Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки мотивации, или Коллективное освоение новых технологий






Так уж сложилось в практике школьного управления, что анализ учебно-воспитательного процесса и принятие соответствующих решений - это прерогатива лишь администрации. Хотя, как показывает опыт, гораздо эффективнее управленческие решения, принимаемые не единолично, не узкой группой, а таким органом управления образовательным процессом, каким должен быть педагогический совет. Хочу проиллюстрировать данное положение на примере освоения учителями новых педагогических технологий.

Когда теория расходится с практикой.

Первый этап подготовки к такому совету - изучение психолого-педагогических аспектов учебного процесса, работ психологов. Затем - прослушивание лекционных сообщений администрации школы, педагогов-исследователей. Проведение заключительного семинара. Следующий этап - изучение эффективности обучающего семинара, качества осмысления полученной информации через анализ уроков с новых позиций. Активное обсуждение на первом педагогическом совете посещенных занятий, как правило, показывает, что теория и практика имеют существенные расхождения, связанные в основном со слабым пониманием психолого-педагогических условий для достижения дидактических целей. Эти условия зависят от этапа учебно-познавательного процесса. Психологи выделяют следующие этапы: мотивация; уяснение знаний об объектах и действиях с ними (объяснение нового материала); отработка знаний и умений (повторение, закрепление и т.п.); контроль. Причем каждый последующий этап должен непременно вытекать из предыдущего, а это правило чаще всего и нарушается учителями. Объяснив сегодня новый учебный материал, учитель на следующем же уроке начинает его контролировать или отрабатывать (закреплять, запоминать и т.д.), не убедившись в том, как он понят и осознан. Или контролирует то, что не отработано. Кроме того, надо иметь в виду, что мотивация и контроль могут быть на любом этапе. Здесь речь идет о месте контроля конечных результатов, изучения раздела, темы, смыслового блока. Определять их качество, подкрепленное отметкой, учитель вправе только после этапа отработки. Таким образом, основные моменты решения первой части педагогического совета состоят в следующем: проводить специальные уроки мотивации в начале изучения новой темы, раздела, курса; перед этапом отработки в обязательном порядке проверять уровень осознанности знаний, умений, давая школьникам сложные задания, но разрешая при их выполнении пользоваться тетрадями, учебниками, справочниками и выставляя только положительные оценки; организовывать тематический (или блочный) контроль после отработки знаний и умений; планировать и проводить специальные уроки работы над ошибками. Такая поэтапность учебного процесса, связанная с личностно ориентированным и деятельностным подходами, предполагает соответствующее планирование изучения учебного материала - блочное, тематическое, модульное, основанное на фиксированных образовательных результатах, то есть требованиях к знаниям, умениям и навыкам.

Данное решение принимается, как всегда, единогласно всеми присутствующими на педсовете. Другими словами, каждый делает свой выбор и теперь несет за него определенную ответственность. Вместе с тем изучение работы учителей после проведения педсовета показывает, что значительное большинство из них продолжают организовывать учебный процесс по-старому, ничего не меняя в своей деятельности. В беседах выясняется, что трудности реализации коллективного решения связаны, с одной стороны, с определением наиболее целесообразных и оптимальных для каждого этапа методов, форм, приемов и средств обучения, а с другой - ограничением вышестоящими управленческими органами (в основном, методическими) учительской свободы планирования учебного материала.

Логическое продолжение. Целенаправленным логическим продолжением педсовета (его второй частью) является демонстрация учителям фрагментов специально подготовленных уроков мотивации, уяснения и отработки знаний и умений с последующим их обсуждением. Педсовет проходит в форме деловой игры, в которой учителя на время становятся учениками. Демонстрируются фрагменты уроков по предмету «Мировая художественная культура». Тема - «Икона в русском искусстве».

Мотивация. Основная цель - развитие средствами предмета эстетических чувств, эмоциональной сферы ученика, познавательного интереса. Учитель начинает урок как продолжение более крупной темы «Древнерусское искусство XI-XV вв.». Его рассказ эмоционален, тон спокойно-доброжелательный. Демонстрируются некоторые иконы и их репродукции, сообщается, что иконопись появилась на Руси в XI веке и пришла к нам из Византии с христианством. Само слово «икона» произошло от греческого «eikon» - изображение, образ. И дальше идет нтереснейшая беседа, в которой учитель, используя имеющиеся знания школьников, уточняет, развивает и дополняет их в направлении понимания смыслового, идейного и художественного значения иконы. Уяснение знаний. Основная цель: разобраться и понять, что собой представляет икона (совмещает в себе образ и знак), ее характерные черты, особенности и отличия от станковой живописи. Уяснение учебного материала проходит в виде устного сообщения учителя с использованием информационно и эмоционально насыщенного зрительного ряда. Объясняются правила написания икон - иконографический канал как система условных приемов иконописи. Школьники записывают все приемы в тетрадь и видят их реальное воплощение в демонстрируемых иконах «Троица», «Распятие», «Спас в силах».

