Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Запоминание






Запоминание может быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное запоминание — это запоминание без заранее постав­ленной цели, оно происходит само собой, без специальных усилий со стороны человека и чаше всего является побочным результатом дея­тельности, направленной на решение какой-либо другой задачи.

* Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М: Мир, 1978.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встре­чается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседнев­ной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, прочитанных книг и т. п. При этом не все запоминается одинаково хорошо. Лучше всего в памяти откладывается то, что имеет жизненно важное значение для человека и касается непосредственно его потребностей и интере­сов. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер и определяется отношением данного человека к окружающей действи­тельности. Так, например, на один и тот же вопрос о том, что было ин­тересного во время прогулки по парку, ребенок будет вспоминать о ка­челях и других развлечениях, а взрослый вспомнит встретившихся ему знакомых людей.

Продуктивность непроизвольного запоминания зависит от того, на­сколько материал актуален для текущей деятельности человека. Если материал входит в содержание основной цели, он запоминается лучше, чем если он содержится в условиях и способах достижения этой цели. Например, непроизвольное запоминание лучше, когда материал вы­зывает активную умственную работу над ним. Так, исследования не­произвольного запоминания текста школьниками в условиях задачи на понимание его содержания, проведенные П. И. Зинченко*, показали, что легкий текст запоминается хуже, чем текст средней сложности. Это связано с тем, что сложный для понимания текст подвергается более глубокой и активной переработке.

Для продуктивности непроизвольного запоминания важна не только связанность с достижением какой-либо цели, но и актуальность этой цели. В исследованиях Б. В. Зейгарник было показано, что испытуемые лучше помнят не завершенное ими дело, чем работу, выполненную до конца**.

Тульвинг и его сотрудники выдвинули принцип специфичности коди­рования, согласно которому то, что сохраняется в памяти, всегда тесно связано с ситуацией, в которой оно запомнилось***. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, в котором произошло

* Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. — М.: Московский психо­лого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. *• Там же. *•* Там же

запоминание. Это мы знаем из своего опыта, когда для того, чтобы вспомнить что-то. мы стараемся воссоздать в памяти и все другие со­бытия и обстоятельства, происходившие в тот момент.

В связи с этим важна и эмоциональная окраска запоминаемых ситуа­ций. Сильные эмоции, сопровождающие то или иное событие, могут вызывать более прочное запечатление, чем события, не вызывающие никакого эмоционального отклика.

При непроизвольном запоминании имеет значение повторение ин­формации. Часто повторяющиеся события также запоминаются лучше, чем одиночные.

Произвольное запоминание отличается от непроизвольного тем, что человек ставит себе специальную задачу запомнить конкретный ма­териал. При этом он может использовать различные приемы, облегча­ющие запоминание.

Поэтому произвольное запоминание - это сложная уметенная дея­тельность, подчиненная задаче сохранить в памяти определенную ин­формацию и включающая в себя разнообразные действия, выполняе­мые для того, чтобы наилучшим образом достичь этой цели.

Поставленная цель — запомнить — играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. При прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного, непроизвольного запоминания.

Несмотря на то что мы говорили о важности повторения для запо­минания, многое из того, с чем мы сталкиваемся неоднократно, не за­поминается нами, если мы не ставим перед собой задачи запомнить это. И в то же время, если поставить перед собой эту задачу и выполнить все необходимые для ее реализации действия, запоминание протекает ус­пешно и оказывается достаточно прочным. Большое значение при этом имеет постановка не только общей задачи (запомнить то, что восприни­мается), но и частных, специальных задач. В одних случаях, например, ставится задача запомнить только основное, главные мысли, наиболее существенные факты, в других — запомнить дословно, в третьих — точ­но запомнить последовательность фактов и т. д.

Постановка специальных задач оказывает существенное влияние на запоминание, это даже может привести к тому, что весь процесс сохра­нения информации в памяти существенно изменится.

Тем не менее в ряде случае непроизвольное запоминание может быть эффективнее произвольного. Исследования Д. А. Смирнова показали, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем наме­ренное: информация, которую испытуемые запоминали непроизволь­но, попутно в процессе деятельности, лучше откладывалась в их памяти, чем та, которую они старались запомнить специально*. Практически те же результаты были получены в исследованиях на другом материале П. И. Зинченко, который уточнил в своем эксперименте, что непро­извольное запоминание наиболее эффективно тогда, когда запомина­емый в процессе деятельности материал является объектом действий субъекта, но задача его запомнить не стоит**.

Он провел следующий эксперимент. Двум группам испытуемых предлагались наборы карточек, на каждой из которых был изображен какой-либо предмет и цифра. Первой группе предлагалась задача на классификацию предметов, изображенных на карточках, а второй груп­пе нужно было расположить карточки на специальной схеме согласно указанным на них цифрам. По окончании выполнения заданий испы­туемым предлагалось вспомнить, что было изображено на карточках. Ни одной из групп не ставилась задача на запоминание ни предметов, ни цифр. В результате эксперимента выяснилось следующее. В первой группе, где испытуемые классифицировали предметы, они лучше за­помнили предметы, а во второй группе, где испытуемым пришлось ра­ботать с цифрами, они лучше запомнили цифры.

Таким образом, материал, который включен в активную деятельность и является объектом действий, оставляет более прочные следы в памяти, хотя перед участником эксперимента не ставится задача запомнить.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.