Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 7. Положение России после распада СССР.






1. «Шоковая терапия».

2. Приватизация и её особенности в России.

3. Результаты приватизации.

4. Общественно-политическое развитие.

 

1.К 1992 г. в России, ставшей самостоятельной державой, необходимость перехода к рыночной экономике считалась неизбежной. Повседневными явлениями стали пустые прилавки магазинов, бесконечные очереди. Осложняла ситуацию дезинтеграция экономики бывшего СССР.

Руководство России во гаке с Б.Н. Ельциным выходом из критического положения считало макроэкономическую стабильность – достижение баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров. Идеологом и основателем проводимой политики стад Е.Т Гайдар, получивший пост вице-премьера в правительстве.

Реформаторы полагали, что рынок сам создаст оптимальную структуру экономического развития. Уверенность команде реформаторов придавала и позиция Запада, обещавшего предоставление крупных кредитов. В общественном сознании присутствовало представление о недопустимости вмешательства государства в экономику. Однако в условиях серьезных реформ роль государства должна была неуклонно возрастать.

С января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. Планировалось, что они возрастут в 3 – 5 раз, но на деле цены очень быстро увеличились в 100 и более раз и продолжали расти. Правительство пошло на резкое сокращение важнейших государственных расходов. Значительно упало финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха самые наукоёмкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы.

Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставили весной 1992 г. пойти на повышение зарплат. Началась галопирующая инфляция.

 

2.Важным направлением в политике правительства стала приватизация промышленности, розничной торговли и сферы обслуживания. Всего за первый год реформ были приватизированы 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15% всех предприятий торговли. Это привело к утрате государством ведущей роли в экономике. Однако приватизация сама по себе не могла повысить эффективность производства. Это было обусловлено следующими причинами:

1) В приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию слоя собственников, который укрепил бы политический режим. Именно поэтому за бесценок «своим» раздавались предприятия и целые отрасли. Новые хозяева, не вложившие в приобретенную собственность средства, не были заинтересованы в обновлении производства.

2) Приватизация не получила всенародной поддержки. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса должен был стать приватизационный чек – ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог им распорядиться. Для определения стоимости ваучера стоимость всех подлежащих приватизации предприятий в ценах 1984 г. разделили на количество граждан, в результате ваучер оценили в 10 тыс. рублей. Их выдали гражданам в конце 1992 г. До 1994 г. ваучеры можно было обменивать на акции приватизируемых предприятий. Однако в 1994 г. на 10 тыс. рублей можно было купить 2 кг колбасы. В условиях обнищания люди либо продавали ваучеры, либо помещали их в инвестиционные фонды, большинство которых создавались как мошеннические структуры и не собирались выплачивать вкладчикам никаких денег.

С конца 1995 г. начался новый этап приватизации, связанный с залоговыми аукционами. Срочно созданные финансовые группы предоставляли правительству России кредит и получали под залог этих денег акции государственных предприятий, прежде всего топливно-энергетического сектора. Реальная цена акций многократно превышала стоимость кредитов, а сами деньги для кредиторов финансовые группы получали от того же государства. Возвращать кредиты правительство не собиралось, и акции перешли в собственность «кредиторов». Естественно, участниками подобных мошеннических операций могли стать лишь люди, близкие к организовавшим эти операции чиновникам.

 

3.В 90-е гг. 20 в. спад производства и технологическое отставание приняли для России опасные размеры. Отечественные производители очень быстро утратили контроль над национальным рынком, который был занят импортными товарами.

Одним из важнейших показателей стало увеличение удельного веса сферы услуг в экономике страны с 37% в 1980 г. до 51% в 1996 г. (у развитых мировых держав данный показатель составлял в это время 53%).

Сократился импорт зерновых — 0, 6 млн. т в 1995 г. (во всем СССР он составлял в 1970 г. 2, 2 млн. т, в России в 1994 г. — 2, 1 млн. т). Снизилось производство продукции животноводства, поэтому возрос импорт мяса и мясопродуктов: в 1995 г. он составил 1, 2 млн. т (в 1980 г. — 0, 8 млн. т).

Снижение реальных доходов населения изменило структуру потребления. Существенно сократилось потребление мяса и мясопродуктов (этот показатель снизился до уровня 1970 г.). А вот показатели обеспеченности населения телефонами, автомобилями, компьютерной и бытовой техникой выросли. Так, на 100 российских семей в 1992 г. приходился 21 автомобиль, а в 1998 г. — 29.

