Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация групп






 

  1. Петровский (по типу отношений)

I уровень: диффузная группа (отношения определяются симпатиями или антипатиями)

II уровень: ассоциации (отношения опосредуются личными целями)

III уровень: корпорации (отношения опосредуются личными целями)

IV уровень: коллектив (отношения опосредуются общественно ценным содержанием групповой деятельности, которые являются личностно значимыми).

Под эту классификацию не подходят большие группы.

 

  1. Андреева

- условные

- реальные

Реальные подразделяются на лабораторные (не бывают большими) и естественные

 

  1. Парыгин выделяет виды общности

- макрообщность, которая делится на

* историческое общность

* этническая общность

- медиообщность (социальные организации и социальные институты)

* социальные организации

* социальные институты

- микрообщность

* семья

* первичный трудовой коллектив

* учебная группа

* дружба

 

4. Социальные и несоциальные

Под несоциальными понимается, когда люди находятся в одном и том же месте, ситуации, но они не взаимодействуют, но влиять друг на друга могут. В рамках несоциальных групп исследуется феномен социальной фассилитации.

 

Характеристики группы как системы

- число элементов

- отношения между людьми

- иерархия

- разделение труда

- совместная координация, деятельность

- организация и управление группой

- групповые нормы и ценности.

 

Этнические гр. Примером больших социальных групп, значимых в историческом процессе, являются различные этнические группы. Традиция исследования психологии этнических групп восходит к работам В. Вундта по < психологии народов>, где < народ> интерпретировался именно как некоторая этническая общность. Вундту принадлежит и постановка вопроса о том, что методом исследования психологии этнических групп должно быть исследование мифов, обычаев и языка, поскольку эти же самые образования составляют и структуру психологии этнических групп. После Вундта в западной психологии возникло много новых подходов к изучению этой проблемы, главным среди которых явился подход, развитый в рамках культурантропологии. Наиболее разработанным вопросом оказался вопрос о психическом облике наций. При исследовании национального характера в качестве элемента психического склада, он может быть рассмотрен лишь как фиксация каких-то типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы. Речь идет только о степени выраженности той или другой черты в этом наборе, о специфике ее проявления. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возникает инерция, из-за межпоколенной передачи опыта. Основной сферой проявления национального характера является разного рода деятельность. В этнических группах фиксируются также темперамент и способности, другие особенности, но в исследованиях этой области необходима осторожность. Однако этот вопрос до сих пор не решен в социальной психологии однозначно: некоторые исследователи вообще отрицают правомерность выявления специфики темперамента и способностей для различных этнических групп, это заявление основано на многочисленных исследованиях проблем наций. Ошибочно привязывать определенный тип темперамента к определенной этнической группе. Вопрос о способностях как элементе психического склада этнических групп вряд ли правомерен: 1 связан с полит.спекуляциями, основанными на расизме и шовинизме, 2 при равных культурных возможностях для реализации своих потенций средние достижения членов каждой этнической группы приблизительно одинаковы. Осторожность должна быть присуща и исследованиям особенностей этнических групп.

Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу.

Этноцентризм - склонность воспринимать все жизненные явления с позиции своей> этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении. Характер, который приобретает этноцентризм, зависит от типа общественных отношений, от содержания национальной политики, от исторического опыта взаимодействия между народами. Социально-психологический анализ формирования этнических стереотипов, поможет борьбе негативными явлениями.

Важной характеристикой психологии этнических групп, устанавливаемой социальной психологией, является относительность психологических различий между группами

 

 

Проблема коллектива. В марксистском обществоведении к. выступал как специфическая форма организации людей социалистического общества. В соц.пси развитие группы рассм. Как достижение ею высшей стадии, к-рая наз. К. А.С. Макаренко полагал наличие соц-позитив. Деятельности, отвечающей потребностям общества, важнейшим признаком к. Люди, входящие в к., обладают общей направленностью, целеустремленностью, к-рая позвол. Создать организацию с органами управления и распределением функций. Совместная деятельность явл. Фактором, образующим к. и опосредующим всю систему отношений между его членами.

Признаки: целостное добровольное объединение людей, обладающее некот. Системой деят-ти и такими взаимоотнош-ми, что развитие личности в этом объединении происх. Не вопреки, а вместе с развитием к.

