Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исламского Востока.






Совершенно особое место в истории культуры занимает средневековый Восток, противопоставивший с VII в. христианской Западной Европе исламскую архитектурную традицию.

Ислам – третья мировая религия, возникла в Аравии в 30-е г.г. VII в., когда разрозненные кочевые арабские племена стали склоняться к оседлому образу жизни и переходить к земледелию. Дефицит свободных земель, необходимость объединения для того, чтобы отвоевать ее у соседних народов, отразились в идеологии: возникло движение за слияние племен.

Главным проповедником новых идей стал Мухаммад (ок.570-632 г.г.), уроженец западноаравийского города Мекки, а Центром государственного объединения стал древний аравийский храм – Кааба. Мекка, расположенная в гористом Хиджазе, в неширокой «долине, лишенной злаков», (Коран, 14: 40), на скалистых берегах извилистой пересыхающей речки – вади – издревле считалась важнейшим торгово-экономическим узлом, связывавшим Аравию с Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом и Эфиопией. Сюда из разных селений и городов стекались арабы, чтобы поклониться Каабе. Это было почти кубическое каменное сооружение (Кааба по-арабски – «куб»), ориентированное углами по сторонам света. В южный и восточный углы невысокой (4, 5 м) бескровельной постройки были вмонтированы каменные фетиши – воплощения обожествляющихся аравийцами небесных светил. Возможной причиной создания храма был упавший в этом месте метеорит – знаменитый «черный камень», почитавшийся язычниками как символ бога Элла (Аллаха) или покровителя Мекки божества Хубала. Внутри Каабы находилась также сердоликовая с золотой правой рукой статуя Хубала, у которой выспрашивали прорицания гаданием на стрелах с надписями (акт, категорически осужденный Кораном). В начале VII в., пострадавшая от пожара и селя Кааба, была заново сложена чередующимися рядами камня и дерева. Здание (9-метровой высоты, с плоской крышей на 6 деревянных столбах) внутри оштукатурили и украсили росписями, которые, по сообщениям средневековых арабских авторов, включили изображения библейских пророков, Авраама и Марии с младенцем Иисусом на коленях.

Сейчас Кааба расположена внутри Запретной мечети (ее современные размеры: высота 13 м,), являющейся типичным образцом арабской культовой постройки. Арабская мечеть представляет собой прямоугольный или квадратный двор, по периметру обнесенный аркадой или галереей. Внутри двора, паломники 7 раз обходят вокруг Каабы и стараются прикоснуться к черному камню, ныне защищенному стеклом в богатой серебряной раме. Для мусульман этот – камень - почерневший от грехов человеческих райский белый яхонт, посланный Аллахом в утешение Адаму, чтобы он мог видеть в камне утраченный рай.

Понимая важность сохранения древнего общеарабского культурного центра для привлечения на свою сторону населения всей Аравии, Мухаммед объявил Мекку священным городом, а Каабу – «домом Аллаха» и главной мусульманской святыней. Со 2 г. хиджры (624 г. н.э.) Кааба навсегда стала киблой (священной ориентацией) и сакральным центром ислама, земным отражением небесной Каабы и хранителем священного черного камня.

Впрочем, самого Мухаммеда в Мекке сначала не поддержали. Он был изгнан из города и нашел прибежище в Медине, где создал первую мусульманскую общину – умму. Его ученики и последователи признали в нем пророка и стали почитать его как посланника единого и единственного бога – аллаха, передававшего людям через Мухаммада божественные откровения, составившие текст священной книги – Корана (значение ее для мусульман такое же, как Пятикнижие Моисеево для евреев или Евангелие для христиан). Приверженцы нового идеолога помогли ему под знаменем ислама подчинить сначала Мекку, а потом и большую часть Аравии.

Созданная Мухаммадом в Медине мусульманская община очень быстро развилась в сильное государство, глава которого объединял в одном лице духовного и политического правителя и военачальника.

 

 

Мечеть Скалы строители неизвестны 688-692, Иерусалим, Израиль.

Для ранних мусульман полезность и целесообразность были главными критериями красоты предмета или явления, и они охотно осваивали античное и византийское наследие, использовали традиции и опыт покоренных народов. Занимая (часто по договоренности, без разрушительных военных действий) старые города Восточного Средиземноморья, арабы приспосабливали к своим нуждам их социально-административное устройство, сохраняли городскую планировку, обживали и использовали существующие сооружения, в том числе культовые.

 

Куббат ас-Сахра. Мечеть скалы. 691. Интерьер.