Приватизация привела к глубокому расколу общества. Лишь 5% населения страны получили контроль над собственностью, приносящей прибыль. По бросовым ценам скупали богатство страны чиновники и представители криминальных структур, которые сформировали могущественный слой собственников – олигархов.

Снижение социальной защищённости привело к серьёзным демографическим последствиям: убыль населения России достигла почти 1 млн. человек каждый год.

К 1996 г. объём промышленности сократился по сравнению с 1991 г. почти в 2 раза. Экономику позволяла поддерживать в стране только продажа за рубеж сырья. Удалось остановить падение рубля в 1997- 1998 гг. Однако 17.08.1998 г. произошёл дефолт, вызвавший многократное падение курса рубля, разорение многих банков, рост цен, увеличение безработицы. Положительным последствием этого стал рост отечественного производства из-за сокращения ввоза товаров и рост цены на нефть на мировом рынке. Поэтому с 1999 г. в России начался подъём экономики. Но этот рост полностью зависел от мировых цен на нефть, а доходы подавляющей части населения оставались крайне низкими.

Начало трудного и полного противоречий перехода экономики страны к рынку обусловило изменение ее места и роли в мировой экономике. Основа российской экономики осталась прежней — производство и продажа сырья, особенно нефти и природного газа (образно такую экономику называют «экономикой трубы»). Усилия, предпринятые в конце 90-х гг. для уменьшения зависимости от цен на сырье на мировом рынке, ощутимых результатов не дали. Увеличилось отставание России от ведущих мировых держав. В начале XX в. валовой национальный продукт на душу населения для Европейской России составлял 22% от уровня США, а в 1994 г. — 18%. Позиции России серьезно потеснили и новые промышленно развитые страны. В начале XX в. Россия входила в число первой пятерки промышленно развитых держав. В середине XX в. она занимала второе место по объему промышленного производства в мире. К его концу по совокупным показателям экономического развития она заняла место во втором десятке стран мира.

Другая проблема состоит в том, что, не завершив индустриализации, страна столкнулась с необходимостью ускоренного продвижения к информационному обществу. От успеха в решении этой задачи зависит, сумеет ли Россия сохранить традиционное, подобающее ей положение в мире.

 

4.Рост социальной напряженности вызвал обострение политической борьбы. Постепенно главным центром оппозиции политике президента Ельцина стал Съезд народных депутатов и Верховный Совет.

В 1992-1993 гг. неоднократно происходили столкновения между демонстрантами и милицией и внутренними войсками. В сентябре 1993 г. Ельцин приостановил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета, которые в свою очередь заявили об отставке Ельцина. Исполняющим обязанности президента был назначен вице-президент генерал Руцкой. Противники Ельцина, понимая, что СМИ тенденциозно освещают события, предприняли попытку овладеть Останкинским телецентром. Все люди в Останкино были расстреляны. В октябре Ельцин отдал приказ расстрелять из танков само здание Белого дома, сотни человек были убиты, многие ранены.

Основным итогом событий 1993 г. стал демонтаж системы советской власти. В соответствии с Конституцией от 12.12.1993 г. президент получил полномочия формировать правительство, вносить законодательные инициативы, распускать органы законодательной власти, издавать указы по ключевым вопросам. Законодательным органом стал 2-хпалатный парламент – Федеральное собрание, состоявшее из Совета Федерации и Государственной Думы.

Политические партии этого времени:

1) Блок «Выбор России» - во главе Е. Гайдар, оформился в декабре 1993 г., либеральный блок, однако оторванный от здравого смысла, чрезмерное преувеличение придавал свободе в сфере потребления;

2) Блок «Явлинский – Болдырев – Лукин (Яблоко)» - оформился осенью 1993 г., умеренный либерализм, поддерживало до 10% населения;

3) ЛДПР – лидер В.В. Жириновский, искусная демагогия и популизм;

4) КПРФ – лидер Г.А. Зюганов, новое видение социализма на принципах многоукладной экономики, за восстановление СССР, укрепление обороноспособности страны;

5) Блок «Единство» - декабрь 1999г., поддерживал на выборах В.В. Путина.