Г.М.Андреева полагает, что анализ характеристик к. способствует ликвидации того разрыва, к-рый образовался в традиц. Соц.пси между исследованием групп и исследованием процессов.

 

Стадии и уровни развития коллектива. В отечест псих существует несколько " моделей" развития группы, фиксирующих особые стадии и уровни в этом движении. Так Петровский А.В. представляет группу как состоящую из трех страт (слоев), каждый из к\р харак-ся определеным принципом построения отношений м\у членами гр. Первый слой - непосредственные контакты. Основанные на эмоцион приемлемости, во втором слое отношения опосредуются характером совместной Д; третий слой - он назвал его -Ядром гр - развитие отношений основано на принятии всеми чл гр единых целей групповой Д. это высший уровень развития гр. и позволяет констатировать его как коллектив, " деятельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива".Были внесены позднее уточнения в анализ многоуровневого строения гр с целью иерархизировать различные процессы в гр. В этой редакции уровни стоят в обратном порядке, начиная с хар-ки ядерных отношений.Центральное звено гр структуры - образует сама предметная Д гр.(социально-позитивная) и в ней три критерия: 1-участие в общественном разделении труда- это основная общественая функция; 2- оценка соответствия гр социальным нормам; 3- способности гр обеспечить каждому члену возможность полноценного развития Л. Второй слой гр структуры ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство). Третий слой фиксирует собственно межличные отношения опосредованые Д. 4-тый фиксирует поверх-тные связи м\у членами гр, построенные на эмоц контактах. Уманский Л.И. на основе стадийного развития гр исследовал уровни развития гр. выделил несколько обязательных параметров: направленность коллектива; организованность; подготовленность и психологическую коммуникативность.

Главным системообразующим признаком коллектива деятглъностное опосредствование межличностных отношений.

Согласно теории А.В.Петровского, соц.группа в своей совместной и соц-значимой деят-ти конструирует и изменяет с-му межличностных отношений и межличностного взаимодействия, становится коллективом. Межличностные отношения образуются деят-тью группы.

Теория интеракционизма полагает, что для успешной совместной общественной деятельности индивиду необх.предвидеть реакцию партнера на то или иное своё

действие, т.е. требуется рефлексия как способность поставить себя на место другого, усвоить отношение других к себе.

В отеч.пси принят принцип единства общения и деятельности. Деят-ть организуется и обогащается посредством общения. Для посторения плана совместной деят-ти от каждого её участника требуется оптимальное понимание её целей, задач, уяснение специфики её объекта и возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.

Психологическая структура СД включает ряд состав ляющих: общие цели, мотивы, действия и результаты.

Общая цель совместной деятельности - центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, которо го стремится достигнуть общность индивидов (групповой субъект). Общая цель может распадаться на более частные и конкретные зада чи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъекта к цели.

Обязательным компонентом психологической структуры СД является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила).

Следующий компонент совместной деятельности - совместные действия, т.е. та ре ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (опера тивных и достаточно простых) задач СД.

Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный ее участниками.

 

 

Групповая сплоченность.

Сплоченность начал изучать Фестингер. Он изучал ее в связи с теорией когнитивного диссонанса.

Существует 3 подхода к сплоченности:

  1. Сплоченность как межличностная аттракция (определяется частотой взаимодействия, стилем руководства, наличием угрозы в группе, фрустрацией и т.д.)
  2. Сплоченность как результат мотивации принадлежности к группе (ожидаемые выгоды от принадлежности к группе, сравнения пользы от разных групп0
  3. Сплоченность как ценностно-ориентационное единство (проявляется и развивается на основе совместной деятельности).

