Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные предпосылки и последствия использования информационных технологий в социальной сфере






Разнохарактерность и острота социальных проблем, которые приходится решать органам социальной защиты населения муниципальных образований, придают особую актуальность вопросам технологизации социальной работы в органах соцзащиты технологии его управленческой деятельности. Это тем более необходимо, что органы социальной защиты населения являются проводниками социальной политики государства и от них зависит очень многое в деле реализации федеральных законов и нормативных правовых актов, различного рода социальных программ. На уровне местного самоуправления решается широкий спектр и других задач, что дает возможность развивать социальную сферу, расширять ассортимент, повышать качество предоставляемых населению социальных услуг, оперативно реагировать на изменения в законодательстве, ибо все это связано с повседневной жизнью и заботами многих тысяч людей.

В такой ситуации многое зависит от мобильности социальной защиты, от активности и подготовленности специалистов данной сферы, от точности, достоверности и полноты имеющихся данных. Данная ситуация разрешима только в том случае, если сотрудники социальной защиты будут иметь в наличии такой инструмент, который позволил бы разрешить эти проблемы. И здесь может быть только один путь -- компьютеризация, а в более широком плане информатизация, без которой сегодня немыслимо какое-либо поступательное движение Социальные предпосылки и последствия использования информационных технологий в социальной сфере.

В условиях развития социальной сферы невозможно решить проблему создания единого поля социальной работы, также эффективное управление ею, если не создано общее информационное пространство, основанное на новых прогрессивных информационных технологиях, автоматизированном информационном взаимодействии территориальных, социальных, экономических и производственных структур.

Ориентируясь на проблемы сегодняшнего дня, специалисты делают вывод об информационном «взрыве» в области нормативного права, практике взаимоотношений властных органов и органов управления социальной сферой. Также наблюдается огромный интерес физических и юридических лиц государственных и общественных организаций к информации, касающейся социальной ситуации в регионах.

Информатизация социальной сферы предполагает решение проблем разработки и внедрения типовых информационно-вычислительных систем по следующим направлениям: социальная защита населения; трудоустройство и занятость населения; охрана здоровья; народное образование; охрана окружающей среды; мониторинг общественного мнения.

Основной целью создания единого информационного пространства является предоставление потенциальным пользователям (органам управления и подразделениям социальной сферой, органам власти) информационных услуг, обеспечивающих им оперативное и надежное взаимодействие при решении задач. Например: обмен мнениями и данными с коллегами из других регионов, поиск требуемой информации в данном информационном пространстве, сотрудничество с другими службами (пенсионным фондом, налоговой инспекцией и т.д.).

Проведенный анализ литературных источников, изучение информационных ресурсов в разных структурных подразделениях социальной сферы позволяет сделать вывод: внедрение современных информационных средств, и технологий, организованных в виде распределенных баз данных общего пользования позволит повысить эффективность работы территориальных органов управления и организаций социальной сферы за счет автоматизации операций по сбору, учету, поиску, обработке и выдаче достоверных данных, необходимых для принятия решений[1, с. 99-100].

По мнению Г.Г. Кузнецовой огромную роль в правильности и адекватности принимаемых мер по социальной защите населения имеет своевременная и достоверная информация. В настоящее время возник целый ряд объективных факторов, настоятельно требующих, изменения технологии обработки информации по социальной защите населения, удовлетворяющего новым требованиям:

- постоянное увеличение объёмов обрабатываемой информации и необходимость сокращении сроков ее обработки вследствие частого изменения законодательства по пенсионному обеспечению и социальной защите малоимущих слоев населения, отражающего нестабильность экономической и политической обстановки в стране;

- высокая интенсивность актуализации нормативно-правовой информации как в части содержания отдельных норм, так и некоторых разделов и даже нормативных актов: объем и сложность нормативно-правовой системы растут быстрее возможностей персонала органов социальной защиты населения овладеть правилами ее практического применения;

- потребность в налаживании должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищённых слоев населения (адресная защита);

- потребность в мощной информационно-аналитической базе, позволяющей осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать Программы-минимум и Целевые программы;

- постоянное изменение характера задач, стоящих перед органами социальной защиты населения, оперативное выполнение ими новых сложных функций;

- постоянно возрастающие требования к сотрудникам социальной защиты по повышению производительности и качества труда и необходимость сокращения текучести и повышения престижности их профессии[8, с. 65-66].

