стремление «усыпить» Разум Просвещения проходит сквозной линией через весь XIX век. Потому и становятся понятными такие напряжен­ные споры об изначальности общин­ного устройства, споры о роли личности в историческом процессе, споры о роли Разума в чело­веческой культуре. В конечном счете, где-то во второй половине начинают в новой форме «возрождаться» идеи Про­свещения, проявляться интерес к философии Канта, как вершине фи­лософии Просвещения.

 

Но есть и иная причина, которая «подкрепила» механизм социокультурных изменений –это становление машинного производства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.