Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава lxXXII. Честь и слава китобоя




Есть такие предметы, разобраться в которых можно только принявшись задело с методической беспорядочностью. Чем глубже погружаюсь я в изучение китобойного промысла, проникая всвоих исследованиях к самым его истокам, тем сильнее поражает меня его славаи древность. Когда же я обнаруживаю, что столь огромное количество славныхполубогов и героев и всевозможных пророков так или иначе содействовали еговозвеличению, меня пронизывает гордое сознание того, что и сам я, хоть и навесьма незначительных ролях, все же принадлежу к этому славному братству. Первым китоловом был доблестный Персей, сын Зевса; и - да будет этосказано к вящей славе нашего ремесла - первый кит, ставший жертвой нашеговоинственного братства, был убит не из низких побуждений. То были рыцарскиевремена нашей профессии, когда мы подымали оружие, чтобы вступиться заобиженных, а не для того, чтобы наполнить человеку лампы маслом. Каждомуизвестна славная история Персея и Андромеды; как прекрасная дочь царяАндромеда была прикована к скале на морском берегу и как принц китобоевПерсей в тот миг, когда Левиафан уже уносил ее в море, приблизился, неустрашимый, загарпунил чудовище, спас благородную деву и женился на ней.Это был воистину артистический подвиг, достойный восхищения и чрезвычайноредкий в наши дни, - свирепый Левиафан был убит гарпуном наповал с первогораза. И пусть никто не думает усомниться в правдивости этой допотопнойистории, потому что в древней Иоппии, ныне Яффе, на сирийском побережье, водном из языческих храмов много веков подряд стоял гигантский скелет кита, принадлежавший, согласно городскому преданию и по утверждению местныхжителей, тому самому чудовищу, которое было убито Персеем. Когда римлянеовладели Иоппией, скелет этот был с триумфом переправлен в Италию. Особоважным и многозначительным во всей этой истории является также следующееобстоятельство: именно из Иоппии отправился в свое путешествие Иона. Весьма сходна с приключением Персея и Андромеды - а может быть, какполагают иные, косвенно от него происходит - известная история о святомГеоргии и Драконе, ибо я утверждаю, что этот дракон был китом, потому чтостаринные книги постоянно смешивают китов и драконов и часто пользуютсяодним названием вместо другого. " Ты как лев на водах и как дракон в морях", - говорит Иезекииль, явно подразумевая при этом кита, а некоторые версиитекста прямо употребляют самое это слово. К тому же великолепие подвигасильно поубавилось бы, если бы святой Георгий сражался всего лишь с ползучейрептилией на суше, вместо того чтобы биться с великим чудищем морей. Всякийможет убить змею, но только у Персеев, у святых Георгиев да Коффинов и Мэйсииз Нантакета хватит мужества храбро выступить навстречу киту. И пусть не вводят нас в заблуждение современные картины, написанные наэтот сюжет, ибо несмотря на то, что существо, с которым сражается святойГеоргий, имеет какой-то неопределенный грифоноподобный облик, и несмотря нато, что битва, согласно этим изображениям, происходит на суше, а сам святойсидит верхом на коне, все же, принимая во внимание величайшее невежество, царившее в те времена, так что истинный вид кита был неизвестен художникам; допуская, что кит святого Георгия мог, как и в случае с Персеем, выползти изморя на берег; и понимая, что животное, оседланное святым Георгием, можетбыть всего лишь крупным тюленем, иначе - морской лошадью; учитывая все это, нетрудно видеть, что, не вступая в противоречие со священной легендой идревнейшими зарисовками, можно считать так называемого дракона не чем иным, как самим великим Левиафаном. И действительно, в свете строгой ивсепронизывающей истины с этой историей происходит то же, что некогдаслучилось с филистимлянским зверо-рыбо-птицеобразным идолом по имени Дагон, который, будучи поставлен пред ковчегом Израиля, утратил свою лошадинуюголову и обе лапы, так что осталось одно только туловище - его рыбьясоставная часть. Вот таким образом получается, что хранителем и опекуномАнглии оказался один из наших славных собратьев, такой же китобой, как и мы, а сами мы, китоловы Нантакета, имеем все права на то, чтобы почитатьсячленами благороднейшего ордена святого Георгия. И потому пусть рыцари этогопочтенного ордена (из коих ни один, осмелюсь утверждать, никогда, в отличиеот их великого патрона, кита в глаза не видывал), пусть же они не смотрят спрезрением на жителей Нантакета, ибо даже в шерстяных фуфайках ипромасленных штанах мы куда более достойны Георгиевского знака отличия. По вопросу о том, допускать ли в наши ряды Геркулеса, я долгое времяпребывал в сомнении: конечно, согласно греческой мифологии, этот Кроккет иКийт Карсон древности, этот плечистый свершитель веселых и славных подвигов, был проглочен, а затем извергнут китом; однако дает ли подобноеобстоятельство ему права на звание китобоя, это, строго говоря, еще вопрос.Нигде нет указания на то, что он загарпунил своего кита, разве что он сделалэто изнутри, сидя у него во чреве. И все-таки его можно считать вроде как быкитоловом поневоле, по крайней мере, если даже он кита и не поймал, то ужего-то кит поймал, во всяком случае. Так что я провозглашаю его одним изнаших. Но самые почтенные и противоречивые авторитеты утверждают, что этагреческая версия о Геркулесе и ките возникла из еще более древней еврейскойверсии о ките и Ионе; или же наоборот; и в самом деле, они чрезвычайнопохожи друг на друга. Почему же в таком случае, провозглашая своим полубога, не присоединить мне сюда же и пророка? Но именами героев, святых, полубогов и пророков не исчерпывается списокчленов нашего ордена. Кто наш Великий Магистр - это еще нужно выяснить, ибо, подобно отпрыскам благородных королевских родов древности, мы находим истокинашего братства ни много ни мало как среди самих великих богов. Припомним, кпримеру, ту удивительную восточную легенду из Шастр, согласно которойужасный Вишну, одно из божеств индуистской троицы, сам небесный Вишнуоказывается нашим главою; Вишну, который в первом из своих земных воплощенийна веки вечные выделил и освятил кита. Когда бог богов Брама, говорится вШастрах, надумал вновь создать мир после его очередного исчезновения, онпородил Вишну, дабы тот возглавил все дело; но оказалось, что Веды, мистические книги, которые Вишну во что бы то ни стало должен был изучить, прежде чем приняться за работу, и которые, по всей видимости, содержаликое-какие практические сведения, полезные для начинающих архитекторов, этисамые Веды лежали на дне морском; тогда Вишну воплотился в кита и, нырнув вего обличии в самые глубочайшие глубины, извлек оттуда священные фолианты.Так не справедливо ли будет назвать и Вишну " китятником"? Подобно тому какзовется лошадником тот, кто имеет отношение к лошадям. Итак, Персей, святой Георгий, Геркулес, Иона и Вишну! - вот эточленский список! Какой клуб, кроме китобойского, может похвастаться такимиименами?

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.