Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация педагогических технологий.






2.2.1.Репродуктивные, описательные технологии. Продуктивные, развивающие технологии. Алгоритмические технологии.

 

Педагогические технологии могут быть классифицированы также следующим образом: технологии обучения, воспитания, развития, диагностики. Технологии обучения можно разбить на технологии обучения и самообучения (учения). Под технологиями обучения понимается набор операций по формированию знаний, умений, навыков.

Технологии воспитания – это набор операций по целенаправленному формированию относительно устойчивых и постоянных высокообобщенных отношений.

Рис.1.Виды технологий (по Колеченко А.К).

Существует большое разнообразие технологий обучения. Приведем

некоторые из них.

Технология Лысенковой – эта технология предназначена для начальных классов. Лысенкова обобщила свой педагогический опыт и пришла к выводу.

1) Предварительная подготовка учащихся к восприятию учебного материала, который будет изучаться несколько позже. Эту подготовку Лысенкова назвала «опережающий момент». Его сущность заключается в том, что при изложении очередного нового материала. одновременно (попутно) учащимся сообщается информация, которая будет изучаться через месяц, полгода, год, позже. Это опережающее обучение характеризуется также темпом обучения, объемом содержания и временем сообщения этого материала. Время на сообщение материала, который будет изучаться позже, имеет небольшую продолжительность порядка 5 минут.

2) В процессе изложения нового материала учитель дает некоторые понятия, определения.

3) Учащиеся на уроке учатся скорости мышления. Класс приводится в активное состояние, проговаривают свои ответы.

4) Развитие перспективы на уроках усвоения нового материала осуществляется с помощью опорных схем. Ученики в процессе усвоения осваивали логику мышления учителя, ее рассуждение и это наглядно демонстрировалось на доске с помощью опорных схем.

 

2.2.Классификация педагогических технологий по уровню применения, по ведущему фактору психического развития, по характеру содержания и структуры, по организационным формам и др. Современные воспитательные концепции.

Технология Вальдорфской школы – разработана Рудольфом Штейнером, в ней заключены основные принципы:

· Педагогика – сотрудничества, содружества, основанная на принципах: сотрудничество – свобода самостоятельности;

· Процесс обучения строится без традиционных учебных планов и учебных программ, а осуществляется по мере обучения, развития ребенка;

· Принцип индивидуального подхода;

· Отсутствие отметок;

· Вся учебная работа осуществляется на основе игровой деятельности, на основе коллективной деятельности, группы учеников.

Ключевыми словами Вальдорфской технологии является свобода, сотрудничество, самостоятельность.

По Вальдорфской технологии функции учителя заключаются в организации учебного процесса; в участии в познавательной деятельности. Методической основой этой технологии является воздействие на ученика (внушением, личным примером учителя) [58].

Технология Эльконина – Давыдова – суть заключается в адаптированной деятельности педагога и учащихся, концентрации содержания и высокой организации учебного процесса. По данной технологии учебный план, состоящий из трех основных компонентов (федеральный, муниципальный (школьный) компоненты), наполняется содержанием учебных дисциплин, которые представляют собой в совокупности определенную систему в комплексе.

Содержание учебной программы определялось глубиной знаний, уровнем мыслительных процессов учащихся.

Процесс обучения строится таким образом: какой уровень знаний (на вербальном или уровне мыслительных процессов).

При осуществлении вывода учащиеся, опираясь на различные процессы, применяют методы: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный; частично-поисковый; эвристический; исследовательский. Выбор метода обучения определяется заданным уровнем знаний конкретно на каждом уроке.

Сущность системы заключается в организации мыслительной деятельности, т.е. ученик на основе полученных знаний должен организовать свою мыслительную деятельность. Эта технология предполагает индивидуальный подход к обучению учащихся. Здесь необходимо учитывать особенности восприятия (5 органов чувств), особенности усвоения (проговаривание «про себя», вслух).

Технология Занкова. Ее сущность заключается в рациональной организации учебного процесса с внедрением новых средств, форм, методов, которые предопределяют следующие аспекты.

1. Комплексный подход: не может использоваться в чистом виде только одна методика;

2. Содержание (план, программа) должны носить целостный характер.

3. Ведущая роль теоретического знания.

4. Обучение осуществляется на высоком уровне трудности.

5. Продвижение в обучении идет в быстром, ускоренном темпе.

6. Осознание учеником процесса учения.

В теории Занкова особое внимание уделяется состоянию учителя и ученика. Они должны иметь возможность обучать, а у ученика должна быть повышенная мотивация. По Занкову мотивация есть наличие познавательного интереса. В учебный процесс должны быть включены все виды деятельности (от игры, диспута, беседы, урока, самостоятельной работы ученика).

Это были рассмотрены некоторые распространенные педагогические технологии.

Воспитательные технологии, в свою очередь, в основном применяются во внеклассной воспитательной работе.

Внеклассная воспитательная работа- это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Внеклассная работа – прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом. Педагог имеет большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Во внеклассной воспитательной работе наиболее часто применяются следующие технологии:

- коллективное творческое дело;

- тренинг общения;

- шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);

- групповая проблемная работа (диспуты, дискуссии, обсуждения ситуаций, разработка проектов);

- диалог «педагог - воспитанник»;

- «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).

 

2.2.2.Классификация педагогических технологий по уровню применения, по ведущему фактору психического развития, по характеру содержания и структуры, по организационным формам и др. Современные воспитательныеконцепции. (См. Таблицу 1).

 

Тема 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.