Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура Индии в период правления Великих Моголов






XIII веке исламские завоеватели дошли до Индии, захватили Север страны и распространили свою власть к XV в. на районы Декана. В это время страна переживала подъем в экономике и культуре. Правители мусульманских династий пытались распространять ислам, разрушали многие индуистские храмы, иногда переделывали их под мечети. Но затем в северной Индии началось широкое строительство, и стала формироваться средневековая индийская архитектура нового типа. Она имела общие черты с мусульманской архитектурой других стран Востока и в то же время отличалась большим разнообразием.

В индийское зодчество из Ирана и Средней Азии проникли новые типы культовых построек: мавзолеи, мечети и медресе. Мусульмане принесли с собой применение кладки на растворе, что позволило ввести новые конструкции (купола и стрельчатые арки). Широкое распространение получили здесь сводчатые перекрытия, консольные ниши – сталактиты и разного рода декоративный орнамент. Однако, работавшие на строительстве индийские мастера, приспосабливали к новым требованиям свои традиции, формы и приемы. Так в качестве конструктивного приема в Индии широко применялась постановка здания на платформе, купольное святилище окружалось четырьмя павильонами – тип «Патч-ратна». Часто использовались сочетания различных сортов материала (например, мрамора и песчаника), ажурная резьба по мрамору. Продолжая старые традиции, индийские зодчие широко включали в архитектурные комплексы водоемы, цветники, массивы зелени.

 

 

Минарет Кутб-Минар в Дели.

Первый по величине и важности мусульманский архитектурный комплекс сохранился в Дели. Он относится к началу XIII в. и характеризуется высокой башней – гигантским минаретом Кутб-Минар. Строительство его было закончено примерно в 1230 г. Диаметр его основания – 16 м; в 1794 г. он был высотой более 70 м. Позднее при его восстановлении высота увеличилась до 73 м. Минарет представляет собой башню пучкообразной формы с пятью ярусами балконов, украшенных сталактитами. Нижний балкон находится на высоте – 33 м, второй – 49-ти, третий – 63 м, четвертый – на высоте 71 м. Ярусы постепенно уменьшаются, как по высоте, так и в диаметре. По вертикали башня орнаментально расчленена 24 прямоугольными и круглыми выступами.

В декоративном оформлении минарета полихромность достигается благодаря сочетанию разных строительных материалов – желтого известняка и красного песчаника. На красном фоне вырезаны арабские надписи. Цветовое впечатление усиливают эффекты светотени: нижний отрезок башни сложен из полуколонн, чередующихся с выступающими углами, второй только из полуколонн, третий – из выступающих углов. Над третьим ярусом в него вделаны полосы из белого мрамора.

Мечеть Куттуб-ад-Дина, переделанная из древнего храма Вишну имеет высокий портал со стрельчатой аркой-айваном. Высеченный в камне орнамент выполнен местными мастерами по мотивам индийской флоры. Каменные столбы интерьера напоминают своим силуэтом колонны индуистских храмов, но фигурные изображения были стесаны с них при появлении мусульман. Индийские пластические традиции сочетаются здесь со строгими геометрическими членениями исламской архитектуры. Рядом расположена знаменитая железная колонна, установленная еще при Гуптах и совершенно не поддающаяся коррозии.

Большое распространение получил в эту эпоху и тип наземной усыпальницы-мавзолея. Одним из самых ранних памятников является мавзолей Шах Рукн-и-Алам в городе Мультане (Северный Пакистан). Это монолитное сооружение крепостного типа: у него мощные стены с полубашнями, низкий и широкий купол, напоминающий полусферу ступы. Очень красив и хорошо сохранился мавзолей Шер-шаха (1540-1543). Он сделан из древнего строительного материала – чунарского песчаника, и в плане представляет собой восьмиугольник. Пропорции этого мавзолея исключительно гармоничны. На ступенчатом основании стоит двухэтажное здание, поддерживающее купол. Маленькие купола, которые повторяют вид большого купола, венчают мавзолей и представляют ступенчатый подъем к куполу.

 

 

Мавзолей Шер-шаха.