После 1995 г. усиливается угроза распада РФ, к этому вели рост сепаратизма среди руководителей национальных республик, что сказалось в притеснении русских. Особенно опасное положение сложилось в Чечне, что в итоге привело к военным действиям. Из-за непоследовательных действий правительства Чечня с 1996 г. стала фактически независимым бандитским государством. Осенью 1999 г. в России произошли массовые теракты – в Москве, Буйнакске, Волгодонске, Дагестане. Правительственные войска заняли почти всю территорию республики, разгромили сепаратистов. Ответственность за эту чеченскую компанию взял на себя В.В. Путин, назначенный премьер-министром в августе 1999г.

31.12.1999 г. Б.Н. Ельцин сложил с себя полномочия Президента, в марте 2000 г. Президентом был избран В.В. Путин.

Д\з: ЛУ 01 с.

Контрольные вопросы:

1) Каковы её последствия?

2) Для чего осуществлялась приватизация?

3) К каким результатам она привела?

4) Сделать сравнительную таблицу политической жизни России в 1991-1993 гг. и 1993-1999 г.г.

 

Лекция 8. Роль России в мировом хозяйстве: основные направления экономического развития в начале ХХI века.

1. Политика В.В. Путина.

 

1.На президентских выборах 26.03.2000 г. В.В. Путин, поддерживаемый партией «Единая Россия», одержал победу. С его приходом в России произошло укрепление центральной власти: было создано 7 федеральных округов - Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный - во главе с представителями президента. Законодательство республик, краев, областей приводилось в соответствие с федеральными законами. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна и флага России должно было консолидировать общество, так как в них соединены символы дореволюционной, советской и современной России. В марте 2004 г. В.В. Путин был второй раз избран на должность Президента РФ.

В округах были созданы органы прокуратуры и внутренних дел. Более 3, 5 тысяч нормативных актов, принятых в субъектах Федерации, не соответствовали Конституции России и федеральным законам, четыре пятых из них были приведены в соответствие.

Эти меры позволили усилить роль Центра на местах, укрепить Федерацию, возродить единое законодательное пространство России.

В экономической жизни страны произошли заметные перемены. Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам.

В начале нового тысячелетия экономика России продемонстрировала темпы роста, которых страна не знала 30 лет.

По инициативе Президента была осуществлена налоговая реформа. В 2001 г. введен единый 13%-ный налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. В результате стала постепенно решаться задача вывода из тени реальных доходов населения. Были приняты законы о поддержке малого и среднего предпринимательства.

Начата аграрная реформа. Были одобрены проекты законов о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др. Это был важный шаг на пути к формированию рынка и новой социальной структуры общества.

Были приняты меры по ограничению власти естественных монополий — гигантских объединений, занимающих исключительное положение в производстве важнейших источников сырья, электроэнергии, а также на транспорте (таковы прежде всего Газпром, российское акционерное общество «Единая энергетическая система России», Министерство железнодорожного транспорта). Новый курс проводился в отношении «олигархов», как с 90-хгг. стало принято называть представителей крупного бизнеса, пытающихся определять политику государства. Сотрудничая с ними, государство в то же время последовательно лишало их возможности вмешиваться в вопросы, относящиеся только к его ведению, внимательно следило за соблюдением налогового кодекса.

В 2001 г. с учетом неблагоприятных тенденций в международной обстановке стали увеличиваться расходы на оборону страны, разработку новейших образцов вооружения и техники. В июле 2001 г. Россия третьей в мире (после США и Японии) создала суперкомпьютер, выполняющий 1 трлн. операций в секунду. Открыты перспективы разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. Мировые цены на нефть в 2000—2003 гг. держались на высоком уровне. Доходы государственного бюджета выросли. Правительство смогло не только рассчитаться с международными кредитными организациями, но и решить ряд социальных задач. Проект бюджета на 2002 г. впервые за историю России предусматривал превышение расходов на образование над военными затратами. В мае 2002 г. золотовалютные резервы страны впервые за долгие годы превысили 40 млрд. долларов.

Правительство России приступило к реализации мер по модернизации (совершенствованию и обновлению) системы образования и здравоохранения. Увеличились государственные расходы на развитие науки, особенно ее наиболее перспективных направлений. Неоднократно повышались пенсии по старости, инвалидности, увеличивался размер минимальной зарплаты работников бюджетной сферы.

Жизненный уровень населения впервые за годы реформ стал постепенно расти.

 

Д\з: лекция.

Контрольные вопросы:

1. Политика в области экономики.

2. Политика в области образования.

3. Политика в области социального развития.

4. Внешняя политика.