Самая ранняя из сохранившихся исламских построек - Куббат ас-Сахра - Мечеть Скалы в Иерусалиме —— расположена на месте, которое имелo огромное религиозное значение еще задолго до возникновения ислама. Скала — вершина горы Мориа — издревле почиталась как центр мира. Здесь же Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. Известно, что в начале I тысячелетия до н.э. в Иерусалиме на этой самой скале легендарный царь Давид, соорудил алтарь, посвященный Яхве. А позже, его сын Соломон воздвиг на этом месте огромный Храм, в котором хранился Ковчег Завета. Ковчег с 10 каменными плитами, на которых были записаны скрижали Завета, считался главной святыней древних евреев. Для него в храме Соломона был отведен отдельный предел, в который позволялось заходить только первосвященникам.

После того как войска Навуходоносора разрушили первый храм, царь Ирод возвел на этом месте второе святилище, сыгравшее значительную роль в судьбе Иисуса Христа. Изгнав из храма торговцев, он восстановил против себя власти Иерусалима, был схвачен и казнен. Известно, что недалеко от святилища на Масличной горе, через три дня после смерти он возродился и вознесся на небо.

Храм Ирода был разрушен римлянами в I веке, и только в VII веке арабский завоеватель Иерусалима Омар ибн-Хатиб восстановил скалу в прежнем виде и между 688 и 692 годами построил рядом мечеть. Мусульмане считали, что со священной скалы пророк Мухаммад, по содействию архангела Гавриила возносился на небо, и именно здесь ему были вверены заветы мусульманской веры.

Своеобразная история святилища, переплетение различных духовных традиций повлияли на внешний облик исламского храма. Не случайно своими формами мечеть повторяет раннехристианские сооружения: Здание мечети стоит на высоко поднятой террасе, вымощенной каменными плитами. В плане это восьмиугольное здание, внутреннее пространство которого имеет четкие геометрические пропорции. Центральная часть храма, над которой возвышается купол, накрывает скалу, священную и для иудеев, и для христиан, и для мусульман. Плоская часть кровли опирается на колонны, которые повторяют в уменьшенных размерах внешний восьмигранник стен. Колонны связаны между собой арками, создавая, таким образом, по периметру две обходные галереи. Сам купол (высотой 34 м и диаметром около 23 м) покоится на барабане, внешним декором которого являются зарешеченные окна с арками. Проектируя его, архитекторы использовали в качестве модуля сакральный квадрат (символ Каабы) и священное число «4» (по-арабски, в словах Аллах и Мухаммад по четыре буквы). Все элементы постройки численно кратны четырем: купол имеет 32 ребра, в барабане 16 граней, координатные оси содержат 4 портала.

Для интерьера мечети характерно обилие мрамора, золота и ярких красок. В мозаике использовались аканф, пальметки, виноградные листья, розетки, сосновые шишки и т.д., что свидетельствует о применении стилевых приемов античной архитектуры.

В эпоху первых арабских завоеваний и в правление Омейядов новые города возникали вдали от метрополии. Южномесопотамские Куфа и Басра, северомесопотамский Мосул, египетский Фустат, тунисский Кайруан выросли из городов-лагерей, мест квартирования гарнизона и расселения иммигрировавших арабских племен. В устройстве этих поселений эксплуатировались идеи римского военного лагеря и византийского пограничного форта.

На окраинах мусульманского мира для защиты и расширения его границ строились рибаты – укрепленные цитадели благочестивых воинов-аскетов, борцов за веру, получивших прозвище марабутов. Рибаты в тунисских городах Сусе и Монастире имели типичный для раннесредневековых замков Восточного Средиземноморья план: в квадрат внешних стен с массивными башнями-бастионами (трехчетвертными на углах и полукруглыми на фасах) и единственным входом (в башне главного фасада) симметрично вписывали помещения, закрытые в мощеный квадратный внутренний двор. Мечетью (по-арабски – масджид) в рибатах и замках обычно служил зал, включенный в общую периметральную композицию построек разного назначения.

 

 

Мечеть Омейядов в Дамаске 706-711 г.г. Мозаика западной галереи.

Культовые обряды мусульман первоначально не требовали сооружения специальных зданий в соответствии с хадисом: «Земля сотворена для меня как масджид (здесь – место молитвы) и место чистоты, и где бы ни возникла у человека моей уммы необходимость в молитве, пусть он молится». Арабским отрядам в походах в качестве масджид обычно служила очерченная на земле ритуально чистая территория, а киблу – священную ориентацию (в 622-623 – на Иерусалим, с 624 – на Каабу в Мекке) определяли по тени воткнутого в землю копья. В Медине местом сбора и коллективной молитвы общины при жизни Мухаммада служил двор его дома с навесами на пальмовых стволах на южной и северной сторонах. В основанных в 630-х г.г. Басре и Куфе, по сообщениям арабского историка 9 в. аль-Балазури, первые мечети были «нарисованными» и представляли собой очерченный или обведенный плетнем или рвом квадратный участок земли, границы которого в Куфе, например, были определены длиной полета стрелы, пущенной из одной точки на четыре стороны света.

