Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие №6. Тема: «Культура современного информационного общества»






Тема: «Культура современного информационного общества»

2. Форма организации занятия: практическое занятие (в интерактивной форме)

3. Значение изучения темы (актуальность изучаемой проблемы):

Сегодня, когда Россия входит в глобальное информационное общество, большую актуальность приобретают проблемы формирования информационной культуры, успешной социализации и идентичности личности в трансформирующемся социокультурном пространстве.

4. Цели обучения:

- общая:

владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11)

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19)

- учебная:

обучающийся должен знать актуальные проблемы информатизации социальной сферы; информационные аспекты современного этапа процесса развития цивилизации и основные закономерности глобального процесса информатизации общества; основные черты и особенности формирующегося глобального информационного общества и основные проблемы и тенденции его становления; новые возможности и новые проблемы человека в информационном обществе, и пути преодоления этих проблем

обучающийся должен уметь правильно ориентироваться в новой информационной реальности; понимать и правильно использовать в своей профессиональной деятельности современную научную терминологию, характерную для предметной области социальной информатики.

обучающийся должен владеть представлением об особенностях информатизации современного общества; терминологией, связанной с современными методами информатизации в обществе

5. План изучения темы:

5.1 Контроль исходного уровня знаний (тест на сайте дистанционного обучения cdo.krasgmu.ru)

5.2 Основные понятия и положения темы (наглядные формы – таблицы, схемы, алгоритмы и др.).

Информационное общество — увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

· возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

· развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

Учитывая глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни и экономической деятельности, их нередко называют компьютерной или информационной революцией. Более того, западная общественно-политическая мысль выдвинула различные варианты так называемой концепции «информационного общества», имеющей своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса, компьютерной и информационной революцией. О значимости и растущей популярности этой концепции на Западе свидетельствует все более нарастающий поток публикаций на эту тему. В настоящее время в западной общественно-политической мысли она постепенно выдвигается на то место, которое в 70-х годах занимала теория постиндустриального общества.

Необходимо отметить, что ряд западных и отечественных политологов и политэкономов склоняется к тому, чтобы провести резкую грань, отделяющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию постиндустриального общества, её сторонники повторяют и дальше развивают ряд важнейших положений технократизма, и традиционной футурологии.

Симптоматично, что ряд ведущих исследователей, сформулировавших теорию постиндустриального общества, как, например, Д. Белл, в настоящее время выступает в качестве сторонников концепции информационного общества. Для самого Белла концепция информационного общества стала своеобразным новым этапом развития теории постиндустриального общества. Как констатировал Белл, «революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер, развивается в контексте того, что я назвал постиндустриальным обществом».

Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах — в Японии, США и Западной Европе, — в которых в 60-х — 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.

У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

· Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

· Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

· Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

· Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

· Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учетом того, что в неё почти в полном объёме включается разработанная им в конце 60-х — начале 70-х годов теория постиндустриального общества) предлагает Д. Белл. Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Причем, считает Белл, для понимания этой революции особенно важны три аспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения.

Качественно новым моментом стала возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, информатика, кибернетика, теория принятия решений, теория игр и т. д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств.

Одним из крайне неприятных аспектов информатизации общества является утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех людей. Такое влияние, например, может осуществляться через террор, активно освещаемый СМИ. Современный терроризм это одно из следствий снижения устойчивости общества по мере его информатизации.

Возвращение устойчивости информационного общества может быть осуществлено через усиление политик учетности. Одним из новых направлений усиления политик учетности людей является биометрия. Биометрия занимается созданием автоматов способных самостоятельно узнавать людей. После событий 11 сентября 2001 года по инициативе США началось активное использование международных паспортов с биометрической идентификацией людей автоматами при пересечении границ государств.

Вторым важнейшим направлением усиления политик учетности в информационном обществе является массовое использование криптографии. Примером может служить СИМ карта в сотовом телефоне, она содержит криптографическую защиту учетности оплаты абонентами арендуемого у оператора канала цифровой связи. Сотовые телефоны являются цифровыми, именно переход на цифру позволил обеспечить всех желающих каналами связи, но без криптографии в СИМ картах сотовая связь не смогла бы стать массовой. Операторы сотовой связи не смогли бы надежно контролировать факт наличия денег на счете абонента и операции по снятию денег за пользование каналом связи.

Влияние культуры современного информационного обществам на стадиальное изменение социальных, личностных характеристик человека наблюдается» уже достаточно давно, во многих странах вступивших на путь информатизации. Россия XXI века связывает перспективы своего развития именно с теми аспектами жизнедеятельности, которые представляют наукоемкие технологии. Определив такой курс развития страны, несомненно, следует задуматься о том, каким же образом это скажется на каждом отдельном человеке, какие положительные и отрицательные последствия- могут возникнуть в; результате таких кардинальных преобразований. Отчасти предсказать возможные изменения в личности людей, можно на примере вступивших на данный этап развития еще в конце XX века, таких стран как США, Япония, Китай и др. Однако при таком подходе к изучению данного явления возникает сложность. Культура каждой страны уникальна, она складывалась из множества факторов, и на протяжении очень длительного периода, а процесс информатизации в общих своих чертах, един для, всех стран. В связи с этим, информационное общество США, Японии, Китая, и других стран имеет свой «культурно-инновационный окрас». Иными словами при сравнении характеристик изменения личности в каждой отдельной стране выявляется множество различий и в отношении «человек-человек» и в отношении «человек-машина», это в полной мере будет свойственно и для России, поэтому необходимо предпринимать попытки анализа уже проявивших себя изменений в личности, за недолгий период развития информационного общества в России.