 

Лекция 9: Взаимоотношения России с зарубежными странами.

1. Новое место России в мире.

2. Россия и Запад.

3. Россия и Восток.

4. Россия - СНГ.

5. Результаты внешней политики.

 

1.С распадом СССР положение и роль России в мире изменились. Прежде всего, изменился мир: окончилась «холодная война», ушла в прошлое мировая система социализма, достоянием истории стало противоборство двух сверхдержав — СССР и США.

Россия унаследовала место СССР в международных организациях. Наша страна осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Однако ее военные возможности сократились. Распалась единая система противоракетной обороны, перестал существовать единый военно-промышленный комплекс, военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Россия осталась без традиционных союзников как в Восточной Европе, так и в Азии, Африке, Латинской Америке. Нехватка средств заставила сократить численность вооруженных сил в первую очередь на западном направлении. Так, к середине 80-х гг. соотношение обычных видов вооружений между СССР и НАТО в Европе было 3: 1 в пользу СССР. К середине 90-х гг. - 1: 3, а после вступления в НАТО Польши, Венгрии и Чехии - 1: 4 в пользу НАТО. К концу 90-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз.

Ситуацию осложняло и разрастание военных конфликтов вблизи границ со странами СНГ, которые в 90-е гг. были фактически открытыми.

России предстояло найти внешнеполитическую концепцию, отвечавшую ее национальным интересам.

 

2.У российского руководства в начале 90-х гг. еще не было четкого представления о сущности национальных интересов страны.

Поначалу цели внешней политики страны определялись представлениями о том, что в первую очередь необходимо обеспечить международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада. Руководство страны взяло курс на установление союзнических отношений с США и развитыми европейскими странами. Президент Ельцин в начале 1992 г. объявил, что ядерные ракеты России больше не нацелены на объекты в США и других странах НАТО. Была подписана кэмп-дэвидская декларация о прекращении состояния «холодной войны»: Россия и Соединенные Штаты «не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников», их отношения «характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе».

В январе 1993 г. был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). К 2003 г. ракетно-ядерные потенциалы двух стран должны были сократиться на 66%. Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия. Досрочно были выведены российские войска из Германии. Летом 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», которая предполагала возможность военного сотрудничества.

«Большая семерка», объединяющая ведущие западные страны, во второй половине 90-х гг. расширилась до «восьмерки» — в нее была принята Россия. Серия неформальных встреч «без галстуков» Президента России с лидерами ведущих мировых стран также способствовала нормализации международной обстановки.

Однако политика, построенная на уступчивости, готовности к компромиссам, подчас воспринималась на Западе, да и в самой России, как признак слабости. Российского министра иностранных дел А. В. Козырева за неизменное согласие с условиями американских партнеров прозвали «господином «Да» (в противоположность министру иностранных дел СССР А. А. Громыко, получившему за чрезмерную неуступчивость прозвище «господин «Нет»). Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы с Россией, где это поняли далеко не сразу.

К 1996 г. внешнеполитическая линия страны претерпела заметные изменения. Российское руководство заявило о приверженности идее многополярного мира — мира, в котором безопасность строится не на силе, а на праве и ни одна страна не может претендовать на роль единоличного лидера.

Переломным в развитии отношений России и Запада событием стал Балканский кризис 1999 г.

Отчуждение между Россией и странами Запада усилилось, когда некоторые международные организации попытались выступить посредниками в урегулировании чеченской проблемы. Их действия напоминали о Балканском кризисе и роли, которую сыграли США и НАТО в Косове.

 

3.В первой половине 90-х гг. отношения со странами Востока были второстепенным направлением внешней политики России. По мнению министра иностранных дел А. В. Козырева, «выпячивание восточного направления нашей политики... превращает евразийство в азиатчину...».

События последующих лет показали, что подход, основанный на недооценке восточного направления российской внешней политики, ошибочен.

С 1996 г., когда министрами иностранных дел были Е. М. Примаков и И. С. Иванов, отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива.

Одним из крупнейших торговых партнеров России стал динамично развивающийся Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном в сооружении ряда крупных объектов, в том числе атомной электростанции.

Роль России заметно усилилась после ее принятия в 1998 г. в Международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Членство в этой влиятельной организации не только дало нашей стране значительные преимущества в торговле, но и усилило ее политические позиции.

В дни Балканского кризиса руководители России и Китая выступили с заявлением о необходимости наладить стратегическое партнерство, обеспечить многополярность современного мира.