Но продвигаясь вдоль Средиземного моря на запад и на восток, арабы вливались в мир высокой интернациональной культуры, где существовали развитые архитектурные традиции. Один из сохранившихся примеров заимствований античных и византийских строительных технологий сохранился в Сирии.

 

Мечеть Омейядов в Дамаске. 705-715. Интерьер.

В Дамаске до сих пор мирно сосуществуют христианские и мусульманские реликвии. В главной мечети города не только хранится голова Иоанна Крестителя, но и само святилище, по сути является, перестроенной христианской церковью.

Когда-то в центре города стоял иудейский храм. Во II в. римляне установили на его месте храм Юпитера. Два столетия спустя, византийцы перестроили его в церковь Иоанна Крестителя. А когда Дамаском завладел халиф аль-Валид I (в 705–715 гг.), мусульмане перестроили христианский храм в самую крупную мечеть – мечеть Омейядов. В ней также причудливо соединились традиции античной и исламской архитектуры. Мозаичные панно, украшающие наружные стены, словно воскрешают в памяти вид византийских дворцов и храмов: только на золотом фоне вместо прежней столицы мира – Константинополя изображен Дамаск - цветущий оазис среди пустыни, источник жизни. Христианскую базилику, разделенную колоннадами на три нефа, напоминает молельный зал. Его размеры уникальны, а сравнивая мечеть Дамаска с самыми значительными сакральными сооружениями мира хочется напомнить, что еще в христианские времена церковь Иоанна Крестителя послужила прообразом для знаменитого собора св.Петра в Риме. В плане мечеть представляет собой прямоугольник, внутренний фасад которого состоит из арок, поддерживаемых колоннами. Арки украшены традиционным византийским орнаментом из листьев аканфа. Кладка крупных блоков тесаного камня, высокий трансепт с треугольным фронтоном над главным входом в зал и куполом над средокрестием – все вызывает в памяти образцы римского и ранневизантийского восточносредиземноморского зодчества. Возле восточной части галереи стоит изящное купольное сооружение на восьми колоннах – Куббат аль-Хазна (сокровищница). По преданию, здесь хранилась казна династии Омейядов. Все восемь граней сокровищницы покрыты растительным орнаментом. Михраб – ниша, указывающая –киблу – направление на Мекку - расположена в южной стене.

Крестообразный план византийских церквей использован при строительстве многих мечетей Египта.

Впрочем, если рассматривать примеры сиро-египетской архитектуры в Каире, нужно вернуться к 640 г., когда Амр ибн аль-Ас привел сюда арабские войска и устроил лагерь Фустат, разместив его между холмом Яшкур и Вавилоном. Здесь же была построена первая мечеть, получившая имя завоевателя Египта Амра ибн аль-Аса. Мечеть представляла собой небольшую постройку из сырцового кирпича с низким потолком, покоившимся на пальмовых столбах, пол был усыпан галькой. Здесь, также как и в первой мечети в Медине, не только молились, но и устраивали военные советы, отправляли правосудие, а ночью мечеть становилась приютом для путников. В 60-х VIII в. Фустат уже был политическим и экономическим центром Египта. В 673 г. мечеть расширили, но кардинальной перестройке она подверглась в 827 г.

В 879 г. наместник аббасидского халифа в Египте Ахмед ибн Тулун, построил мечеть, названную его именем. Правитель был уроженцем Самарры в Ираке, поэтому и в мечете, и в минарете -высокой башне, с которой обычно правоверных созывают на ежедневные молебны, заметны традиции его родины. Мечеть получила форму прямоугольника со сторонами 122 и 140 м. Ее внутреннее пространство было разделено пятью поперечными нефами. Аркады были поставлены в два ряда. Чтобы зрительно облегчить интерьер, над пилонами, на которые опирались стрельчатые арки, были прорезаны меньшие арочки. Такой прием не только сообщил воздушность конструкции, но и позволил уменьшить вес кладки.

 

Мечеть ибн Тулуна. Каир. Египет.

В соответствии с традицией, мечеть с трех сторон окружили двором. На дворовых фасадах ритмически чередуются малые и большие арки с колоннами и орнаментальными лентами, а в тимпанах добавлены розетки. Сложенные из кирпича стены завершаются фризом с рельефными медальонами и ажурным зубчатым парапетом двухметровой высоты.

Оригинальной формой привлекает внимание минарет в северо-западной части двора. Он сложен из тесаного камня и состоит из трех разных частей: нижний ярус представляет собой куб, средний – круглую башню, а третий – двухъярусную восьмигранную башенку с рубчатым куполом.