 

Тейлор выделил следующие факторы сплоченности:

  • степень эффективности и согласованности действий в группе
  • наличие дружбы и симпатии
  • наличие инструментальных целей группы

 

Другие авторы добавляют:

- сходство взглядов, ценностей, установок

- сходство отношения к групповым целям

- стиль взаимодействия в группе (кооперация/конкуренция)

- характер руководства и принятий решений

- величина группы

- престижность группы

- групповая деятельность как фактор

- соперничество с другими группами

- враждебное неприязненное отношение общества к этой группе

 

Чем выше сплоченность, тем эффективнее функционирует группа. Однако сейчас обнаружили, что некоторые группы, будучи очень сплоченными, стимулируя конформизм, становятся менее адаптивными, чем те группы, где есть разногласия во мнениях

Феномен группового давления. Назван в соц псих феноменом конформизма. О конформности говорят, когда существует конфликт м\у мнением индивида и мнением гр. и преодоление конфликта в пользу группы. Мера конформности - это мера подчинения гр в том случае, когда противопоставление мнений воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность - когда индивид принимает мнение гр лишь внешне, а на самом деле ему сопротивляется. И внутреннюю (это подлинный конформизм) когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Вот эта внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта в пользу гр. Исследуя конформность обнаружили позицию негативизма, когда индивид сопротивляется давлению гр, занимает независимую позицию. Но негативизм не есть подлинная независимость. Это конформность наизнанку. Пытаясь любой ценой противостоять гр, он фактически вновь зависит от гр, он привязан к гр мнению. Конформности противостоит лишь самостоятельность и независимость. Исследовал конформность Соломон Аша в 1951 г. (студенты определяли длинну нити). Дойч и Джерард выделили два вида гр влияния: 1)- нормативное - когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается как норма; 2)-информационное - давление оказывает меньшинство и члены гр рассматривает его лишь как информацию, на основе которой каждый должен сам осуществить свой выбор.(когда ситуация неоднозначная и мы не знаем как нужно себя вести; недостаток времени, а ситуация кризисная т.е нужно быстро принимать решения)Другого человека и группу людей мы воспринимаем как группу экспертов.Шериф в 1935г проводил исследование по формированию определения гр норм. Даже после распада гр, они продолжали действовать. Силен страх быть изгнаным из гр и чел стремится поддерживать нормы гр. (темная комната со светлой точкой. Гр говорит одно, а чел видит другое).При нормативном влиянии чел меняет поведение, но не обязан менять когниции. При информативном влиянии - уступает мнению других членов больше чем своему собственному, т.е. подчиняется гр.

Одним из решающих факторов. Определяющим вероятность того, что мнение индивида окажется комформным к мнению большинства, является единодушие этого большинства. Если к индивиду присоединяется хотя бы 1 человек с альтернативным мнением, то тенденция подчиниться ошибочному с точки зрения индивида суждению большинства резко падает. Это происходит даже если единодушие разрушено не союзником, т.е альтернативное мнение второго человека не совпадает с мнением индивида.

Меньшинство, не поддерживающее какую-либо норму, тоже может изменить мнения.

С. Московичи изучал влияние меньшинства 76 г. Его интеракционистская модель полагает, что влияние – двусторонне направленный процесс взаимодействия меньшинства и большинства. В социальном взаимодействии стороны поочерёдно оказываются в позиции субъекта и объекта влияния. Меньшинство создаёт конфликт, который стимулирует группу к развитию и лучшей адаптации, а большинство способствует стабилизации группы.

Влияние меньшинства обеспечивается опред. поведением:

- представители меньшинства должны представлять ясную позицию о проблеме, чёткую альтернативу

-люди должны твёрдо её придерживать, постоянно сопротивляясь влиянию большинства.

2 типа постоянства в поведении меньшинства:

1. постоянство во времени каждого индивида. Каждый человек в группе не должен менять своё мнение в течении времени, пока большинство давит.

2. синхронная последовательность. Люди в меньшинстве должны быть согласны между собой.

Важный фактор, влияющий на успешность меньшинства: готовность меньшинства к компромиссу, т.е меньшинство показывает большинству, что они готовы к дискуссии и могут немного уступить.

Фактор реалистичности: информация от меньшинства должна восприниматься как обоснованная, логичная, а меньшинство, как уверенное в своей правоте.

Немед 77 г.: если в меньшинстве 1 человек, то его воспр. Как уверенного, но некомпетентного. А с увеличением кол-ва в меньшинстве восприятие уверенности уменьшается, а компетентности увеличивается.

Меньше 3 человек- влияние мало.

Меньшим доверием пользуется то меньшинство, которое принадлежит к чужой группе.

