Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2 развитие науки в конце XIX - начале XX века






ЛИТЕРАТОРЫ-РЕАЛИСТЫ

МАМИН-СИБИРЯК Д.Н. (1852-1912)

 

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк – это фигура переходная. С одной стороны, он считал себя продолжателем идей «шестидесятников», но, с другой стороны в его рома­нах уже отражена реальность другого порядка – это реальность России времен расцвета капитализма. Он пронес через все творчество ощущение этой смены поколений. Сам Мамин-Сибиряк считал себя последователем Э. Золя.

 

 

В его романах уже нет «деревенского мужика», а персонажи его романов – это жизнь уральских рабочих и промышленников. Известность принес ему роман «Приваловские миллионы» (1883), огромный успех имели его «Уральские рассказы». По своим методологическим основаниям он считал себя сторонником натурализма Э. Золя.

 

1. ЗОЛОТОЕ СОЗНАНИЕ

 

В этом отношении интересен роман «Золото» (1892).

 

2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА «ГНЕЗДА»

 

В этом отношении интересен роман «Горное гнездо» (1884). Гнездо по Мамину-Сибиряку – это общество стервятников, которые поедают друг друга.

 

3. ПАРАДОКСЫ БОГАТСТВА

 

ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ Н.Г. (1852-1906)

Николай Георгиевич Михайловский (псевдоним Н. Гарин). Сначала сотрудничает в «Русском богатстве», затем сближается с марксистами. Участвует в работе книгоизда­тельства «Знание», которое находилось под влиянием марксистов.

 

КОРОЛЕНКО В.Г. (1853-1921)

Владимр Галактионович Короленко. Всю жизнь он был убежденным сторонником эс­тетических принципов реализма Н. Чернышевского и Н. Добролюбова. Но он подчеркивал, что «шестидесятники» еще не знали достаточно жизнь народа, потому их рассуждения имели отвлеченный характер. Идеи «народническтва» Короленко считал наивными «История моего современника» (1905-1921). Во время революции сочувствовал большевикам.

 

ГОРЬКИЙ

«Еще вчера сам отверженный от общества, он ввел с собой целую армию таких же от­верженных, но при том отверженных бесповоротно, - воров, убийц, профессиональных разбойников и грабителей, развратников, неисправимых пьяниц, отъявленных наглецов, и не только не выразил при этом чувства брезгливости или отвращения, но с увлекательною художественностью, даже с упоением, начал рассказывать о той грязи, в которой они живут, и о том, что творится у них в уме и сердце от этой преступной и смрадной во всех смыслах жизни» (Ляцкий Е. М. Горький \\ Вестник Европы. 1901. №11. С.286).

 

ЛИТЕРАТУРА:

Горький О мещанстве \\ газета «Новая жизнь» 1905. №1, 4, 12, 18.

 

ЧЕХОВ

А. Чехов занимал главенствующее положение в литературе 90-х годов. Если Толстой обращался к крестьянству, Горький – к пролетариату, то А. Чехов уделял внимание к судьбам русской интеллигенции.

«После Гаршина оскудевающая интеллигенция пережила еще несколько фаз своего па­дения. Она окончательно отрешилась от того ореола страдания и отчаяния, который бросила на нее творчество Гаршина и Надсона. Она освободилась от него и оконча­тельно опошлилась. В таком виде застал и изобразил её Чехов» (Воровский В. Статьи о русской литературе. М. 1986. С.162).

 

«На долю Чехова выпало изобразить русское интеллигентное общество в худшую эпоху его опошления и упадка. И он рисовал это общество с горькой, страдательной улыбкой врача, пишущего историю болезни неизлечимого больного» (Воровский В. Статьи о русской литературе. М. 1986. С.270).

 

Вот что писал В.В. Воровский в статье «»лишние люди»: «Входя вкруг чеховских пьес, мы входим в широкое обывательское болото, где самодовольно квакают лягушки и чинно плавают жирные утки со своим многочисленным потомством. И когда какой-ни­будь юный утеныш, увлеченный примером пролетающих диких уток, вздумает подняться в поднебесье, нам нечего удивляться, если он долетев до ближнего нового куста, грузно шлепнется в воду и станет горько жаловаться, что взвалил себе на спину непосильную ношу. И старые утки с облегчением вздохнут и будут утешать его, причи­тая: и мы* были молоды и мы рвались к идеалу, да что делать, лбом стены не прошибешь, не перешибешь обуха плетью» (Воровский В.В. Сочинения. Т.2 Соцэкгиз. 1931. С.31-32).

«Входя в круг героев чеховских пьес, мы входим в мирное обывательское болотце, где самодовольно квакают лягушки и чинно плавают жирные утки со своим многочислен­ным потомством» (Воровский В. Статьи о русской литературе. М. 1986. С.101).

«Чеховские герои являются эпигонами поколений, сыгравших в свое время крупную историческую роль, их гибель – это заключительный эпизод в жизни целого общест­венного течения. В качестве эпигонов, в качестве представителей вымирающего, не­способного к самостоятельной жизни направления, они, посколько не переходят на точку зрения других, более жизненных течений, по необходимости обезличиваются, выцветают, спускаются гот общественного до личного, от действенной энергии до апа­тии и разочарования» (Воровский В.В. Сочинения. Т.2. Соцэкгиз. 1931. С.33 или Воровский в.В. Литературно-критические статьи. М. 1956. С.102).

 

ЛИТЕРАТУРА:

ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ НАУКИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

 

МАТЕМАТИКА

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.