Правильная симметричная композиция мечети дополнена геометрическим декором. Ислам запретил изображение живых существ, поэтому альтернатива европейским росписям была найдена в растительном и геометрическом орнаменте, а также в куфических надписях, прихотливой вязью украсивших стены и потолки исламских сооружений. Например, одна из стихотворных строк Корана, вырезанная на деревянном фризе потолка мечети имеет длину 2, 5 км.

В молитвенном зале воздвигнуто пять михрабов. Главный михраб – ниша с аркой на 4-х колоннах византийского времени. Все арки по контуру украшены декоративной вязью растительного типа, выполненного по стуку. Орнамент напоминает переплетенные ленты, очерчивающие квадраты, звезды, многоугольники и другие фигуры. В 1296 он был облицован цветным мрамором и мозаикой, которая диссонирует со строгим стуковым декором стены.

К XIV в., несмотря на то, что в некоторых мечетях, например, в мечети султана Хасана (1356–1363) еще сохранялся крестообразный план христианских храмов, появились и новшества. Прежде всего, тип колонной мечети окончательно вытеснили четырехайванные постройки. Айван – высокий стрельчатый сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор, наделял культовые сооружения особой помпезностью и торжественностью. В мечети Хасана, крестообразный корпус здания имеющего протяженность 154 м, заканчивается 4 глубокими айванами, они расположены вокруг внутреннего квадратного двора. Мощные пилоны айванов, поддерживающих арки, образуют величественные прямоугольные порталы. В главном айване высотой 40 м сотни светильников с маслом, мраморная трибуна для проповедей, над михрабом – суры из Корана, - куфические надписи, вырезанные в гипсе. Входной портал, ограниченный двумя витыми угловыми колоннами, и вестибюль декорирован сталактитовыми сводами. По обе стороны здания стоят два минарета (первоначально высотой 84 м).

Разместив в середине двора фонтан для омовений, строители окружили весь комплекс вспомогательными службами: библиотеками, школами, бесплатными столовыми и т.д.. Салах ад-Дин ввел для Египта новый тип зданий - медресе. Толчком к этому стали реформы в преподавании. Прежде все желающие собирались в мечети и слушали речи учителя, теперь же ученики записывались в медресе и обучались там по установленной программе. В теплом климате Египта один из айванов служил аудиторией, другой мечетью.

Изменилась и планировка города. Правители Каира сохранили греко-византийскую регулярную планировку, разделив город главной и второстепенной магистралями на кварталы. По традиции, внутри замкнутых кварталов селились выходцы из одного места или люди одной профессии. На ночь кварталы закрывались на замок. В каждом квартале была своя мечеть. Впрочем, при Фатимидах центром Каира была не мечеть, а дворец. 30 торговых площадей ежедневно собирали шумные восточные базары. Крепостные стены 11 в. высотой до 12, 5 м сохранились до сих пор на северном и южном участке. Ворота Баба аль-Футуха (1087), Баба ан-Насра (1087), и Баба аз-Зувейла (1092) интересны не только как элементы средневековой фортификации, но и как образцы зодчества того времени. В них часто использовались камни древнеегипетских гробниц.

Султаны Каира возвели в египетской столице 14 мечетей, но первыми сооружениями, с которых начиналось их правление в городе, обычно были их собственные мавзолеи. Мрачными преданиями окружена гробница эмира Мохаммеда Али, который пригласив к себе во дворец наиболее влиятельных жителей города, убил всех соперников сразу после трапезы и похоронил их в своем мавзолее.

О богатой и красочной жизни средневекового города лучше всего рассказывают средневековые постоялые дворы – караван-сараи. Они строились повсеместно в городах и на дорогах (на расстоянии дневного перехода), и традиционно отличались массивными, надежно защищающими стенами, гостеприимным монументальным порталом и строго продуманной композицией (один или несколько дворов, окруженных постройками в 2-3 этажа), позволяющей совместить в одном здании стойла, загоны для скота, склады, магазины, комнаты для постояльцев, а нередко также мечеть и баню. Египетские постоялые дворы часто следовали сирийским примерам. Таким, как Анас-а-Паша в Дамаске. Это был один из самых роскошных арабских постоялых дворов. Возведенный из чередующихся полос белого известняка и черного базальта, он представлял собой не только удивительно нарядное сооружение архитектуры, но и работал как действенная осветительно-нагревательная система. Белый известняк отражал солнечный свет, наполняя все внутреннее пространство светом и воздухом, а вулканический базальт накапливал в себе солнечное тепло, чтобы отдавать его холодными ночами. Убежище для людей и животных, скрытое от городской суеты за толстыми стенами. Светское здание, напоминающее храм. В Дамаске сохранилось более дюжины таких средневековых отелей-люкс. А в Египте с удовольствием перенимали не только конструктивные особенности, но и принцип отделки, построенный на чередовании черного и белого камня.