 

 

Теории лидерства. Прежде всего разведем понятия «Лидер» и «Руководитель»: 1.Лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в гр, руководитель регулирует отношения гр как некой социальной организации; 2)- лидерство можно констатировать в условиях микросреды, руководство - это элемент макросреды (вся система общественных отношений); 3)- лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается, либо избирается; 4) лидерство менее стабильно, зависит от настроения гр, руководство более стабильно. И т.д. Лидерство - это чисто психологическая характеристика поведения. Лидер демонстрирует более высокий уровень активности, влияния, участия. Выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции.Существует три основных подхода в понимании лидерства. 1) «Теория черт» - (харизматическая теория -от слова харизма - благодать)-предполагает врожденные качества лидера. По этой теории лидером становится чел обладающий определенным набором качеств или совокупностью определенных психологических черт. Ученые долго пытались фиксировать необходимые лидеру черты, но эта задача так и осталась нерешаема. (Бэрд, Стогдилл, Дженингс).2) «Ситуационная теория лидерства» - эта теория не отбрасывала полностью теорию черт, но утверждала что в основном лидерство - это продукт ситуации. Идея о врожденности качеств была отброшена и принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие такой черты может быть и у любого др лица). Эту теорию критиковал Ж.Пиаже, при таком подходе лидеру не нужна активность, он превращался в «флюгера». И тогда решили считать главным моментом появление лидера выдвижение его группой, именно она группа, ожидает от него проявления в данной ситуации необходимой черты. (Хартли - 4 модели лидеров).

3) Компромиссы м\у этими двумя вариантами - «системная теория лидерства».

Рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в гр,

а лидер - как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство

интерпретируется как функция гр и изучать его необходимо с точки зрения целей и

задач группы. Но и структура личности лидеров тоже при этом учитывается.

Отечественные исследователи рассматривают феномен лидерства в контексте

совместной гр Д, при этом у лидера отмечают не наличие каких-то особых черт, а

наличие более высокого уровня влияния.

Стиль руководства. Стили руководства получили обозначения «авторитарный», «демократический» и «попустительский», «авторитарный стиль» - Деловые краткие распоряжения. Дела в гр планируются заранее во всем объеме. Запреты без снисхождения, с угрозой. Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны. Четкий язык, неприветливы тон, голос руководителя решительный. Похвала и порицания 8-ны, эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера - вне группы. «Демократический стиль» - Инструкции в форме предложений, Мероприятия планируются не заранее, а в группе. Речь не сухая. Тон товарищеский. За реализацию предложений отвечают все. похвала и порицание с советами. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. " Попустительский стиль" -дела в гр идут сами собой, похвала и порицания отсутствуют, лидер не дает указаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера незаметна. Понятно. Что эта схема не охватывает всех сторон и всех проявлений стиля руководства. Специфика группового принятия решения. Этот процесс тесно связан с проблемой лидерства и руководства. Принятие решения - одна из важных функций руководителя, а организация гр на принятие такого решения - особенно сложная функция. Доказано, что гр решения более эффективны, чем индивидуальные. К.Левин исследовал роль гр дискуссии на принятие гр решения (эксперим с домохозяйками)- лекция и гр дискуссия. При пассивном прослуш лекции в гр не возникало социальной нормы, которой бы в дальнейшем члены гр следовали. А при гр дискуссии каждый чувствовал себя включенным в принятие решения. Оно превращалось в гр норму. Эффект стал возможным потому, что решение не было навязано, а было принято гр. Практика и ценность такого подхода давно осознана и закреплена в пословицах (ум хорошо, а два лучше). Осборн предложил новую форму гр дискуссий «мозговую атаку».Суть -руководитель разбивает гр на две части: «генераторы идей» и «критики». Цель -получить как можно больше разнообразных предложений. Гордон предложил метод синектики - метод соединения разнородного. «Синекторы» - своеобразные затравщики дискуссии, это люди наиболее активно заявляющие свою позицию в группе их 5 - 7 чел. Цель - выработать прямо противоположные, взаимоисключающие предложения, в ходе дискуссии крайности отбрасывают и принимают решение удовлетворяющее всех. Феномен Группового Мышления

Огруппление мышления - режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий

Особенно это верно, когда у членов группы сильна потребность в единстве, когда они изолированы от противостоящих идей и когда руководитель дает понять, что он хочет от группы. Главный принцип огруппленного мышления: чем сильнее дружеская сплоченность группы, принимающей важные решения, тем сильнее опасность, что независимое критическое мышление будет вытеснено огруппленным мышлением, которое с большей вероятностью приводит к иррациональным и антигуманным действиям, направленным против внешних групп.

