Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конференция. Ее отличительной чертой является то, что теоретические вопросы, которые обсуждаются на ней, носят интегрированный характер






Ее отличительной чертой является то, что теоретические вопросы, которые обсуждаются на ней, носят интегрированный характер. И хотя конференции могут быть предметными, все же человеческие проблемы и ценности как темы для обсуждения представляют особую важность и для учащихся и для учителей. Основными признаками конференции являются:

1. Необходимость подготовительного периода. Проблема известна заранее, к ее обсуждению готовятся участники.

2. Выступления готовятся в форме докладов, а не сообщений, основное отличие одного жанра от другого - в проявлении собственной точки зрения.

3. Конференция устанавливает свои правила, тем самым вводятся некие культурные нормы, которые впоследствии могут стать присвоенными.

4. Выступления на конференции рецензируются с точки зрения их качества.

5. Конференция принимает решение на уровне констатации: было, возникло здесь и перспектива.

Табу: нельзя заявлять тему здесь и теперь.

Если говорить об общих чертах всех форм, заявленных в лабораторном методе, то основным является обязательный рефлексивный момент в самых разнообразных видах. От качественной письменной самооценки до индивидуального устного выступления. И еще один важный вопрос, объединяющий и в то же время разъединяющий названные четыре формы. Это вопрос об учебной деятельности (УД), которая понимается как деятельность, направленная на самоизменение. Есть ли возможность создать ситуацию УД при тех условиях, которые описаны выше? Мнения разделились. Коллективный урок был признан всеми участниками обсуждения наиболее оптимальной формой для этого. Но в итоге обсуждения был сделан очень существенный вывод, что каждая из форм деятельности в лабораторном методе дает возможность создания ситуации УД; вопрос в том, сможет ли учитель эту возможность использовать? Сможет ли он определить место каждой формы в создании такой ситуации? В принципе можно определить (хотя достаточно условно), какую роль играет каждая из вышеназванных форм. Например, классный урок может играть роль подготовительного этапа, точнее, этапа накопления исходной информации, а лабораторное занятие может сыграть роль критического этапа осмысления, проживания понятий, где уместный и точный вопрос учителя может ввести учащегося в ситуацию УД. Конференция в этом процессе опирается на столкновение различных точек зрения, в результате которого УД тоже может иметь место.

Это деление весьма условное, и прогнозировать ситуацию выхода

каждого учащегося можно только хорошо зная его особенности в развитии.

Методики высокого уровня общения позволяют выявить индивидуальные позиции по тому или иному вопросу. Работа в МГ дает возможность научиться отстаивать свою точку зрения, при этом с уважением относясь к чужой. Чем выше уровень общения и уровень дидактических задач, заложенных в методике, тем больше возможностей для проявления индивидуальности учащихся. Специально проводимая диагностика выявила, что уровень тревожности ребят на уроках КВО ниже, а уровень комфортности выше.

Говоря о преимуществах этой технологии, нужно не забывать и о дополнительных трудностях, которые она влечет. Отказываясь от ориентации на класс и общий темп движения, мы выявляем учащихся, которые очень быстрыми темпами начинают двигаться вперед. Что делать с ними? Видимо, здесь надо искать выход в содержании образования. Кроме того, очень быстро выясняется, что школьный учебник не выдерживает никакой критики. Встает необходимость в текстах, которые действительно можно назвать " шедеврами человеческой мысли". Возникшие новые условия создают необходимость в пересмотре учителем своей роли на уроке.

Основываясь на своем опыте, я бы выделила некоторые трудности:

1. Трудно заставить себя не вмешиваться в работу пары, малой группы.

2. Необходимы новые знания в области психологии общения. Например, знания мимики и жестов для оценивания ситуации в аудитории. Нужны знания принципов управления.

3. Трудно смириться с мыслью, что для других больше пользы не в том, чтобы учитель несколько раз объяснил, а в том, чтобы каждый сделал это друг с другом.

4. Трудно относиться к шумовому фону как к естественному и удерживать его на определенном уровне, не прибегая к стандартным способам.