Второй период развития индийской архитектуры был обусловлен нашествием Бабура, одного из потомков Чингисхана и Тимура. Грозный правитель монгольской династии, базировавшейся в Персии, провел свои войска через территорию современного Пакистана на север Индии и одержав победу над индийской династией Лоди в битве при г.Панипат в 1526 году, всего за четыре года заложил фундамент империи, которая имела неограниченную власть над большей частью Индии на протяжении последующих 300 лет. В Индии завоеватели из монголов превратились в моголов, а их художественные вкусы, воспитанные на персидских произведениях искусства, обогатились опытом покоренной страны.

 

Гробница Хумаюна.

 

Первым опытом соединения разных традиций стала гробница сына Бабура Хумаюна. Место для мавзолея было выбрано самим Хумаюном, хотя гробница с 1565 г. по 1573 г. сооружалась его овдовевшей супругой Хамидой Бану Бегум. Возводили ее мусульманские зодчие Мирза Гийас, Саид Мухаммад и его отец Мирак Гиятхуддин, на проект которых, очевидно, повлияли самаркандские постройки Тимуридов. Восьмиугольная гробница была построена из красного песчаника и увенчана колоссальным двойным 43-метровым куполом из белого и черного мрамора на платформе с колоннадами и рядом ячеек с арочными проемами. Следуя персидскому обычаю, мавзолей разместили в прекрасном саду. Гробница окружена широкими зелеными, ровно подстриженными газонами, аккуратно и точно распланированными. Но символика сада была необычна. Словно в райском саду, 7 -метровую каменную платформу, на которой возвышалась гробница, окружали каналы, разделявшие весь сад на 36 квадратов с фонтанами.

 

 

Гробница Хумаюна

Впрочем, перерабатывая иностранные образцы, индийские строители проявили местные особенности. В здании использовано перекрытие «Панч-ратна», а при облицовке вместо поливных изразцов, характерных для памятников Тимуридов был использован красный песчаник в сочетании с белым мрамором, полива же скромно использовалась лишь в медальонах, украшающих тимпан портала. В отличие от фронтальных самаркандских мавзолеев, обозримых главным образом с фасада, мавзолей Хумаюна был трактован объемно.

С сына Хумаюна Акбара в Индии началась эпоха небывалого строительства. В период его правления персидские черты слились с индусскими и буддийскими традициями, в результате чего возник стиль столь же неповторимый и эклектичный, как сама личность Акбара. Сначала правитель построил форт Агру, а затем в 70-х гг. XVI в., в 37 км западнее Агры, начал строительство новой резиденции – Фатехпур-Сикри, города без улиц, где существовали одни дворцовые постройки среди садов. Крепостные стены из красного песчаника, соборная мечеть с мощной оградой, триумфальные ворота «Буланд-Дарваза»– пример сооружений внушительных и величавых, отражающих рассвет монументального стиля времени Акбара.

Архитекторам, ремесленникам и строителям со всех концов страны было разрешено воплощать свои идеи и местные архитектурные традиции под общим доброжелательным, но строгим надзором. Смешение индусского и мусульманского стилей привело к единству, которое объясняется использованием одинакового материала для строительства - красного песчаника, добывающегося на вершине гребня, на котором был возведен город.

Возможно, прошлый опыт кочевничества повлиял на частые смены столиц в империи Моголов. Во всяком случае, в разное время, главными городами страны были Дели и Агра. В начале XVII в. большое строительство ведется в Лахоре, Мультане и других городах северо-западной Индии. Так, в Лахоре созданы грандиозные ансамбли мечети Бадшахи-Масджид, мавзолея Джахангира и знаменитые могольские парки.

Индийские традиции крепостной архитектуры нашли отражение в Красном форте в Агре и в форте Дели. Знаменитый Красный форт представлял собой комплекс приемных залов и жилых построек, расположенных среди парков и цветников и обнесенных красной песчаниковой стеной с башнями. Акбар усилил крепость, обеспечил надежную защиту крепостных ворот, при нем проходы были обрамлены башнями и украшены шлемовидными куполами наверху.

Сын Акбара Джахангир не был выдающимся строителем, но предпочитал выражать свою индивидуальность в разведении многочисленных садов. При нем Красный форт украсили цветники, напоминающие узоры орнамента. Во внутренних двориках были даже водопады. Он также сменил величественный аскетизм песчаной архитектуры Акбара на изящество и блеск чистого и белого мрамора. Именно к этому материалу обратился преемник Джахангира Шах-Джахан.