Особое место в исламской архитектуре принадлежит мавританской школе. Она была сформирована на завоеванных землях Испании, где после 756 г. был создан Кордовский эмират. Его основатель, представитель дома Омейадов Абд ар-Рахман I (756–788), по прозвищу «ад-Дахил» (пришелец), создал это независимое государство. В Х в. Кордовский эмират стал одним из богатейших государств Европы, а его правители приняли титул «халифов». Страна переживала подъем экономики и культуры. Путешественники с восторгом описывали великолепные дворцы, мечети и другие постройки, созданные мусульманскими правителями Испании.

 

Колонная мечеть в Кордове, Испания.

 

Особое восхищение вызывала соборная мечеть Кордовы, заложенная еще в 785. Наиболее успешная ее перестройка была произведена в Х в. Это огромная (180 на 130 м) колонная мечеть, где 1293 колонны образуют 19 нефов. Колонны свозились со всей Испании из разрушенных римских построек, а 114 штук были привезены из Византии. В мечети нет главного входа, нет центральной оси, выделяющей главный неф, но именно эта черта создает особенное религиозное настроение. Обилие колонн создает впечатление бесконечности пространства. Характерно, что колонны, вопреки традиции, сложившейся со времен античности, не имеют опорных баз. Они как бы «вырастают из земли»; созданные из разноцветного мрамора, яшмы, гранита, порфира, они в верхней части снабжены подковообразными и полуциркульными арками, созданными из клинчатого кирпича двух цветов – белого и красного.

Архитектура мечети подчинена строгой и математически четкой логике. Такое сооружение могло быть построено только с учетом принципов, сложившихся в мусульманском зодчестве того времени, а также особенностей местного строительного материала.

Северная сторона мечети граничит с Апельсиновым двориком, где в X в. было устроено пять традиционных фонтанов для омовений. В XVI в. изгнавшие арабов испанские правители частично перестроили мечеть: на месте минарета находится башня Альминар (93 м), а центр мечети был разрушен для того, чтобы освободить место для католического собора.

Другим шедевром мусульманского искусства на территории Испании была Альгамбра – дворец властителей небольшого государства Насридов (1230–1492) и последний оплот мусульман на Пиренейском полуострове. Цитадель и дворец Альгамбра (аль-Хамра' – «красная», араб.), находилась в городе Гранада и была центром этого государства. Впрочем, Мухаммад ибн Наср, начиная в 1238 г. строительство дворца, разместил его не в центре города, а вдали от него - на вершине горы на месте берберской крепости (аль-касба'). Проект был чрезвычайно смелым, арабским инженерам надо было отрегулировать сток вод с гор Сьерра Невада таким образом, чтобы они питали каналы, фонтаны и пруды в дворцовом комплексе. А стены крепости – должны были надежно укрыть от посторонних глаз великолепие дворца эмира.

Мощные стены с невыразительными асимметрично расположенными башнями, в согласии с мусульманскими принципами являлись примером «скрытой архитектуры», формирующей замкнутый пространственный мир семьи или общины, недоступный случайному взору чужака или иноверца.

Планировка крепости, расположение и устройство стен, прямоугольных зубчатых башен и ворот с бастионами и ловушками, потайных входов и системы водоснабжения – все тщательно продумано с учетом рельефа местности, изобилующей источниками и растительностью. Альгамбра, включавшая собственную цитадель – Алькасабу (реставрирована в 1920), дворцы, мечети, бани, сады, жилые дома, погребальный сад – равду, в совершенстве воплотившая древнюю идею закрытого правительственного города, могла автономно существовать и защищаться.

Входивших в дворцовый комплекс встречала длань Фатимы ладонь с пятью пальцами, символизирующая 5 основ ислама. Это вера, молитва, пост, милосердие и паломничество.

И словно обещание рая в домах Насридов журчали фонтаны и цвели сады. Чистая вода была для живущих в Андалусии арабов самым большим сокровищем. Так выглядит летняя резиденция Насридов – Генералиф (Xенералифе). Слушать журчание воды в фонтанах и каналах считалось наивысшим счастьем. Основатель династии, построивший Альгамбру в начале XIII в., сделал воду главным элементом султанского дворца. Водные глади бассейнов, в которых отражаются купы вечнозеленых деревьев и кустов, нежно журчащие серебристые струи фонтанов в граненых алебастровых чашах, мощенные мрамором или глазурированными плитками полы двориков с цветниками и «бордюрами» нависающих черепичных кровель утверждают средиземноморскую принадлежность этой прекрасной архитектуры, исполненной гармонии, духовной чистоты и возвышенной поэтичности.

Красный замок, крепость, дворец, внутренний город представлял собой настоящий лабиринт из башен, двориков и залов, связанных друг с другом проходами, арками и галереями.

 

 

Миртовый дворик в Альгамбре.