Симптомы этого неудержимого стремления к гармонии следующие: иллюзия неуязвимости, рационализация, никем не оспариваемая вера в этичность группы, стереотипный взгляд на противников, давление конформизма, самоцензура сомнений, иллюзия единомыслия и умохранители, защищающие группу от нежелательной информации.

При огрупплении мышления члены группы придерживаются стереотипных взглядов на руководителей вражеских групп. Руководитель группы и ее члены, поддерживая друг друга, преувеличивают степень своего единомыслия. Поиск консенсуса становится столь важен, что порой отдельные члены группы превращаются в своеобразных цензоров, пресекающих поступление какой бы то ни было вносящей диссонанс информации.

Тем не менее, как в экспериментах, так и в реальной истории группы иногда принимали мудрые решения. Т.о. можно найти противоядие от огруппления мышления. Собирая разностороннюю информацию и совершенствуя оценку возможных альтернатив, группа способна использовать преимущества от объединенной проницательности ее членов.

 

Феномен сдвига риска. Был обнаружен при исследовании сравнительной ценности гр и индивид решений. До открытия этого феномена было установлено. Что гр отбрасывает крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуальных решений. Но это положение не подтверждалось в тех случаях когда решение включало в себя долю риска. Стоунер показал, что гр решение включает в себя в большей мере момент риска, чем индивидуальные решения. В экспер принимало участие 5-7 чел им предлагался набор дилем для выбора: с одной стороны высока вероятность успеха, но низкая ценность (синица в руке) или низкая вероятность успеха, при высокой ценности (журавль в небе). Вначале задания выполн индив, затем провели гр дискуссию и приняли коллект решение. В последнем случае «рискованная» альтернатива выбиралась гораздо чаще.До сих пор ведется дискуссия относительно феномена «сдвига риска».

Личность в социологии, социальной и обшей психологии, В структуре социологического знания точно обозначен раздел " Социология Личности". " Психологию личности" изучает и общая психология.Система социологического знания занимается анализом объективных закономерностей общественного развития и главным для нее явл-ся микроструктура общества, такие единицы анализа как социальные институты. Законы их функционирования и развития, структура обществен отношений. Поскольку реализация законов общественного развития осуществляется через Д людей, то личность явл-ся носителем общественных отношений. И понять содержание и механизм действия законов общественного развития нельзя вне анализа действий личности. Ядов - для социологии Л важна не как индивидуальность, а как обезличенная Л, как соц тип, как деиндивидуализированная, деперсонифицированная Л. Шорохова - для социологам Л выступает как продукт общественных отношений, как элемент общности. В общей психологии нет единства в подходе к пониманию Л. Единственное в чем все авторы согласны - это ее социальная детерминация. Различия в трактовке Л больше всего касаются представлений о структуре Л. больше всего разногласий в том, включаются или нет в Л индивидуальные психологические особенности. Одни понимают под Л конкретного субъекта в единстве его индив св-ств и его соц ролей, а другие понимают Л как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся во взаимодействии данного лица с др людьми, и делающими его предметом труда, познания и общения

В разнообразных определениях предмета социальной психологии заложена некоторая противоречивость суждений относительно того, какое место должна занять проблема личности в этой науке. Основные позиции в дискуссии о предмете социальной психологии: 1позиция понимала под задачей социальной психологии исследование именно личности, добавлялось при этом, что личность должна рассматриваться в контексте группы, но акцент все равно был сделан на Л, на ее социально обусловленные характеристики, на формирование в ней опред-х качеств в результате соц-го воздействия. Другая позиция основывалась на том, что для соц. психологии Л — отнюдь не главный объект исследования, т.к.«замысел» сущ-ния соц.психологии в том, чтобы изучать«психологию группы. Б.Д. Парыгин: модель личности в системе соц. психологии, предполагает соединение двух подходов: социологического и общепсихол-го.