 

 

Диван –и-ам в Красном форте

Шах-Джахан стал рьяным строителем из песчаника и мрамора и довел традиции могольской архитектуры до их вершины, что проявилось в знаменитом мавзолее Тадж-Махал в Агре.

Шах-Джахан, рожденный в год тысячелетия ислама, верил в свое особое предназначение и находил удовольствие в архитектурных замыслах. В Красном форте он возводил парадные здания, совершенно не приспособленные к нуждам обороны. Например, построенная для него башня Ясмин – это уже не фортификационная башня, но двухэтажный восьмиугольный павильон, увенчанный золотым куполом, в котором правитель давал частные приемы близким и доверенным людям.

Среди зелени форта архитекторы Шах-Джахана свободно разместили два одноэтажных павильона – красный Диван-и-ам (зал общественных приемов) и беломраморный Диван-и-кхаси (зал частных приемов). Их наружные стены прорезанные аркадами открывались в сторону симметрично разбитых цветников, интерьеры щедро украшались резьбой и инкрустацией. По углам крыш были поставлены шатры, похожие на те, что венчают главный вход. Во всем проявлялось стремление к изяществу, роскоши, декоративизму. Мраморные решетки на окнах своей изысканностью напоминали изделия из слоновой кости. Пилоны арок, бордюры вокруг бассейнов с ароматической водой, стены были украшены инкрустациями из драгоценных камней.

Даже вернув столицу в Дели в 1638 г., Шах-Джахан не прекращал строительство в форте. Комплекс любимой резиденции был дополнен Жемчужной мечетью или Моти-Масджид, весьма элегантным сооружением не смотря на его огромные размеры.

Мавзолей Тадж-Махал, воздвигнутый по велению Шах-Джахана для его рано умершей любимой жены Мумтаз, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа. Шах-Джахан тщательно выбирал и корректировал проект мавзолея, обращаясь к лучшим в то время зодчим Востока. Основной замысел проработал Устад Мохаммед Иса Эффенди - турок, ученик Синана. В разработке проекта участвовали мастера Индии, Средней Азии, Персии, Аравии. Предшественники Шах-Джахана построили много великолепных мавзолеев. Тадж-Махал словно вобрал в себя лучшие элементы монументов, построенных предками, начиная от традиций Тимура до ближайших предшественников Могола. Прообразом минаретов послужили минареты усыпальницы его отца. Мавзолей его прадеда также имел 4 башни, окружающие главный купол. 4 главных портала напоминают мавзолей его деда - Хумаюна. Купол Гур-Эмира напоминает главный купол мавзолея. Разные прототипы соединились в абсолютной гармонии. Шах-Джахан сам выбрал место для неслыханного мавзолея ниже Агры на правом берегу Джамуны.

Чтобы защитить будущий памятник от природных стихий, инженеры Могола на месте строительства выкопали глубокие колодцы, пройдя слой грунтовых вод. Колодцы они заполнили камнями и известковым раствором. На этот фундамент поставили каменные колонны, которые связали массивными арками. Создав прочную каменную подушку, тщательно выровняли фундаментную плиту здания. Но, даже защитив Тадж-Махал от течения реки, строители трудились над всем комплексом 16 лет: с 1631 по 1647 год; И пока владыка строил на века свой символ вечно живой любви, на строительстве было постоянно занято около 20 тысяч рабочих.

Возведенный в саду, что являлось обязательным при строительстве могольских гробниц, мавзолей был размещен ближе к началу сада, чем к его центру, создавая впечатление пространственной глубины и перспективы при взгляде на фасад с прекрасно выдержанными пропорциями. Четыре минарета, окружающие центральное строение, образуют пространственную раму для арочного фасада и устремленного вверх купола.

Мраморная платформа гордо возносит восьмиугольное здание над аккуратно подстриженными лужайками, стены, выложенные белым полированным мрамором, зрительно кажутся еще более легкими и ажурными благодаря глубоким двухъярусным нишам. Углы Тадж-Махала срезаны, а четыре небольших купола подчеркивают совершенство самого высокого луковичного центрального купола, который достигает высоты 74, 2 м. Он выложен рядами каменных колец, скрепленных раствором без использования каркаса и колонн. Вся тяжесть купола опирается на каменную кладку под ним. Толщина стен купола – 4 м, его собственная высота более 40 м, но благодаря мраморной отделке, он будто парит в воздухе.