Все эти трудности можно назвать трудностями управления классом. Я бы даже провела такую параллель. Если вспомнить теорию управления " X" и " Y", то управление классом, работающим в режиме КВО, ставит учителя в ситуацию управленца по теории " Y". Все названные трудности преодолимы, если учитель работает над собой. Но возникает еще один пласт, очень интересный для рассмотрения. Учащиеся, работающие в режиме КВО на одном или двух предметах систематически, заставляют других учителей пересматривать свои педагогические и методические позиции. Но основной трудностью я все же назвала бы необходимость в пересмотре содержания предмета. Учителя, которые глубоко и осознанно начинают заниматься КВО, т.е. разрабатывать циклы уроков, совершенствовать методики, работать с " циклом обучения", - начинают задаваться вопросом не только " как учить", но и " чему учить". Технология заставляет уйти от простых вопросов, требующих однозначного ответа, возникают вопросы проблемного характера. И здесь учитель оказывается в ситуации выбора: либо остановиться на уровне использования технологии КВО только для активизации процесса обучения, либо двигаться дальше в направлении создания нового содержания образования. Первый путь возможен, но достаточно кратковременен, так как сами учащиеся меняют педагогическое пространство вокруг себя. И не только педагогическое. В связи с переходом на систематическую и планомерную работу в парах сменного состава и малых группах появляется необходимость в новых решениях архитектуры и дизайна учебных кабинетов. Работа в режиме КВО предполагает кроме вербального еще и визуальное общение. В связи с этим мебель в кабинете ставится по кругу или овалом, так чтобы участники процесса с любого места видели друг друга. Прямоугольное помещение в этом случае дискомфортно. Поэтому в нашей школе кабинет истории построен без углов, повторяя овальную постановку мебели. Да и сама мебель должна быть другой. Двигаться по классу, где стоят столы с углами, очень неудобно и даже болезненно. Кроме того, мебель должна позволять работать в паре, в тройке, в малой группе. Поэтому лучшим вариантом, на мой взгляд, будут раздвижные столы, из которых можно легко составить столы любой конфигурации. Потребность в текстах влечет за собой необходимость в большом библиотечном фонде кабинета, который доступен для каждого и систематизирован. Отсюда открытые шкафы с большим количеством полок. Столы и стулья удобнее будет передвигать, если они снабжены колесиками. В таком кабинете нет галерки. Место учителя меняется в зависимости от характера работы. Урок в режиме КВО - это открытая система. Этот факт дает возможность участия в таком уроке и любого учителя, и любого родителя. При этом свободный вход и выход из процесса никак не отражается на его результативности. Чем больше в таком уроке участвуют взрослые, тем больше возможностей для диагностики и отслеживания происходящего. В связи с этим можно дать некоторые рекомендации учителю, приглашающему на урок взрослых. Перед приглашенными можно поставить разнообразные цели. Во-первых, предложить извне понаблюдать за одним учащимся: сколько времени он работает с 1-й карточкой, сколько с партнером, сколько самостоятельно; как ведет себя в паре. Извне можно понаблюдать и за классом в целом, вести хронометраж времени. Другим вариантом может быть работа внутри процесса, когда взрослый садится и работает в парах вместе с детьми. В этом случае необходимо заранее подготовить взрослых, включив их в курс дела. Можно предложить им продумать вопросы для учащихся, попросить понаблюдать за ошибками: как они появляются и как исправляются в парной работе; проанализировать вопросы, возникающие у учащихся. В 30-е годы в журнале " За качество кадров" появилась статья " Светлые и темные стороны метода сочетательного диалога" с критикой метода, которым пользовался в обучении А.Г. Ривин. В числе недостатков было названо следующее: "... этот метод таит в себе опасности самотека и индивидуализма"; встреча пар здесь " подчеркивает индивидуальность и тем невольно культивирует борьбу личностей". По этим и ряду других критериев, названных выше в анализе методики КВО, " президиум ГУСа не признал возможным рекомендовать этот метод для применения в обучении".

6.6.5.Коммуникативно-диалоговые технологии






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.