После объяснения учитель дает задание, позволяющее выяснить меру осознания и понимания представленной информации. Поскольку пока специальной целью не ставится произвольное запоминание, при выполнении контролирующего задания можно пользоваться записями, учебником. «Перед вами два изображения - «Донская Божья Матерь» и «Мадонна». Решите, какое из них - икона, а какое - картина и докажите это, используя иконографический канон». Следовательно, контроль на этапе уяснения знаний является обязательным элементом, который создает условия

успешной отработки знаний. Основная цель этапа отработки знаний по данной теме - запомнить (произвольно) полученные сведения об иконах и иконописи и использовать их для объяснения сюжетной линии, значения позы, цветовой гаммы, пейзажа; уметь рассказать о необходимости совмещения в иконе символичности, знаковости и условности с самим образом. Ученикам представляются иконы «Спас Нерукотворный», «Спас Вседержитель», «Спас на престоле», образы Богоматери. Ученики рассказывают о каждой иконе, используя сюжетную линию и приемы иконописи. В связи со спецификой учебного предмета элементы контроля уже имели место как получение обратной связи на предыдущих этапах. Поэтому на специальном уроке целесообразно использовать письменную тестовую проверку, а на последнем уроке по теме подвести итоги. Затем демонстрируются фрагменты уроков математики по теме «Обыкновенные дроби и действия с ними». Мотивация. Особенность этого урока состоит в том, чтобы, повторив действия с обыкновенными дробями, имеющими одинаковые знаменатели (материал 5-го класса), вызвать у учащихся интерес к более сложному, но распространенному случаю - действиям с дробями, имеющими разные знаменатели. Ценным в этом уроке с точки зрения развития школьников является тот факт, что учитель предлагает им решить задачи, а не просто найти значение выражения с обыкновенными дробями. Кроме того, у ребят появляется желание научиться действовать с обыкновенными дробями так же легко и свободно, как это делает учитель. Уяснение информации проходит в течение четырех уроков (сложение, умножение, вычитание, деление обыкновенных дробей с разными знаменателями). На каждом ученики знакомятся с определенным алгоритмом, тут же выполняют действия по аналогии и сопоставляют его с подобным, но с дробями, имеющими одинаковые знаменатели. Учатся объяснять причину своих действий с опорой на свойства дробей.

Этап отработки знаний является заключительным перед контрольной работой; как правило, ему в данном случае отводится большая часть времени изучения всей темы.

Важное значение имеет система заданий, предъявляемая школьникам. Основное внимание учитель обращает на постепенно нарастающую сложность заданий, связанную с чередованием действий с дробями, имеющими одинаковые и разные знаменатели. На данном этапе ученикам дается установка на произвольное запоминание, на отработку знаний и умений, которые переходят в стадию навыков. Здесь выявляются элементы недопонимания учебного материала, идет его доработка. Не менее важно дать ученику почувствовать себя знающим человеком. Тогда пропадает чувство страха, тревоги перед контрольной работой; школьник уверен в своих силах, спокоен, собран. А это и есть основная составляющая успешности учения. Формы организации учебной деятельности могут быть самые разнообразные: игры, соревнования и др. Особенно эффективна групповая работа, так как на этапе отработки важно увидеть каждого ученика, что невозможно сделать по традиционной схеме общения «ученик-учитель-класс». Возможный вариант: комплектуются малые группы смешанного состава по 4-6 человек в зависимости от количества этапов выполнения задания. Каждый ученик группы получает листок со своим заданием, но выполняется оно поэтапно всеми членами группы. Например, ученик А. получил задание: «найти значение выражения (118/252 + 93/43 - 72/51 х 1/3): 17/12». Он расставляет порядок действий и выполняет первое; затем передает свой вариант сидящему слева. Тот проверяет правильность его действий, выполняет второе действие, пишет свою фамилию и передает задание дальше. Получив обратно свой листок с выполненным заданием, ученик поднимает руку, сигнализируя о готовности группы к проверке. Учитель дает правильные ответы, группа проверяет все действия и получает общую оценку, которая складывается из индивидуальных успехов. Таких заданий дается несколько, чтобы каждый ученик отработал все четыре действия с обыкновенными дробями. На отработку знаний и умений учитель планирует 2-4 урока, чтобы добиться положительных результатов. Завершают изучение темы письменный контроль и работа над ошибками.

Обсуждение результатов и выводы Обсуждение результатов увиденных фрагментов позволяет учителям сделать определенные выводы о целесообразности использования того или иного сочетания методов, форм и средств обучения в зависимости от этапа учебного процесса и возраста школьников. Так, уроки мотивации могут быть построены: на теоретическом материале (правда, только в старших профильных классах); в ходе выполнения практических и лабораторных работ; при диалоге учителя с классом, содержанием которого являются исторические вопросы изучаемого материала и интересные факты из данной предметной области; на показе фильмов, картин, репродукций и т.д.

Обязательным условием таких уроков является их положительный эмоциональный настрой, опора на наглядно-образное мышление, на имеющийся опыт учеников.

Этап уяснения знаний и умений является наиболее понятным для педагогов, но преобладание монологической речи учителя значительно снижает развивающий аспект обучения. При использовании данного метода важно научить школьников фиксировать услышанную, увиденную или прочитанную информацию. Это поможет им при проведении обязательного контроля на данном этапе. Формы контроля могут быть самые разнообразные и зависят прежде всего от возраста детей, сформировавшегося в классе стиля общения и развития у школьников общих учебных умений. Этап отработки знаний и умений по форме его организации может быть игрой, соревнованием, тренингом, конференцией, проходить в группах или индивидуально. Однако важно помнить, что главное - это запомнить, научиться выполнять действия в определенном алгоритме, но в любой момент уметь объяснить их цели и содержание. Поэтому данный этап включает и действия учащихся по применению знаний, творческие задания и устные выступления.

С учетом результатов обсуждения фрагментов увиденных уроков корректируются предметно-содержательная и планово-организационная части решения педагогического совета.

Проведение такого нетрадиционного педсовета мотивирует и стимулирует педагогический коллектив на повышение профессиональной компетентности, на освоение и разработку новых технологий, на осознание личностно ориентированного образовательного процесса. А еще - выявляет новые узловые проблемы и помогает преодолевать профессиональные трудности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.