В основе композиции комплекса лежала система дворов, расположенных на разных уровнях и группирующих вокруг себя постройки различного назначения, в том числе миниатюрную мечеть и классического типа бани с подземными купальнями и высоким двухъярусным купольным залом для отдыха. Сущность архитектуры Насридов: их тесную связь с природой отражал Миртовый дворик. Изыскано строгое по своему убранству внутреннее пространство с прямоугольным бассейном, обсаженным апельсиновыми деревьями и миртами, ограничено на торцовых сторонах грациозными портиками. Бьющие из фонтанов, сверкающие струи воды оживляют и дополняют вертикальный ритм колонн. Их отражение в зеркальной поверхности водоемов еще более усиливает впечатление легкости и хрупкости архитектурных форм. В этой атмосфере волшебной восточной сказки, покоряющей строгим спокойствием, внутренней гармонией и чувством меры, султан принимал знатных гостей.

Территория, на которой возводили дворец, изначально была ограничена с запада, востока и юга. Чтобы зрительно увеличить масштаб всего комплекса и практично разместить все его части, архитекторы Альгамбры выстроили все постройки дворца на основе одной и той же пропорции. Если на плане каждый объем комплекса представить в виде прямоугольника и связать все фигуры отношением стороны одного прямоугольника к диагонали другого, то получится последовательность фигур. Рисуя прямоугольник, мы проводим диагональ, затем рисуем второй прямоугольник, одна сторона которого равна диагонали первого. Четвертый прямоугольник в этой последовательности будет в два раза больше первого. А каждая из диагоналей составит квадратный корень из 2, 3, 4 и 5. Это логический ряд. Все в этой сложной системе помещений и внутренних двориков, вплоть до размещения каждой колонны, продиктовано данной системой пропорций.

Та же система пропорций используется в расчете высот. Самым высоким сооружением Миртового дворика является 45-м башня Комарес за северным портиком, внутри которой размещался официальныйдворец. Он выражал духовную суть исламского мира. Центром Комарес являлась золотая комната, - тронный зал, задуманный как алтарь, в ниши которого обычно восседал эмир. Здесь внутри создавалась копия мира с божеством в центре. Цоколь зала украшали изразцы. Стены прорезали ниши. А над залом возвышался купол из кедрового дерева, слоновой кости и перламутра, символизирующий семь небес ислама. Это творение невероятной красоты поражает искусным исполнением и изяществом. Повсюду по стенам бегут надписи, сделанные арабской вязью. В тронном зале султан встречался с политиками и дипломатами из других государств. Здесь же проходили заседания юридической администрации дворца. Каждый понедельник и четверг судьи заседали в мехрабе, зале правосудия. Там они разрешали споры, наказывали воров, и штрафовали мошенников. Южная стена фасада похожа на учебник по истории искусств: в котором художники увековечили высокое декоративное искусство ислама. Это и надписи куфической вязью, и растительные орнаменты, и фризы с геометрическими фигурами. Мастера черпали вдохновение в растительном мире. Подтверждением тому служат круглые гипсовые арабески с изречениями из Корана. До конца 13 в. каждый орнамент создавался вручную, позже мастера стали применять шаблон. Каллиграфия – единственный вид искусства признанный исламом. Среди надписей скрываются написанные арабской вязью стихи и послания. И повсюду повторяется надпись: «нет победителя кроме аллаха».

Арабески – специфические арабские орнаменты с характерным для них разомкнутым непрерывным пространственным развитием однородных геометрических, растительных, эпиграфических элементов. Они созвучны арабской классической поэзии и музыке и согласуются с мусульманской теологической концепцией «неопределенно продолжающейся ткани вселенной».

 

 

Львиный дворик в Альгамбре.

Мастерское использование воды в качестве декоративного средства, дополняющего кирпич и камень, встречаем мы в следующем дворике дворца, расположенном в хариме – запретном для посторонних жилом Дворце львов с залами и покоями. Центр харима – покоряющий соразмерностью и красотой композиции продолговатый Львиный дворик. В нем фонтан с 12 львами, 4 канала и портики с 124 тонкими колоннами.

Стены и арабески когда-то сверкали позолотой, киноварью, лазурью. Во времена Насридов все 124 мраморные колонны были покрыты золотом. Принимая культуру разных народов, султан не боялся заимствовать лучшее из богатого прошлого иноверцев. Так форма дворика напоминает клуатр христианского монастырского двора. Фонтан, поддерживаемый 12 львами, воспроизводит знаменитый фонтан Соломона из первого Иерусалимского храма, только силу и мощь иудеев символизировали быки, а мусульманские зодчие заменили их львами. Вода в фонтан двора поступает по четырем каналам, расположенным в форме креста. Вода струится под аркадами и отводится в другие помещения. 4 реки – символы рая, ибо, что есть этот дворик и окружающий его дворец, если не рай на земле.