Информационные технологии в социальной сфере обеспечивают:

-сбор, накопление фактов и статических данных о социальных отношениях и процессах, социальной структуре населения, потенциале социальной инфраструктуры, эффективности принимаемых мер социальной защиты, группах и слоях населения, требующих особого внимания;

-хранение информации в такой форме, которая позволяла бы легко и быстро находить, своевременно обновлять и предъявлять информацию в случае необходимости;

-сравнение показателей текущих социальных процессов с нормативными моделями социального воспроизводства населения и с учетом динамики их изменений;

-взаимодействие федеральной, отраслевой и региональной структур анализа процессов функционирования социальной сферы; обеспечивают оперативное, своевременное и полное представление сведений и сообщений в соответствующей форме руководителям различных уровней.

Использование компьютерной техники в органах управления социальной защиты населения позволяет улучшить качество работы, способствует экономии времени при решении социальных проблем клиентов. Так, в Москве действуют следующие компьютеризированные информационные системы: " Льготы-справка" -- позволяет получить информацию о предоставляемых льготах отдельным категориям граждан; " Обращение-учет" -- содержит информацию о письменных обращениях граждан по пенсионным вопросам, льготам, социально-бытовому обслуживанию; " Архив" -- содержит фамилии и адреса пенсионных дел умерших, выбывших за границу, сменивших местожительство пенсионеров, перешедших на другой вид пенсии; " Пенсионер-транспорт" -- дает информацию об обеспечении транспортными средствами инвалидов и выплате компенсаций за бензин и транспортные услуги; " Пенсионер-справка" -- позволяет получить информацию о размере пенсии или пособия, компенсационных выплатах каждого получателя и др.

По целому ряду социально-ориентированных направлений Минтрудом России ведутся централизованные информационные разработки. Были предусмотрены работы по сопровождению и развитию программных комплексов:

- «Адресная социальная помощь»;

- «Региональное социальное законодательство»;

- «АРМ назначения и выплаты пособий»;

- «Подготовка, контроль и обобщение данных статистической отчетности по пенсионному обеспечению, медико-социальной экспертизы и социальной защиты населения»;

- «Подготовка, контроль и обобщение данных статистической отчетности по семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации»;

- «Учет ветеранов и участников ВОВ»;

- «Информационный комплекс бюро медико-социальной экспертизы.

Практика показала эффективность организации процесса разработки и сопровождения ПОв органах социальной защиты населения края, что можно выразить в следующих тезисах:

1) размещение служб разработки, внедрения и сопровождения в одном месте, близко к заказчику, способствует выработке правильного подхода к реализации поставленной задачи и оперативное ее выполнение;

2) разработка на региональном уровне приводит к оперативному отражению всех федеральных и региональных нормативных актов в программном обеспечении;

3) размещение разработчиков внутри автоматизируемой службы обеспечивает быстрое получение квалифицированных консультаций и методических рекомендаций.

Применение компьютерных технологий социальным работником имеет следующие положительные моменты:

- возрастает продуктивность его работы за счет устранения элементов рутинности труда (заполнение стандартных форм, проведение механического подсчета и др.), то есть за единицу рабочего времени он в состоянии выполнить больший объем работы;

- имеют адресную нацеленность на конкретного клиента при определении видов предоставляемой ему социальной помощи;

- появляется возможность составления «портрета социальных проблем» семьи, а не отдельного ее члена, это, в свою очередь, позволяет решать социальные проблемы семьи в комплексе;

- уменьшается количество механических ошибок, допускаемых при составлении справок, отчетов и другой документации.

Также необходимо отменить отрицательные стороны использования компьютерных технологий, присущие этому субъектному уровню:

- наблюдается низкая компьютерная грамотность работников социальной сферы;

- для технологического насыщения социальной работы компьютерными; технологиями требуется иная, чем при традиционных технологиях, логика мышления;

- изменяется коммуникационная сфера социальной работы, что выражается в уменьшении непосредственных контактов с клиентами и коллегами (для специалиста, работающего преимущественно с: базами данных, происходит «обезличивание» клиента).

Наш анализ показывает, что на современном уровне развития социальной работы и при нынешнем техническом сопровождении учреждений социальной сферы компьютерные системы в социальной сфере России в большинстве случаев выполняют лишь информационно-справочные и контрольные функции, в основном доступные первому субъектному уровню (менеджерам). Социальные работники используют КТ лишь в небольшой области практики (пенсионные фонды, отдельные учреждения социальной сферы).

Применительно к третьему типу субъектов социальной работы компьютерные технологии оказывают следующее положительное воздействие:

- повышают информированность клиента, причем главным условием здесь выступает доступность технической периферии и оперативность размещаемой в системе информации (справочные терминалы);

- обеспечивают оперативность получения ответа на запрос клиента;

- сокращают время получения социальной поддержки при появлении в социальном агентстве требуемых ресурсов;

- помогают адаптироваться людям с ограниченными физическими возможностями.

Таким образом, эти технологии будучи клиентоцентрированными обеспечивают адресность социальной помощи.