Изменение социальных отношений людей под влиянием современных информационных технологий, сопутствующая этому виртуализация жизни ведут к трансформации личности; при этом характер личностных трансформаций и образа жизни человека под влиянием информационных технологий все еще остаются малоизученными. Становление информационного общества повлекло за собой как глубокие трансформации в обществе (смена среды обитания современного человека, трансформация

Диалектика современной компьютеризации весьма противоречива и не сводится к простому внедрению компьютеров. Эти противоречия проявляются в том, что технологические возможности информационного общества и те возможности, которые связаны с развитием социальной и культурной сферы, в известной мере, расходятся. Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Информационное пространство 2000-х гг. существенно отличается от информационного пространства человека в 1980— 1990-е гг. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу, особенно в сфере социального управления. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств. Зачастую становится выгоднее создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Культурно-информационное пространство социума под воздействием компьютеризации меняется, увеличивается в объеме, растет множественность кодов коммуникации, что неизбежно преобразует и социальные отношения, и человеческую ментальность.


54% использующих социальные сети делают это для общения со своими друзьями и знакомыми. Надо отметить, что из них порядка 16% общаются в Интернете с большим удовольствием, даже имея возможность реального общения. Это также может является диагностическим критерием типа личности «киберфил». Подмена реальности для, «киберфила» не является патологической. Трансляция норм и ценностей виртуальной среды обитания на реальность, сказывается на его дальнейшей склонности к как можно большей унификации, алгоритмизации отношений общения в реальной социальной среде, и, как следствие, в превалирующем стремлении к общению в психологически-приемлемых для него условиях, дистантного общения. 8% опрошенных рассматривают социальные сети как способ времяпрепровождения, игру или развлечение. По 7% респондентов ищут там новых знакомств, собирают информацию об интересующих людях и общаются с единомышленниками. 4% - мониторят круг знакомств и поведение своих близких. Иными словами, порядка 11% пользователей социальных сетей используют их именно как элемент слежки, получения информации о третьих лицах. Последнее является достаточно характерным именно для типа личности «киберфил». Осознавая свой статус в различных информационных социальных объединениях (сетях) как манипулируемого индивида, «киберфил», будет стараться выйти за рамки правил социальной сети, выступить если не ее «правителем» то ее главным «преступником», и в самой безобидной форме это может проявиться в стремлении к поиску информации о других пользователях для использования полученных данных в своих личных целях, а именно для управления индивидами, тем самым примеряя на себя роль манипулятора; либо-проявиться в взломе сайтов, уничтожении информации, написании вредоносных программ и т.п.

Тип личности «киберфил» обладает интуитивно приобретенной способностью к конструированию приемлемого общения с другими индивидами. Однако, построив имидж для одного конкретного индивида, он может его применять только в общении один на один. Попытки общения с разными людьми одновременно приводят к неудачам, так как для каждого данный тип личности вырабатывает свою методику и зачастую они не сочетаются и не комбинируются в единый стиль общения. Так из респондентов активно участвующих в жизни социальных сетей порядка 54% высказались о том, что в реальном общении с друзьями предпочитают встречаться с каждым из них в отдельности, а так же не любят собираться большими компаниями (от 3 и больше человек), так ответило порядка 86% из них. Сходная динамика прослеживается и среди студентов ТГУ им. Державина, также активно включившихся в жизнь социальных сетей. Один на один предпочитают общаться 42%, 88% не любят собираться большими компаниями. Эта тенденция так же может объясняться и с точки зрения стадийного развития типа личности «киберфил», так проходя стадии «некрофилии», «компьютерной некрофелии» в памяти индивида остаются отрицательные аспекты общения с окружающими его людьми, и в дальнейшем хоть и принимают латентную форму, но полностью не исчезают. Причина использования социальных сетей.

· Поиск старых знакомых

· Общение со знакомыми, друзьями

· Развлечения, игры, времяпрепровождение

· Общение с единомышленниками

· Сбор и получение информации об интересующих людях

· Поиск новых знакомств

· Мониторинг круга знакомств, и поведения близких

В рамках эмпирического исследования свое подтверждение нашла и гипотеза о том, что человек с типом личности является достаточно высокообразованным. Так, самое большое количество пользователей Интернет составляют люди с высшим образованием 33, 8% от общего числа Интернет-опрошенных, из них 17% проводят в Интернете более 10 часов в день, порядка 6 часов из которых тратятся на общение и онлайн игры, тем самым конструируя вокруг себя приемлемую виртуальную среду обитания. Следующими по численности идут пользователи с незаконченным высшим образованием. Со средним и средним специальным образованием в сети присутствуют 14, 8% и 11% пользователей соответственно.

5.3. Самостоятельная работа по теме: (вопросы)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.