Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другие виды памяти






Исследования показали, что информация, попадающая в кратковре­менную память, не хранится пассивно до ее перехода в долговременную

* Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М.: Мир, 1978.

память. Она активно удерживается путем повторения и перекодируется, прежде чем перейти на долговременное хранение. В 80-е годы прошло­го века Аткинсоном и Шифрином было введено понятие оперативной памяти как части кратковременного хранилища, выполняющего функ­цию переработки поступившей информации*.

В отечественной психологии в исследованиях В. П. Зинченко и его коллег** было также показано существование оперативной памяти, ко­торая «обслуживает» выполнение конкретного действия. В оператив­ную память поступает информация и из кратковременного хранилища, и из долговременной памяти. Поскольку конкретное действие развер­нуто во времени, то необходимо иметь некий образ для его выполнения. Оперативная память и презназначена для формирования такого образа и его коррекции под влиянием постоянно поступающей информации из внешней среды. Основные характеристики оперативной памяти: объем, скорость воспроизведения, точность, длительность хранения — зависят от деятельности, осуществляемой субъектом в данный момент.

Необходимо также упомянуть и о том, что память различается по типу психической активности, который она обслуживает. Таким обра­зом, принято выделять двигательную, или моторную, память, эмоцио­нальную, образную и словесно-логическую.

Моторная память, или двигательная память, функционирует в боль­шинстве случаев на неосознаваемом уровне и отвечает за различного рода движения. Но моторный компонент является также необходи­мым элементом практически всех когнитивных процессов, начиная от обеспечения настройки и готовности органов восприятия до участия в запоминании и дальнейшей переработки информации. Простейший пример участия моторики в запоминании —это необходимость артику­ляции, то есть проговаривания про себя. Эксперименты показали, что обездвиживание голосовых связок делает практически невозможным запоминание, а иногда и понимание иностранных слов, хотя при этом испытуемый прекрасно их слышит и видит. Поэтому неслучайно, что обязательным компонентом обучения языку является аудирование.

* К/шцки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М.: Мир. 1978. ** Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. — М.: Московский психоло­го-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК.», 2000.

Образная память подразделяется, согласно сенсорным модально­стям, на зрительную, слуховую, тактильную, вкусовую и обонятельную.

Все эти виды памяти тесно взаимодействуют между собой, но у раз­ных людей могут быть выражены по-разному и часто проявляются в их профессион& аьной деятельности. Например, у художников обычно хо­рошо развита зрительная память, у музыкантов — слуховая, у кулина­ров — вкусовая и т. п.

Существует еще один вид памяти — это память о своей памяти, пли метапамять. Боринг и Ки в своих исследованиях процесса развития па­мяти показали, что с возрастом человек приобретает знании о свойствах собственной памяти и вырабатывает свои эффективные стратегии за­поминания*.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.