Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, определяющие продуктивность произвольного запоминания






Механическое и осмысленное запоминание. Продуктивность запомина­ния зависит от того, в какой степени материал осмысливается челове­ком. При механическом запоминании информация откладывается точ-

* Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. — М.: Московский психоло­го-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. **Тамже.

но в таком порядке и точно в таком виде, в каком она воспринималась, без каких-либо преобразований.

Механическое запоминание опирается на пространственную и времен­ную близость объектов запоминания. Оно неэкономно, требует многих повторений, и человек не всегда может припомнить к месту и ко време­ни механически заученный материал.

Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних ло­гических связей между частями материала. Доказано, что осмыслен­ное запоминание во много раз продуктивнее механического, оно требует от человека значительно меньших усилий и времени и более действенно.

Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группи­рованием их в виде плана. Каждое наименование плана — это обоб­щенный заголовок определенной части текста. Переход от одной части к следующим частям — это логическая последовательность основных мыслей текста.

Полезным приемом осмысления материала является сравнение, то есть нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр. Осмыслению материала помогают также его конкре­тизация, пояснение общих положений, правил и т. п.

Прочность запоминания во многом зависит от повторения. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для это­го перед заучивающим ставятся разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т. д. Пассивное же повторение соответствует меха­ническому заучиванию, которое гораздо менее эффективно.

Продуктивность запоминания зависит также и оттого, как организо­ван процесс заучивания. Еще в экспериментах Г. Эббингауза было пока­зано, что повторение может быть по-разному распределено во времени, и от этого тоже зависит продуктивность запоминания. При заучивании списков бессмысленных слогов оказалось, что если испытуемые повто­ряли материал в течение нескольких дней, то полное запоминание этих списков достигалось быстрее, чем в случае, когда повторения следовали одно за другим. Первый способ заучивания получил название распреде­ленного повторения, а второй — концентрированного.

Преимущество распределенного повторения перед концентрирован­ным объясняется разными причинами.

Прежде всего важную роль играет фактор утомления. Длительные по­вторы ведут к ослаблению концентрации внимания, и тем самым снижа­ется продуктивность. Кроме того, утомление снижает и мотивацию.

На результаты произвольного запоминания влияет объем материала. В экспериментах Р. Вудвортса* показано, что с увеличением объема ма­териала для запоминания увеличивается не только время, необходимое для сохранения в памяти всей информации, но и время, затрачиваемое на запоминание отдельных элементов, то есть снижается скорость за­учивания.

Кроме того, на продуктивность запоминания влияет осмысленность материала. Еще в исследованиях Г. Эббингауза было показано, что ос­мысленный материал запоминается лучше и прочнее, чем бессмыслен­ный**. Р. Вудвортс в своих исследованиях приводит следующие данные (табл. 3.1).

Таблица 3.1 Зависимость скорости запоминания от осмысленности материала* * *

 

Запоминаемый материал Среднее число повторений для заучивания
15 бессмысленных слогов 20, 4
15 не связанных по смыслу слов 8, 1
15 связанных слов 3, 5

Существует также запоминание в целом и по частям. При запоминании в целом материал заучивается целиком, от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При частичном заучивании материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно.

Экспериментальная проверка эффективности этих способов заучи­вания не обнаружила безусловного преимущества какого-либо одного

Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. — М.: Московский психо-лого-соииальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. *• Там же. •*• Там же.

из них. При определенных условиях каждый из них имеет свои преиму­щества. Основными факторами являются объем материала, его осмыс­ленность и связанность.

Так, при заучивании в целом большого объема информации требует­ся много усилий и просходит снижение мотивации. При заучивании по частям усилий тратится меньше, а промежуточные успехи подкрепляют мотивацию.

Целостный метод продуктивен, когда запоминаемый материал ос­мысленный, хорошо структурированный и небольшой по объему. Так­же установлено, что продуктивность целостного заучивания зависит от интеллекта индивида.

Нередко применяется комбинированный способ заучивания, пред­ставляющий собой сочетание целостного и частичного. Чаще всего он используется при заучивании больших объемов осмысленного материа­ла. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, в зависимости от его объема и характера, затем трудные места выделя­ются и заучиваются отдельно, после чего он снова читается целиком.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.