Архитекторы построили его с использованием некоторых оптических иллюзий. Впервые посетитель видит Тадж-Махал через арку въездных ворот. По мере приближения кажется, что усыпальница уменьшается, а когда вы уходите кажется, что она приближается. Местные экскурсоводы говорят: «Когда вы уходите, вы уносите Тадж-Махал в своем сердце. Оптический трюк был использован при постройке минаретов. Они слегка отклонены в сторону. Если бы они стояли вертикально, казалось бы что они склоняются к мавзолею. Отклоняясь друг от друга, они выглядят идеально вертикальными. Но здесь есть еще одно преимущество. В случае землетрясения они упадут в сторону и не разрушат гробницу.

 

 

Мавзолей Тадж-Махал в Агре.

 

Белый цвет, использованный для мавзолея, символизировал просветленность, земное воплощение небесного дома, где навечно упокоилась Мумтаз-Махал, а также её духовность и чистоту. Сад символизировал рай, каким его описывает Коран. Две аллеи делят весь сад на 4 части. Каналы вдоль аллей символизируют райские реки, упоминаемые в Коране. На пересечении каналов находится бассейн, он символизирует небесное озеро, из которого души верных утоляют жажду, попадая в рай. 8 вариантов рая представлены в 8 залах, окружающих центральный зал под куполом. Здесь за мраморной ширмой ажурной работы был установлен кенотаф Мумтаз-Махал. Кенотаф – ложная гробница, настоящая усыпальница возлюбленной Великого Могола скрыта в секретной подземной камере под мавзолеем, где покой умершей никто не мог потревожить.

Создавая неземную гробницу для земной правительницы Шах-Джахан не экономил на расходах. Мрамор, имевшую особенность изменять цвет в зависимости от освещения: при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым, добывали в 300 км от стройки. Украшая порталы каллиграфической вязью с традиционными для ислама сурами из Корана, в убранстве стен правитель применил любимую им инкрустацию из самоцветов. Полупрозрачный белый мрамор украсили растительные узоры, выложенные из драгоценных и полудрагоценных камней. Сердолик привозили из Ирака, зеленый нефрит из Китая, ляпис-лазурь и сапфиры из Шри-Ланки, яшму, бирюзу и малахит из Тибета, агат и аметист из Йемена и Персии, 43 вида различных камней присутствуют только в облицовке гробницы.

Веря в возможность воссоединения с любимой в раю, индийский владыка не только чтил память возлюбленной, но и отдавал дань уважения религии, в год тысячелетия которой он родился. Превратив территорию мавзолея в райский сад, саму усыпальницу он уподобил божьему престолу. Прижизненные миниатюры правителя часто представляют его восседающим на Могольском престоле. Этот богато украшенный инкрустацией тронный зал в Красном форте, в Дели, до сих пор хранит Павлиний трон, запечатленный на многочисленных портретах Шах-Джахана. Его изготавливали 7 лет. Любопытно, что форма индийского трона, явно перекликалась с композицией мавзолея. Высокая платформа трона, усыпанная драгоценностями, среди которых ярче всех блистал легендарный бриллиант Кох-и-Нур, также как и архитектурный шедевр демонстрировала неслыханные богатства Моголов. Тонкие колонны, поддерживавшие изящный балдахин напоминали стройные 40-метровые минареты, обрамлявшие усыпальницу. Также как правитель восседал на троне в Дели, бог, восседающий на небесном престоле должен был встретить любящих в раю.

Любопытно, что правитель не собирался ограничиваться гробницей жены. Он предполагал перекинуть через Джамуну мост из серого мрамора и на противоположном берегу построить такую же усыпальницу из черного мрамора для себя.

К сожалению, свергнутый с престола собственным сыном Аурангзебом, Шах-Джахан провел остаток жизни в заточении. Его замысел не был осуществлен. Одухотворенный великой любовью памятник остался в одиночестве, по словам поэта «слезой на щеке истории», а Великий Могол нашел покой рядом с супругой в центральном зале построенной им самим гробницы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.