Специфика социально-психологической проблематики личности. Парыгии Б.Д. считает, что модель Л в системе соцпсих предполагает соединение двух подходов: социологического и общепсихологического. Социологический подход характеризуется тем, что в нем Л рассматривается преимущественно как объект социальных отношений. Общепсихологический - тем, что акцент сделан на всеобщих механизмах психической Д индивида. Задача социальной психологии - раскрыть всю структурную сложность Л, которая явля-ся одновременно как объектом, так и 8-том общественных отношений. Соц псих выясняет в каких конкретно гр, Л усваивает социальные влияния, а с др стороны, каким образом, в каких конкретных гр она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды Д). В соц псих главным ориентиром в исследовании Л явл-ся взаимоотношение Л с группой (не просто Л в гр, а именно результат, который получается от взаимоотношений Л с конкретной гр). Соц псих выявляет те закономерноти, которым подчиняются поведение и Д Л, включенной в определенную социальную группу. Такую проблематику невозможно исследовать вне исследований группы. Т.е. специфически социально- психологическое рассмотрение проблем личности - другая сторона рассмотрения проблем группы. Если главный фокус анализа Л в соц псих - ее взаимодействие с гр, то прежде всего необходимо выявить посредством каких групп осуществляется влияние общества на Л. для этого необходимо изучение конкретного жизненного пути Л, микро и макросреды, через которую проходит путь ее развития (проблема социализации). Кроме того соц псих изучает как Л действует в условиях активного общения с другими в тех реальных ситуациях и группах, где протекает ее ж\д (это проблема социальной установки).

Понятие аттитюда в социальной психологии, В западной соц псих для обозначения социальных установок используют термин «аттитюд», который на рус языке переводится как «соц установка».

Проблема У. была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. " У. является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной ак-ти, состоянием, к-ое обусловливается 2 ф-рами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией". У., согласно Узнадзе, формируется на основе «встречи» потребности и ситуации ее удовлетворения.

У. в контексте концепции Д.Н.Узнадзе более всего касается вопроса о реализации простейших физиол. П-тей ч-ка. Она трактуется как БС, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм ч-кой д-ти.

Проблема У связана с проблемой направленности будущего пов-я л-ти.

Божович установила, что направленность складывается как внут. позиция л-ти по отн-ю к соц. окружению, к отдельным объектам соц. среды.

Понимание социальную У как личностный смысл, порождаемый отношением мотива и цели.

В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин " аттитюд". На западе вслед за Олпортом под У. понимают определенное состояние сознания и НС, выражающее готовность к р-ции, организованное на основе предшествующего опыта и оказывающее направляющее и динамическое влияние на пов-е.Однако? о влиянии У. на реальное пов-е дискутируется, т.к. ряд эксп-тов показал, что не всегда ч-к действ-ет в соответ-вии со своими У.

Формирование социальных установок личности можно рассматривать в качестве центрального механизма социально-психологической и социальной адаптации.

У м. класс-ть по направленности: межличностные, гендерные и т.п.

М. класс-ть по их пр-ту. М. Рокич полагал, что у ч-ка сущ-ют одновременно 2 аттитюда: на объект и на сит-ю.

Сущ-т 2 подхода к стр-ре У.:

  1. Многокомпонентный.

Выделяет в стр-ре аттитюда следующие компоненты:

· аффективный

· когнитивный

· готовность к д-ю (готовность к пов-ю)

· само д-е (реальное пов-е, поведенческий компонент).

Когнитивно-оценочный блок в стр-ре У. образует оценочное отн-е.

Компоненты д/б согласованы и взаимосвязаны. Но т.к. это не всегда так был предложен однокомпонентный подход к У., полагавший ее гл. компонентом – аффективный, т.е. отн-е к чему-л. Когнитивный компонент при таком подходе понимается как убеждение.

Т.о понятие У. неоднозначно в науке. Экспер-но подтверждается и объесняется обе модели.

Многокомпонентная модель требует умеренной связи м/у компонентами, чтобы их м/б различить, но при этом они не д/б независимы. Сущ-т ряд иссл-ий, к-ые показывают, что компоненты У. близко связаны и их невозможно различить.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.