Используя в качестве модуля священную для мусульман цифру 4, проектируя дворик, также выдерживали соотношение пропорций. Вновь совершенство образа достигнуто благодаря математике.

Это были интимные покои султана. Здесь он принимал друзей, виделся с родными.

Жены и наложницы вместе жили в гареме. Им было отведено только одно здание с внутренним двориком и небольшой нишей, откуда они могли видеть небольшой город у подножья холма. Так как ислам запрещал женщинам открывать лица, дабы не вводить в искушение мужчин, богатые женщины наблюдали за жизнью улиц из-за машрабия – резных решеток на окнах.

Отсюда они видели церемонию обрезания наследного принца. Слушали речи на официальных приемах.

Важный для мусульман обряд обрезания проходил в зале Двух сестер рядом с Львиным двориком. Купол этого зала украшен тончайшей паутиной из 4000 сталактитов.

Сталактитами украшен также зал Абенсеррахов (по имени одного из знатных семейств времен Насридов).

Стены обоих помещений украшены майоликой с росписью, потолки – резным стуком. Многочисленные сталактиты каскадами спускаются со сводов. Стены, арки, карнизы, в отделке которых использованы разноцветный мрамор и камень, окрашенный алебастр, мозаики и люстровые керамические облицовки, покрыты сложным узором из многоугольных геометрических фигур, причудливым переплетением стилизованных растительных мотивов и тончайшей вязью арабской каллиграфии.

Красоту и утонченность отделки сохранили султанские бани Комареса. Они работали по принципу античных терм: сначала шел зал для холодных омовений. Во второй зал подавалась теплая вода, а подача пара контролировалась при помощи маленьких отверстий в потолке. В конце располагались термы с горячей водой, где находились знаменитые султанские ванны. Рядом с банями султана размещались также общественные термы. Сюда часто приезжали гости из разных мест. Альгамбра была очень посещаемым местом.

Лучше всего яркие краски и щедрая позолота орнаментов сохранилась в комнатах отдыха, где гости встречались после бани. Такие бани как в Альгамбре были обязательным элементом исламской культуры. Здесь совершали ритуальные омовения перед молитвой и ежедневно мылись, поддерживая личную гигиену. Когда-то все стены дворца были такими же яркими. Изящные колонны и фризы были расцвечены самыми сочными красками. Из гипса были выполнены сложнейшие элементы декора, создававшие ощущение грота с естественными пещерными образованиями - сталактитами. Причем их неровность и кажущаяся несимметричность на самом деле, плод геометрических построений такой сложности, что никто из наших современников не рискнет воспроизвести эти украшения.

1492 стал фатальным годом для арабов: объединенные войска Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского окончательно изгнали их с территории Пиренейского полуострова. Однако восхищение европейцев перед памятниками мусульманского искусства породило стремление подражать ему. Еще в 13 в. сформировался стиль Мудехар, свидетельствующий о стремлении европейских мастеров использовать элементы орнамента, декоративной техники для украшения христианских зданий. Не остались в стороне и декораторы, которые оформляли интерьеры в «мавританском» стиле.

В свою очередь, мусульманские архитекторы, вынужденные покинуть Испанию, стали строить в Магрибе здания, в облике которых ощущалось стремление возродить облик покинутой ими Андалусии. Большое строительство началось при династии Альмохадов (1130–1269), которые покинули Испанию еще в 1212 и перенесли свою столицу в город Марракеш на севере Африки.

 

 

Мечеть Кутубия в Марракеше 12 в. Интерьер.

В XII в. в мирную жизнь средневековых государств активно вторглись монголы – еще один молодой народ, жаждавший обрести новые земли. Разрозненные племена монгольских кочевников сумел объединить и организовать Тэмуджин – талантливый полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу.

Объединяя монгольские, татарские, найманские племена Тэмуджин установил в степи новый закон – Ясу. В нем главное место занимали статьи о взаимопомощи. Добром считались верность и храбрость, а злом — трусость и предательство. Покоренные доблестным поведением своего предводителя кочевники – на объединенном съезде племен – курултае - у истоков реки Онон подняли Тэмуджина на белой кошме и провозгласили его великим ханом над всеми племенами с титулом Чингисхан.

С этого имени начался новый этап в истории средневекового Востока.

В истории искусства всего мусульманского мира одну из ярчайших страниц вписало искусство Средней Азии. Жестокий и грозный завоеватель Тимур покорив Иран, Азербайджан, Афганистан, Ирак, Сирию, Индию столицей своей империи, простиравшейся от Ганга до Средиземного моря, провозгласил Самарканд. Именно этому городу с 1370-х гг. суждено было стать центром огромной империи, а Средняя Азия пережила в XIV-XV вв. расцвет архитектуры и искусства.