 

4.Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла исторической важности задача не допустить, чтобы территориальные и политические противоречия переросли в вооруженные конфликты. Так произошло в Югославии: спад государства привел здесь к кровопролитной гражданской войне.

Руководство России сумело избежать двух опасных крайностей - попыток силой восстановить союзное государство и полного отказа от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве - так называют страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

С помощью российских войск были погашены очаги военных конфликтов в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии.

Только за первые 5 лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений, среди которых Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992-1994).

Однако Содружества в том виде, как это предполагалось в декабре 1991 г., создать не удалось. Большинство программ и планов остались нереализованными. Объемы торговли внутри СНГ неуклонно сокращались. Нарастали новые противоречия, и они охватили все области сотрудничества - экономическую, политическую, юридическую, информационную. Свою роль сыграл и внешний фактор: не все страны мирового сообщества были готовы мириться с воссозданием на новой основе единого мощного государственного образования или союза государств.

 

5.Внешняя политика России имела противоречивый характер. Были серьезные достижения. Снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций. Активизировалось восточное направление российской внешней политики. Наша страна заняла центральное место в СНГ.

Выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали ее позицию и интересы. Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приеме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик.

Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.

Все это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, ее национальные интересы.

 

Д\з: ЛУ 03 с. 291-295.

Контрольные вопросы:

1. Что такое внешнеполитическая концепция?

2. Что такое «Партнёрство во имя мира»?

3. Каковы взаимоотношения со странами Востока?

4. Что особенного во взаимоотношениях со странами СНГ?

 

 

Лекция 10. Современный политический процесс: сущность и причины конфликтов в конце ХХ – начале ХХ1 века.

1. Понятие конфликта.

2. Региональные конфликты.

3. Наиболее взрывоопасные регионы.

4. Эффективные средства разблокирования конфликтов.

5. Влияние региональных конфликтов на международное сотрудничество.

 

1.Конфликт – это борьба за ценности и претензии на определённый социальный статус; власть; недостаточные для всех духовные и материальные блага; борьба, в которой целями состоящих в конфликте сторон являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Отметим, что в широком смысле термин «конфликт» включает и конфликтные отношения, и конфликтные действия, а также кризис и вооружённый конфликт. Конфликту обычно предшествует кризис, который характеризуется резким ухудшением отношений, быстрым, лавинообразным развитием событий, плохой их управляемостью. Во многих случаях вслед за кризисом развивается вооруженный конфликт. Но кризис не обязательно перерастает в военное столкновение.

Не существует единого мнения по критериям (основаниям) классификации конфликтов. Наиболее часто используется типология, в основу которых положены критерии субъектности (межгосударственные, межнациональные, межконфессиональные, расовые), количества участников (двусторонние, многосторонние), объекта (предмета) спора, сферы конфликта (экономической, политической, национальной, религиозной), его географии (локальные, региональные, глобальные конфликты), степени опасности для всеобщего мира, а также критерии причинности. Однопричинных (моноказуальных) конфликтов значительно меньше тех, в которых переплетается множество причин.

 

2.Когда речь идет о региональном конфликте, имеется в виду конфликт между двумя или более государствами, затрагивающий обстановку в конкретном регионе и зачастую проходящий с прямым или косвенным участием великих держав, или с вовлечением военно-политических объединений международного характера.

Региональный конфликт может превратиться в длительный, развивающийся по восходящей, достигающий опасных фаз развития. Он может привести к возрастанию масштабов применения оружия, в том числе оружия массового уничтожения (ОМУ), что способно порождать угрозу глобализации конфликта, втягивания в него ядерных держав. Региональный конфликт усиливает напряженность в международных отношениях.

Особая опасность современных региональных конфликтов связана с всё большей доступностью новейших видов ОМУ.

 

3.Наряду с новыми конфликтами продолжают существовать конфликты, пережившие окончание “холодной войны”, например, на Ближнем Востоке («тройной кризис» - 1) связан с ядерной программой Ирана; 2) положение в Ираке; 3) нынешнее состояние арабо-израильского конфликта. Ближний и Средний Восток отличаются повышенной конфликтностью, которая явилась следствием этнических, религиозных противоречий, разного уровня развития, противоречий с иностранными державами), в Афганистане, в Южной Азии; также одной из сложных международных проблем является проблема Западной Сахары.