Функционирование и развитие социальной сферы невозможно без обмена информацией. Внедрение современных компьютерных информационных технологий в социальную сферу определяется усложнением социально-экономических процессов в обществе, все большей их зависимостью от информации и организованных информационных потоков, невозможностью в современных условиях решать социальные, экономические, управленческие и иные задачи при обработке информации вручную. Автоматизированная обработка, хранение и распространение социальной информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств позволяет повысить качество социальной информации, ее точность, объективность, оперативность и, как следствие этого, возможность принятия эффективных и своевременных управленческих решений. Появление, развитие и функционирование информационных технологий сопровождается процессом информатизации, который представляет собой «организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает правовой, научно-практический и методологический базис для формирования информационной политики в социальной сфере, предлагает единые программные и технические решения.

Сейчас уже можно констатировать тот факт, что без использования средств вычислительной техники и информационных технологий отрасль не может эффективно функционировать и развиваться.

Проведенный анализ литературных источников, изучение информационных ресурсов в разных структурных подразделениях социальной сферы позволяет сделать вывод: внедрение современных информационных средств, и технологий, организованных в виде распределенных баз данных общего пользования позволит повысить эффективность работы территориальных органов управления и организаций социальной сферы за счет автоматизации операций по сбору, учету, поиску, обработке и выдаче достоверных данных, необходимых для принятия решений.

5.3. Самостоятельная работа по теме: (вопросы)

Обсуждение «Значение информационных технологий в социальной сфере. (в интерактивной форме)

Перечень тем для обсуждения:

21 Понятие информационных технологий, история развития

22 Информационные технологии в современном мире

23 Информационные технологии и перспективы развития в будущем

24 Социальная сфера общества и ее структура

25 Информационные технологии в социальной сфере. Возможности совместного существования.

Методические указания к организации обсуждения:

По данным темам необходимо подготовить доклады в форме мультимедиа презентаций. Время выступления 5 минут, после каждого выступления дается 2 – 3 минуты для ответов на вопросы и обсуждение темы.

Для обсуждения выбирается руководитель, секретарь и жюри, включающее 3-х человек. При этом выступить должны все студенты группы, в том числе руководитель, секретарь и жюри.

Функции руководителя: Организация обсуждения. Организация выступления участников и сбор презентаций в общую сетевую папку (рабочая папка). Правильное формулирование имени файла. Следить за выполнением регламента и временем выступления участников. Контроль деятельности секретаря и жюри.

(Зарабатывает 3 балла к общему рейтингу по обсуждению.В случае максимальной суммы баллов идет вне конкурса).

Функции секретаря: Фиксация выступления участников обсуждения. Фиксация задаваемых вопросов и выставляемых баллов в специальной электронной форме. Подсчет результатов по обсуждения.

(Зарабатывает 1, 5 балла к общему рейтингу по конференции.В случае максимальной суммы баллов идет вне конкурса).

Функции жюри: Оценивание выступления участников и умения отвечать на вопросы. Члены жюри совещаются в конце выступления участников. Выставляют баллы. Оценивается само выступление, оформление презентации, а также умение отвечать на вопросы.

(Каждый член жюри зарабатывает 1, 5 балла к общему рейтингу по итогу обсуждения.В случае максимальной суммы баллов идет вне конкурса).

 

Презентации оформляются в соответствии со следующими требованиями:

Имя презентации: Иванов_И.И._101_соц_работа.

Презентация должна содержать ряд обязательных слайдов:

· Титульный лист:

o тема презентации;

o кто выполнил, кто проверил;

· План:

o структура Вашей презентации;

· Основная часть:

o слайд 1;

o слайд 2;

o слайд 3;

o …

· Список литературы:

o книги;

o интернет источники;

· Вежливость:

o Спасибо за внимание!

Требования к оформлению:

  • Выбрать единый фон оформления (цвет фона и текста должны быть контрастными, приветствуется холодный или белый фон).
  • Информация на слайдах должна быть структурирована (слайд может содержать ключевое положение, классификацию, объяснение, ситуацию, пример из жизни, цитату, статистические данные, анекдот, шутку, байку, мораль, вывод и др.)
  • Использовать шрифт без засечек (например, Arial), текст не более 40-50 слов на слайде.
  • Каждый слайд должен иметь заголовок (он должен быть выделен каким либо образом, например, иметь больший размер, чем остальной текст на слайде), в заголовках точки не ставятся.
  • Обязательное наличие изображений в презентации. Изображения должны быть выделены, например, обрамлены рамкой или использованы какие либо «эффекты для рисунка».
  • Активно использовать схемы, диаграммы, объекты SmartArt.
  • Анимация и звук должны быть профессиональными, используются только в случае необходимости.
  • Количество слайдов – не менее 10.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.