Самарканд был важным торгово-ремесленным центром на протяжении последних 2 тысячелетий. Но в XII в. ордами Чингисхана город был фактически стерт с земли. Тимур, один из потомков великого монгольского полководца, не только восстановил город на прежнем месте, в долине реки Заровшан, он подарил ему великолепные мечети, площади, рынки, дворцы и гробницы.

Гордостью Самарканда была 44-метровая соборная мечеть, предназначенная для тысячи молящихся и получившая в народе название Биби-Ханым. Легенды связывали ее строительство с именем одной из семи жен Тимура. Правитель требовал, чтобы самаркандская мечеть превзошла величественностью все здания мира. Для работы над ней привлекались умельцы с разных концов света, 700 рабочих строили её в течение 5 лет. Р ассказывали, что недовольный владыка четыре раза приказывал разрушить индийскими слонами парадный портал перед мечетью. Строителям было трудно угодить чингисиду. Работы над храмом закончились в 1404 г. Изначально это был сложный архитектурный ансамбль, включающий стройные минареты, мечеть с огромной аркой, поддерживаемой восьмигранными минаретами и куполом в виде долек дыни, грандиозные входные порталы, сотни колонн. Время не пощадило этот замечательный памятник зодчества. Но даже в руинах он оставляет неизгладимое впечатление. Главным зданием ансамбля, противостоящим входу, была и увенчанная бирюзовым, как бы сливающимся с небом куполом. Особой величественностью, гармоническим чувством пропорций отличался интерьер. Мечеть Биби-Ханым свидетельствовала о смелости замысла и вдохновенном мастерстве создавших ее зодчих.

 

Медресе Улугбека. Регистан. Самарканд.

Мечеть стала украшением центра города, где при Тимуре начал формироваться непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль – Регистан. При жизни правителя площадь оставалась песчаной. Но именно здесь пересекались 6 важнейших караванных путей и именно сюда подходили бесчисленные караваны со всех концов мира. Три медресе были построены позже. Самое красивое среди них принадлежит внуку Тимура – талантливому математику и астроному – Улугбеку. Планировка медресе в значительной мере объяснялась замкнутым характером высшего мусульманского учебного заведения, в котором студенты не только учились, но и жили. Открытый прямоугольный двор окружен двухэтажными зданиями, где расположены кельи для учащихся. Они выходят во двор открытыми лоджиями. В середине каждой стены высятся четыре айвана, служившие местом для занятий. Медресе Улугбека отличается стройностью пропорции, единством архитектурных форм и изысканной красотой мозаик, сохранивших более чем за пять веков своего существования всю прелесть и свежесть чистых красок. Над симметричной площадью, и медресе, открывавшимися навстречу друг другу нарядными порталами трудилась интернациональная команда. Мастера по керамике из Дамаска и Азербайджана. Эксперты по мозаике из Исфахана. Штукатуры из Дели. Каменотесы из Анатолии. Это было время тесного переплетения религии, политики и искусства.

Торжественно монументальна усыпальница Тимуридов—Гур-Эмир в Самарканде (нач. 15в.). В этом здании господствуют простые архитектурные объемы: на восьмигранном основании и цилиндрическом барабане возвышается огромный ребристый сине-голубой купол. Внутреннее убранство мавзолея чрезвычайно богато: стены облицованы мрамором, резным стуком, покрыты орнаментальными росписями, вокруг надгробий расположена ажурная мраморная ограда, резные деревянные двери отличаются тончайшей ювелирной работой. Многое в декоре характерно только для Самарканда. Например, сталактитовые ниши выполнены из позолоченного папье-маше. Оригинальны мотивы орнаментов. Строгой красотой выделяется надгробие Тимура из темно-зеленого нефрита. Рядом с ним покоятся его сыновья и внуки, а также наставник правителя ходжа Саид-Берке из Медины. Все стены покрыты куфическими надписями с текстами из Корана. Одна из них переводится так: «Счастлив тот, кто откажется от мира раньше, чем мир откажется от него».

 

Шах-и-Зинда зодчий Али из Несефа XIVв.-1 пол. XV в. Узбекистан

За городом расположен комплекс усыпальниц, (мавзолеев) духовенства и знати Шах-и-Зинда (14— первая половина I5в.). Расположенные по крутому спуску холма, мавзолеи представляют собой небольшие портально-купольные сооружения, близкие по характеру, но не повторяющие целиком один другого. Ансамбль создает возвышенный поэтический образ. Архитектурный декор здесь доведен до совершенства. Бесчисленными переливами сверкают поливные изразцы голубых куполов и порталов, покрытых разнообразным узором. Сочетание простых архитектурных форм с изощренной декоративной фантазией придает ансамблю Шах-и-Зинда неповторимое очарование.

Зодчество Средней Азии конца XIV — начала XV в. находилось в тесном взаимодействии с архитектурой соседних стран и оказало на нее большое влияние.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.