На первом месте по общему числу вооружённых конфликтов стоит Африка (в Северной Африке примерами вооружённых конфликтов могут служить Алжир, где правительство ведёт вооружённую борьбу с Исламским фронтом спасения, и Судан, где борьбу ведут с оппозиционным Национальным демократическим альянсом. В Западной Африке в конце 90-х годов 20 в. продолжались действия правительственных войск против оппозиционных вооружённых группировок в Сенегале, Сьерра-Леоне; в Центральной Африке – в Конго, ДРК, Чаде, ЦАР; в Восточной Африке – в Уганде, Бурунди, Руанде; в Южной Африке – в Ангола и на Коморских островах).

В Зарубежной Азии, кроме выше отмеченных необходимо выделить конфликты в Индии, Филиппинах, Индонезии и Мьянме. В Зарубежной Европе в 90-х годах эпицентром вооружённых конфликтов стала территория бывшей СФРЮ. В Латинской Америке вооружённые конфликты наиболее характерны для Колумбии, Перу и Мексики.

 

4.Причиной современных региональных конфликтов нередко становится несовпадение административно-политических границ с этническими. Фактор территориальных притязаний сегодня еще достаточно силён, хотя современное международное право предлагает человечеству норму цивилизованных отношений: принцип нерушимости границ и отказ от территориальных претензий.

Наиболее эффективным средством разблокирования конфликтов являются переговоры. Именно институт переговоров в современных международных отношениях стал основным средством устранения межгосударственных разногласий, позволяющим установить мирные отношения между участниками конфликта.

И в начале 21 века вооружённые конфликты представляют собой большую опасность для дела мира. Нужно иметь в виду и то, что во многих районах подобных конфликтов, где военные действия прекратились, создалась обстановка скорее перемирия, чем прочного мира. Именно к категории «тлеющих» конфликтов можно отнести конфликты в Таджикистане, Боснии и Герцеговине, Косово, Северной Ирландии, Кашмире, Шри-Ланке, Западной Сахаре, на Кипре. Особую разновидность очагов таких конфликтов представляют собой ещё продолжающие существовать так называемые самопровозглашённые государства. Их примерами могут служить Чеченская республика Ичкерия, Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика в СНГ, Республика Сербская на территории бывшей СФРЮ, Турецкая Республика Северного Кипра, признанная только Турцией. Подобные «тлеющие» конфликты по-прежнему таят в себе большую угрозу.

 

5. Влияние региональных конфликтов на международное сотрудничество сводится к разрыву связей между конфликтующими сторонами и развитию отношений с высокоразвитыми державами-помощниками и международными организациями, которые впоследствии устанавливают своё влияние в конфликтном регионе.

Так, в процессе стабилизации на Балканах фактор международного сотрудничества имеет решающее значение. В настоящее время в государствах кризисной зоны Западных Балкан сохраняется беспрецедентное по своему влиянию на политическую, экономическую и гуманитарную ситуацию в регионе, присутствие международных институтов и негосударственных организаций. Основные страны-игроки (Германия, Австрия, США) пытались воздействовать на конфликты посредством различных механизмов и институтов, каждый из которых претендовал на роль гаранта европейской безопасности. Однако ни ООН, ни НАТО, ни ОБСЕ, ни ЕС не удалось взять на себя роль даже в масштабах Балканского полуострова (хотя представительства этих организаций всё-таки были здесь созданы). Основной внешнеполитической стратегией для стран Западных Балкан является сотрудничество и присоединение к евро-атлантическим и общеевропейским политическим, экономическим и оборонным структурам, прежде всего к ЕС и НАТО, чем объясняется большая роль этих организаций в регионе.

Оценка роли международного сотрудничества на Балканах сводится к тому, что если бы международные организации хотели разрешить этот конфликт, то они могли бы это сделать на любой его стадии, однако в поисках решения международные организации исходили не из интересов югославских народов. а из интересов тех стран, которые они представляли. Невмешательство ООН в военные операции в Косово и американо-британскую агрессию против Ирака свидетельствуют о наличии внутренних проблем в этой организации, однако альтернативы ей пока не существует, и заменить её ни НАТО, ни ЕС не могут.

Д\з: ЛУ 03 с.227-228.

Контрольные вопросы:

1) Понятие конфликта.

2) Региональные конфликты.

3) Наиболее взрывоопасные регионы.

4) Эффективные средства разблокирования конфликтов.

5) Влияние региональных конфликтов на международное сотрудничество.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.